УДК 378.1; 371.3

КАЧЕСТВО И ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Бойкова Ирина Васильевна1, Авдеенко Максим Олегович2, Монахов Михаил Сергеевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент

Аннотация
В статье описывается возможность включения педагога по физической культуре в систему определения основ педагогического взаимодействия педагога по физической культуре или тренера по выбранному виду спорта с обучающимися, включенными в активный процесс занятий физической культурой и спортом. Данный процесс осуществляется в рамках изучения педагогических дисциплин, фасилитирующих формирование профессионально важных качеств, определяющих и верифицирующих истинность подготовки педагогов по физической культуре.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, образование, обучение, педагогическая деятельность, профессиональная культура, профессионально-важные качества, профессионально-педагогическая культура


THE QUALITY AND FEATURES OF THE DETERMINATION OF THE BASICS OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE STRUCTURE OF THE STUDY COURSE "THEORETICAL PEDAGOGY"

Boikova Irina Vasilievna1, Avdeenko Maxim Olegovich2, Monakhov Mikhail Sergeyevich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student

Abstract
The paper describes the possibility of including teacher of physical culture in determining the basis of pedagogical interaction of the teacher of physical culture or coach chosen sport with the students included in the active process of physical culture and sports. This process is carried out in the study of pedagogical disciplines, facilitative formation of professionally important qualities that define and verified the truth of preparation of teachers of physical culture.

Keywords: competence, education, educational activities, professional and pedagogical culture, professional culture, professional qualities, the culture of independent work, training


Библиографическая ссылка на статью:
Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4609 (дата обращения: 01.10.2017).

Теория и практика организации занятий курса «Теоретическая педагогика» – новая область современной профессионально-педагогической практики, детерминирующей возможности подготовки педагогов-бакалавров к организации профессионально-педагогической деятельности по различным направлениям подготовки [1-6].

Методология изучения педагогических дисциплин реализует многомерную систему учета всех звеньев целостного педагогического процесса современной практики реализации модели «образование через всю жизнь», детализирующей успешность личности обучающегося в решении задач самообучения и самообразования, самосовершенствования и самореализации, социализации и самоутверждения через продукты ведущей деятельности и хобби, возможность анализа которых определена в работах [7-10].

Основы педагогического взаимодействия будущим педагогам по физической культуре могут быть проиллюстрированы на примере системы принципов воспитания или системы принципов педагогического взаимодействия (тренера и обучающихся, занимающихся выбранным видом спорта).

Примеры практики педагогического моделирования будут нами определены для детализации реализуемых идей продуктивного становления личности педагога и возможности формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося [11-27], верифицирующих постановку и решение задач педагогического моделирования в ресурсах самоидентификации и самореализации личности, возможности ситуативного становления и верификации качества формирования культуры самостоятельной работы личности, системной постановки и решения задач продуктивного самовыражения и самоутверждения через социально востребованные направления деятельности и общения.

Все общепедагогические дисциплины и ресурсы моделирования систем принципов воспитания и обучения, социализации и педагогического взаимодействия [28-34], определяют приоритетность постановки задачи моделирования и уточнения линейных и нелинейных систем принципов педагогического взаимодействия.

Система принципов воспитания – это совокупность положений теории и практики современного воспитания, обеспечивающих сохранения связи времен или нескольких поколений в поиске оптимальных условий развития личности и общества.

Система принципов воспитания – это реализуемые идеи социального сосуществования и сотрудничества, реализуемые через совокупность выбираемых средств и методов, методик и технологий педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия, предопределяющих качественное усвоение норм социальных отношений и культуры, отражающих перспективность построения тех или иных отношений, реализующих идеи гуманизма и сотрудничества, самовыражения и самоутверждения через позитивные продукты ведущей деятельности и хобби.

Линейная система принципов воспитания – это совокупность положений теории воспитания, представляющих последовательность однородных элементов организации современного воспитания, обеспечивающего качественное, своевременное развития личности обучающегося в системе воспитательно-образовательной и профессионально-трудовой деятельности образовательных учреждений непрерывного профессионального образования и институтов социализации.

