Теория и практика организации занятий курса «Теоретическая педагогика» – новая область современной профессионально-педагогической практики, детерминирующей возможности подготовки педагогов-бакалавров к организации профессионально-педагогической деятельности по различным направлениям подготовки [1-6].
Методология изучения педагогических дисциплин реализует многомерную систему учета всех звеньев целостного педагогического процесса современной практики реализации модели «образование через всю жизнь», детализирующей успешность личности обучающегося в решении задач самообучения и самообразования, самосовершенствования и самореализации, социализации и самоутверждения через продукты ведущей деятельности и хобби, возможность анализа которых определена в работах [7-10].
Основы педагогического взаимодействия будущим педагогам по физической культуре могут быть проиллюстрированы на примере системы принципов воспитания или системы принципов педагогического взаимодействия (тренера и обучающихся, занимающихся выбранным видом спорта).
Примеры практики педагогического моделирования будут нами определены для детализации реализуемых идей продуктивного становления личности педагога и возможности формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося [11-27], верифицирующих постановку и решение задач педагогического моделирования в ресурсах самоидентификации и самореализации личности, возможности ситуативного становления и верификации качества формирования культуры самостоятельной работы личности, системной постановки и решения задач продуктивного самовыражения и самоутверждения через социально востребованные направления деятельности и общения.
Все общепедагогические дисциплины и ресурсы моделирования систем принципов воспитания и обучения, социализации и педагогического взаимодействия [28-34], определяют приоритетность постановки задачи моделирования и уточнения линейных и нелинейных систем принципов педагогического взаимодействия.
Система принципов воспитания – это совокупность положений теории и практики современного воспитания, обеспечивающих сохранения связи времен или нескольких поколений в поиске оптимальных условий развития личности и общества.
Система принципов воспитания – это реализуемые идеи социального сосуществования и сотрудничества, реализуемые через совокупность выбираемых средств и методов, методик и технологий педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия, предопределяющих качественное усвоение норм социальных отношений и культуры, отражающих перспективность построения тех или иных отношений, реализующих идеи гуманизма и сотрудничества, самовыражения и самоутверждения через позитивные продукты ведущей деятельности и хобби.
Линейная система принципов воспитания – это совокупность положений теории воспитания, представляющих последовательность однородных элементов организации современного воспитания, обеспечивающего качественное, своевременное развития личности обучающегося в системе воспитательно-образовательной и профессионально-трудовой деятельности образовательных учреждений непрерывного профессионального образования и институтов социализации.
Нелинейная система принципов воспитания – это иерархически детерминируемая совокупность положений теории воспитания, представляющих многовариативную последовательность реализуемых условий развития личности в социуме с его уникальной культурой, миропониманием и возможностью постановки различных задач, детерминируемых и определяемых в ресурсах моделей мультикультурных и полисистемных преобразований антропосреды и ноосферы, первой ступенью которой являются образовательные учреждения и институты социализации и просвещения.
Практика моделирования систем принципов педагогического взаимодействия многообразна, попытаемся представить несколько систем принципов педагогического взаимодействия в системе верификации качества оказания образовательных услуг и организации воспитательно-образовательного пространства современного образовательного учреждения.
Система принципов воспитания обучающихся 5-11 классы:
I. Принцип гуманизации современного воспитания и педагогического взаимодействия в модели поиска и оптимизации качества организуемой педагогической и профессионально-педагогической практики:
- принцип научности, ответственности, дисциплинированности, своевременности в постановке и решении задач взаимодействия в социуме, а также поликультурного развития личности в воспитательно-образовательном и культурно-историческом пространстве;
- принцип учета индивидуальных потребностей, возможностей и практики решения задач самоопределения и самоутверждения личности в социальном пространстве;
- принцип своевременной педагогической поддержки личности, имеющей специальные потребности в образовании, а также испытывающей затруднения в различных направлениях педагогически детерминируемых ресурсов развития личности (самоопределение, самосовершенствование, обучение, образование, социализация, адаптация и пр.);
- принцип формирования потребности в двигательной активности, интеллектуальном развитии и здоровом образе жизни;
- принцип единства материального и духовного в развитии личности обучающегося;
- принцип корректного, гуманно-личностного управления качеством педагогической деятельности и подготовкой обучающегося к самостоятельной жизни;
- принцип многократной проверки истинности реализуемых идей продуктивной социализации и самореализации в системе поиска оптимальных переходов из одного вида в другой (спорт, наука, искусство, культура и пр.).