Нелинейная система принципов воспитания – это иерархически детерминируемая совокупность положений теории воспитания, представляющих многовариативную последовательность реализуемых условий развития личности в социуме с его уникальной культурой, миропониманием и возможностью постановки различных задач, детерминируемых и определяемых в ресурсах моделей мультикультурных и полисистемных преобразований антропосреды и ноосферы, первой ступенью которой являются образовательные учреждения и институты социализации и просвещения.

Практика моделирования систем принципов педагогического взаимодействия многообразна, попытаемся представить несколько систем принципов педагогического взаимодействия в системе верификации качества оказания образовательных услуг и организации воспитательно-образовательного пространства современного образовательного учреждения.

Система принципов воспитания обучающихся 5-11 классы:

I. Принцип гуманизации современного воспитания и педагогического взаимодействия в модели поиска и оптимизации качества организуемой педагогической и профессионально-педагогической практики:

- принцип научности, ответственности, дисциплинированности, своевременности в постановке и решении задач взаимодействия в социуме, а также поликультурного развития личности в воспитательно-образовательном и культурно-историческом пространстве;

- принцип учета индивидуальных потребностей, возможностей и практики решения задач самоопределения и самоутверждения личности в социальном пространстве;

- принцип своевременной педагогической поддержки личности, имеющей специальные потребности в образовании, а также испытывающей затруднения в различных направлениях педагогически детерминируемых ресурсов развития личности (самоопределение, самосовершенствование, обучение, образование, социализация, адаптация и пр.);

- принцип формирования потребности в двигательной активности, интеллектуальном развитии и здоровом образе жизни;

- принцип единства материального и духовного в развитии личности обучающегося;

- принцип корректного, гуманно-личностного управления качеством педагогической деятельности и подготовкой обучающегося к самостоятельной жизни;

- принцип многократной проверки истинности реализуемых идей продуктивной социализации и самореализации в системе поиска оптимальных переходов из одного вида в другой (спорт, наука, искусство, культура и пр.).

II. Принцип продуктивности и самостоятельности личности обучающегося в мультисредовых отношениях и формах сотрудничества:

- принцип формирования потребности в самовыражении и самореализации, самосовершенствования и самоутверждения, саморазвития и самообразования, взаимодействия и общения в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях;

- принцип обеспечения порядка и законности в использовании ресурсов информационных систем и социальных сетей, продуктов культуры и искусства;

- принцип своевременного и социально, профессионально и личностно обусловленного формирования культуры самостоятельной работы личности;

- принцип единства самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самореализации, самообучения, саморазвития, самообразования, самосовершенствования личности в модели ведущей деятельности и хобби;

- принцип формирования внутренней мотивации и гуманно-продуктивного целеполагания личности, включенной в освоение социальных ролей;

- принцип единства целей и смыслов в развитии и саморазвитии личности;

- принцип поликультурной организации досуга и отдыха в модели развития личности;

- принцип единства воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, развития и саморазвития в работе с обучающимися и их родителями;

- принцип взаимопомощи и поддержки обучающегося в ученическом коллективе;

- принцип всестороннего развития и саморазвития личности в многомерном выборе направлений социализации и самореализации;

- принцип продуктивности в выборе оптимальных условий работы с обучающимися и их родителями.

III. Принцип формирования трудолюбия и включения личности в систему непрерывного профессионального образования как гаранта стабильности и конкурентоспособности в микро-, мезо-, макромасштабах:

- принцип формирования личности в труде и через трудовые отношения;

- принцип формирования потребности в продуктах деятельности и соревновании за качество и возможности сформированного мастерства;

- принцип контроля качества образования и модели реализации идей продуктивности и профессионализма;

- принцип своевременного и оптимального контроля в ресурсах объективности и субъектности модели педагогических отношений обучающихся, родителей, тренеров и администрации;

- принцип неоднородности развития личности в различные этапы возрастного становления;

- принцип активности и сознательности личности обучающегося в модели профессионального самоопределения;

- принцип состоятельности личной практики педагога в решении задач коррекции и ретрансляции социального и профессионально-трудового опыта;

- принцип единства репродуктивного и продуктивного обучения в модели подготовки обучающегося к самостоятельной жизни;