II. Принцип продуктивности и самостоятельности личности обучающегося в мультисредовых отношениях и формах сотрудничества:
- принцип формирования потребности в самовыражении и самореализации, самосовершенствования и самоутверждения, саморазвития и самообразования, взаимодействия и общения в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях;
- принцип обеспечения порядка и законности в использовании ресурсов информационных систем и социальных сетей, продуктов культуры и искусства;
- принцип своевременного и социально, профессионально и личностно обусловленного формирования культуры самостоятельной работы личности;
- принцип единства самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самореализации, самообучения, саморазвития, самообразования, самосовершенствования личности в модели ведущей деятельности и хобби;
- принцип формирования внутренней мотивации и гуманно-продуктивного целеполагания личности, включенной в освоение социальных ролей;
- принцип единства целей и смыслов в развитии и саморазвитии личности;
- принцип поликультурной организации досуга и отдыха в модели развития личности;
- принцип единства воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, развития и саморазвития в работе с обучающимися и их родителями;
- принцип взаимопомощи и поддержки обучающегося в ученическом коллективе;
- принцип всестороннего развития и саморазвития личности в многомерном выборе направлений социализации и самореализации;
- принцип продуктивности в выборе оптимальных условий работы с обучающимися и их родителями.
III. Принцип формирования трудолюбия и включения личности в систему непрерывного профессионального образования как гаранта стабильности и конкурентоспособности в микро-, мезо-, макромасштабах:
- принцип формирования личности в труде и через трудовые отношения;
- принцип формирования потребности в продуктах деятельности и соревновании за качество и возможности сформированного мастерства;
- принцип контроля качества образования и модели реализации идей продуктивности и профессионализма;
- принцип своевременного и оптимального контроля в ресурсах объективности и субъектности модели педагогических отношений обучающихся, родителей, тренеров и администрации;
- принцип неоднородности развития личности в различные этапы возрастного становления;
- принцип активности и сознательности личности обучающегося в модели профессионального самоопределения;
- принцип состоятельности личной практики педагога в решении задач коррекции и ретрансляции социального и профессионально-трудового опыта;
- принцип единства репродуктивного и продуктивного обучения в модели подготовки обучающегося к самостоятельной жизни;
- принцип ограниченности и конечности в распределении времени и ресурсов антропосреды;
- принцип гибкости и практичности в выборе модели продуктивной самоорганизации личности;
- принцип единств школьного и внешкольного, досугового и трудового развития личности;
- принцип духовности в определении акмеперспектив становления личности в социальных, профессиональных и межличностных отношениях;
- принцип единства инновационного и традиционного в решении задач развития личности обучающегося и коллектива;
- принцип оптимального включения в систему непрерывного профессионального образования в модели перехода из одной возрастной группы в другую, из одного направления социализации и самореализации в другое.
Система принципов педагогического взаимодействия тренера
по киокушинкай карате-до (каратэ) с обучающимися, занимающимися
киокушинкай карате-до:
1. Принцип научной организации тренировок и включения личности в структуру соревнований по карате:
• принцип научности, наглядности, порядочности, доступности, прочности в реализации условий педагогического взаимодействия и воздействия на сознание и подсознание обучающегося методами гуманно-личностной педагогики и психотерапии;
• принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального контакта и взаимодействия в структуре тренировочного процесса и социально-педагогических взаимоотношений;
• принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся и взрослых, их уровня развития и культуры, сформированности потребностей в интеллектуальных и физических ресурсах саморазвития и самоутверждения;
• принцип учета полоролевых отношений и половых особенностей в организации занятий учебно-тренировочного процесса в каратэ;
• принцип природосообразности и культуросообразности продуктов и ресурсов оптимального выбора направления социализации и самореализации личности в модели занятий каратэ;
• принцип единства требований в педагогическом коллективе;
• принцип гуманизации современных полисубъектных отношений в тренировочно-соревновательном процессе;
• принцип акмеверифицирующего контроля за качеством подготовки спортсменов, занимающихся каратэ;
• принцип единства духовного, телесного и интеллектуального в развитии личности, занимающейся каратэ;
• принцип логичности и целеустремленности в самодетерминации обучающегося, занимающегося каратэ.
2. Принцип организации базовой и акмеверифицируемой общей физической подготовки (ОФП) спортсмена, занимающегося каратэ:
• принцип акмепрограммирования и акмесамопрограммирования личности спортсмена, занимающегося каратэ;
• принцип справедливости и точности в организации соревнований как условия успешного развития личности спортсмена и системы занятий и методико-методологического обеспечения организационных форм в каратэ;
• принцип разнообразия методов и упражнений в формировании общих физических качеств: сила, выносливость, скорость, реакция и т.д.;
• принцип рационализации основ ОФП в постановке и решении задач саморазвития личности обучающегося в тренировочном процессе;
• формирование продуктивности, приоритетов и потребностей спортсмена на занятиях карате как условия и продукта самообороны;
• принцип медитации, расслабления, восстановления организма в структуре изучения карате (физкультурные составляющие, философское самосознание личности, интеллектуальная готовность к развитию, духовность и пр.).