- принцип ограниченности и конечности в распределении времени и ресурсов антропосреды;

- принцип гибкости и практичности в выборе модели продуктивной самоорганизации личности;

- принцип единств школьного и внешкольного, досугового и трудового развития личности;

- принцип духовности в определении акмеперспектив становления личности в социальных, профессиональных и межличностных отношениях;

- принцип единства инновационного и традиционного в решении задач развития личности обучающегося и коллектива;

- принцип оптимального включения в систему непрерывного профессионального образования в модели перехода из одной возрастной группы в другую, из одного направления социализации и самореализации в другое.

Система принципов педагогического взаимодействия тренера
по киокушинкай карате-до (каратэ) с обучающимися, занимающимися
киокушинкай карате-до:

1. Принцип научной организации тренировок и включения личности в структуру соревнований по карате:

• принцип научности, наглядности, порядочности, доступности, прочности в реализации условий педагогического взаимодействия и воздействия на сознание и подсознание обучающегося методами гуманно-личностной педагогики и психотерапии;

• принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального контакта и взаимодействия в структуре тренировочного процесса и социально-педагогических взаимоотношений;

• принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся и взрослых, их уровня развития и культуры, сформированности потребностей в интеллектуальных и физических ресурсах саморазвития и самоутверждения;

• принцип учета полоролевых отношений и половых особенностей в организации занятий учебно-тренировочного процесса в каратэ;

• принцип природосообразности и культуросообразности продуктов и ресурсов оптимального выбора направления социализации и самореализации личности в модели занятий каратэ;

• принцип единства требований в педагогическом коллективе;

• принцип гуманизации современных полисубъектных отношений в тренировочно-соревновательном процессе;

• принцип акмеверифицирующего контроля за качеством подготовки спортсменов, занимающихся каратэ;

• принцип единства духовного, телесного и интеллектуального в развитии личности, занимающейся каратэ;

• принцип логичности и целеустремленности в самодетерминации обучающегося, занимающегося каратэ.

2. Принцип организации базовой и акмеверифицируемой общей физической подготовки (ОФП) спортсмена, занимающегося каратэ:

• принцип акмепрограммирования и акмесамопрограммирования личности спортсмена, занимающегося каратэ;

• принцип справедливости и точности в организации соревнований как условия успешного развития личности спортсмена и системы занятий и методико-методологического обеспечения организационных форм в каратэ;

• принцип разнообразия методов и упражнений в формировании общих физических качеств: сила, выносливость, скорость, реакция и т.д.;

• принцип рационализации основ ОФП в постановке и решении задач саморазвития личности обучающегося в тренировочном процессе;

• формирование продуктивности, приоритетов и потребностей спортсмена на занятиях карате как условия и продукта самообороны;

• принцип медитации, расслабления, восстановления организма в структуре изучения карате (физкультурные составляющие, философское самосознание личности, интеллектуальная готовность к развитию, духовность и пр.).

• принцип разностороннего воздействия на органы чувств спортсмена в структуре подготовки к занятиям и в модели учебно-тренировочного процесса;

• принцип локального воздействия на ту или иную группу мышц;

• принцип гармоничного развития телосложения и осанки спортсмена, занимающегося каратэ;

• принцип своевременного питания и восстановления организма спортсмена.

3. Принцип детализированной и оптимизированной специальной физической подготовки (СФП) в структуре решения задач развития юного каратиста:

• принцип подготовки спортсмена к спаррингу в определенной технике, отличающий ряду научно обоснованных требований;

• принцип оптимизации техники, тактики и методики обучения в карате;

• принцип использования специфических методов подготовки спортсмена для развития двигательной активности и способностей;

• принцип детализации и осознания важности и сформированности развития способностей реактивности и быстроты (повторный с ускорением, повторный с перемещением, уравнительный);

• принцип оптимальной нагрузки на организм спортсмена;

• принцип разнообразия в выборе и детализации возможностей развития личности спортсмена в модели сочетания и взаимозамещения учебно-тренировочных форм, методов и упражнений;

• принцип цикличности учебно-тренировочной системы и подготовки личности спортсмена в каратэ;

• принцип развития ловкости в учебно-тренировочном периоде подготовки спортсмена, занимающегося каратэ;

• принцип отработки ударов и техники в учебно-тренировочном процессе занятий каратэ;

• принцип разнообразия ударов на макиварах грушах;

• принцип сочетания контроля и самоконтроля в определении качества подготовки к соревнованиям.