• принцип разностороннего воздействия на органы чувств спортсмена в структуре подготовки к занятиям и в модели учебно-тренировочного процесса;
• принцип локального воздействия на ту или иную группу мышц;
• принцип гармоничного развития телосложения и осанки спортсмена, занимающегося каратэ;
• принцип своевременного питания и восстановления организма спортсмена.
3. Принцип детализированной и оптимизированной специальной физической подготовки (СФП) в структуре решения задач развития юного каратиста:
• принцип подготовки спортсмена к спаррингу в определенной технике, отличающий ряду научно обоснованных требований;
• принцип оптимизации техники, тактики и методики обучения в карате;
• принцип использования специфических методов подготовки спортсмена для развития двигательной активности и способностей;
• принцип детализации и осознания важности и сформированности развития способностей реактивности и быстроты (повторный с ускорением, повторный с перемещением, уравнительный);
• принцип оптимальной нагрузки на организм спортсмена;
• принцип разнообразия в выборе и детализации возможностей развития личности спортсмена в модели сочетания и взаимозамещения учебно-тренировочных форм, методов и упражнений;
• принцип цикличности учебно-тренировочной системы и подготовки личности спортсмена в каратэ;
• принцип развития ловкости в учебно-тренировочном периоде подготовки спортсмена, занимающегося каратэ;
• принцип отработки ударов и техники в учебно-тренировочном процессе занятий каратэ;
• принцип разнообразия ударов на макиварах грушах;
• принцип сочетания контроля и самоконтроля в определении качества подготовки к соревнованиям.
4. Принцип здорового образа жизни (ЗОЖ) в реализации модели и практики тренировочного процесса и досуга юного каратиста:
• принцип рационального и своевременного, достаточного и сбалансированного питания;
• принцип современного восстановления и отдыха в структуре периодического развития и становления личности спортсмена, занимающегося каратэ;
• принцип формирования потребности в активном образе жизни и самовыражении, самореализации и самоутверждения.
5. Принцип профессиональной ориентации и своевременного включения личности в систему непрерывного профессионального образования:
• принцип оптимизации модели выбора профессии в системе противоречий «хочу – могу – надо – есть»;
• принцип пролонгации результатов и практики социализации и самореализации личности в модели непрерывного профессионального образования;
• принцип качественной подготовки и самоподготовки спортсмена, занимающегося каратэ, обеспечивающих возможность выбора и оптимизации модели перехода из одного вида спорта в другой, из одного направления социализации и самореализации личности в другой.
Выделенные системы принципов являются продуктами сотрудничества и сотворчества, рефлексии и анализа качества планируемой и организуемой педагогической деятельности педагога и тренера.
Библиографический список
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978-5-7262-2022-2.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978-5-7262-2023-9.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подг. «050100-Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978-5-7262-2024-6.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Зубанов В. П., Меркушева Э. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК // Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge : of the IV international scientific conference on February 16–17, 2014. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. P. 118-119.
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема// Гуманитарные научные исследования.2014. №12-1(40). С.140-143.
- Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Проф. образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Моделирование дефиниций категории “воспитание” как средство формирования культуры самостоятельной работы//Вестн. пед. инноваций.2009.№3(19).С.68-83.
- Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса «Теория обучения. Педагогические технологии» // Вестник педагогических инноваций. 2007. №1 (9). С.13-21.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12 (25). С. 97-102.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
- Козырева О.А. Творческий проект как средство и результат формирования и развития культуры самостоятельной работы // Вестник Тюмен. гос. ун-та. 2007. № 4. С. 108-112.
- Козырева О.А., Похоруков О.Ю., Платоненко А.И. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Пед. мастерство: матер. Междун. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С.6-8.
- Корниенко Е.Д., Козырева О.А., Похоруков О.Ю. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С.46-48.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов // Вестник педагогических инноваций. 2011. №1. С. 90-106.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк:КузГПА,2013.54 с.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О.А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD].
- Козырева О.А. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с.[+прил. на CD].
- Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978–5–7148–0346–8.
- Козырева О.А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Проф. образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Козырева О.А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11-2. С. 127-131.
- Карлагачев Д.В., Козырева О.А. Некоторые особенности построения и детерминации системы принципов в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» //Информация и образов.: границы коммуникаций. 2014. №6.С.15-16.
- Комарова М.А., Дымович М.Е., Попова О.Ю., Козырева О.А. Результативность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Система ценностей современного общества. 2011. № 17-2. С. 227-230.
- Катальникова А.И., Похоруков О.Ю., Козырева О.А. Особенности моделирования системы принципов управления ученическим коллективом // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 1. № 1-1 (7). С. 70-71.
- Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.