4. Принцип здорового образа жизни (ЗОЖ) в реализации модели и практики тренировочного процесса и досуга юного каратиста:

• принцип рационального и своевременного, достаточного и сбалансированного питания;

• принцип современного восстановления и отдыха в структуре периодического развития и становления личности спортсмена, занимающегося каратэ;

• принцип формирования потребности в активном образе жизни и самовыражении, самореализации и самоутверждения.

5. Принцип профессиональной ориентации и своевременного включения личности в систему непрерывного профессионального образования:

• принцип оптимизации модели выбора профессии в системе противоречий «хочу – могу – надо – есть»;

• принцип пролонгации результатов и практики социализации и самореализации личности в модели непрерывного профессионального образования;

• принцип качественной подготовки и самоподготовки спортсмена, занимающегося каратэ, обеспечивающих возможность выбора и оптимизации модели перехода из одного вида спорта в другой, из одного направления социализации и самореализации личности в другой.

Выделенные системы принципов являются продуктами сотрудничества и сотворчества, рефлексии и анализа качества планируемой и организуемой педагогической деятельности педагога и тренера.


Библиографический список
  1. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  2. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013.  53 с.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978-5-7262-2022-2.
  5. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978-5-7262-2023-9.
  6. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подг. «050100-Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978-5-7262-2024-6.
  7. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  8. Зубанов В. П., Меркушева Э. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК // Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge : of the IV international scientific conference on February 16–17, 2014.  Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014.  P. 118-119.
  9. Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педа­го­гическая проблема// Гуманитарные научные исследования.2014. №12-1(40). С.140-143.
  10. Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
  11. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Проф. образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
  12. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
  13. Козырева О.А. Моделирование дефиниций категории “воспитание” как средство формирования культуры самостоятельной работы//Вестн. пед. инноваций.2009.№3(19).С.68-83.
  14. Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  15. Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса «Теория обучения. Педагогические технологии» // Вестник педагогических инноваций.  2007. №1 (9). С.13-21.
  16. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12 (25). С. 97-102.
  17. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
  18. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  19. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  20. Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
  21. Козырева О.А. Творческий проект как средство и результат формирования и развития культуры самостоятельной работы // Вестник Тюмен. гос. ун-та. 2007. № 4. С. 108-112.
  22. Козырева О.А., Похоруков О.Ю., Платоненко А.И. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагоги­ческого моделирования // Пед. мастерство: матер. Междун. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С.6-8.
  23. Корниенко Е.Д., Козырева О.А., Похоруков О.Ю. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С.46-48.
  24. Кошелев А. А., Козырева О. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов // Вестник педагогических инноваций.  2011.  №1.  С. 90-106.
  25. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  26. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.
  27. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  28. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с.
  29. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк:КузГПА,2013.54 с.
  30. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  31. Козырева О.А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+прил. на CD].
  32. Козырева О.А. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с.[+прил. на CD].
  33. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978–5–7148–0346–8.
  34. Козырева О.А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  35. Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Проф. образование в России и за рубежом.  2012.  №1 (5).  С. 27-29.
  36. Козырева О.А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11-2. С. 127-131.
  37. Карлагачев Д.В., Козырева О.А. Некоторые особенности построения и детерминации системы принципов в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» //Информация и образов.: границы коммуникаций. 2014. №6.С.15-16.
  38. Комарова М.А., Дымович М.Е., Попова О.Ю., Козырева О.А. Результативность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Система ценностей современного общества. 2011. № 17-2. С. 227-230.
  39. Катальникова А.И., Похоруков О.Ю., Козырева О.А. Особенности моделирования системы принципов управления ученическим коллективом // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 1. № 1-1 (7). С. 70-71.
  40. Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.


Все статьи автора «Бойкова Ирина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: