УДК 376

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Гаврилова Надежда Ивановна1, Веденеева Светлана Николаевна2
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 г. Валдай», учитель русского языка и литературы
2Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 г. Валдай», учитель истории

Аннотация
В данной статье рассматривается религиозный аспект инклюзивного образования, отношение учителей и родителей к православию и православной культуре, обосновывается необходимость духовно-нравственного развития учителей и родителей как людей, ответственных за воспитание детей, подростков и молодежи. Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 г. Валдай».

Ключевые слова: инклюзивное образование., религия, школа


INCLUSIVE EDUCATION. RELIGIOUS ASPECTS. PEDAGOGICAL STUDIES

Gavrilova Nadezhda Ivanovna1, Vedeneyeva Svetlana Nikolaevna2
1Municipal autonomous educational institution «High school №2 Valdai», teacher of Russian language and literature
2Municipal autonomous educational institution «High school №2 Valdai», history teacher

Abstract
This article explores the religious aspect of inclusive education, the attitude of teachers and parents to Orthodoxy and the Orthodox culture, substantiates the necessity of spiritual and moral development of teachers and parents as the people responsible for the education of children, adolescents and young adults. The study is a Municipal autonomous educational institution «High school №2 Valdai».

Keywords: inclusive education, religion, school


Библиографическая ссылка на статью:
Гаврилова Н.И., Веденеева С.Н. Инклюзивное образование. Религиозный аспект. Педагогическое исследование // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4612 (дата обращения: 01.10.2017).

Инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. Такая система должна учитывать потребности всех детей: детей с нормальным развитием и детей с отклонениями от нормы: ограниченными возможностями здоровья, разных этнических групп, полов, возрастов, для которых целесообразно совместное получение образования [1].

Работы по инклюзивному образованию обусловлена сотрудничеством образовательных учреждений с другими учреждениями, способствующими адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме. К такого рода партнерам можно отнести и религиозные организации, прежде всего относящиеся к Русской Православной Церкви.

Православие всегда имело свой, отличный от других христианских концессий взгляд по различным позициям. Александр Невский сражался с Ливонским орденом, чтобы не допустить католичество на Русь, Смута и война с поляками, отстаивание своей веры, борьба за свой взгляд, свои ценности в течение столетий, не прошла бесследно – даже сейчас в XXI веке, эти ценности живут в душе каждого из нас. К ним относятся и наши позиции по инклюзивному образованию (представлению об инвалидах).

Данное исследование основывается на положении о том, что нравственное развитие и воспитание учащихся – общее дело родителей и учителей, церкви и государства.

В МАОУ «СШ №2 г. Валдай» обучается 698 человек, детей-инвалидов – 14 человек. 43 учащихся с диагнозом ЗПР, 18 учащихся 8 вида, 7 человек – дети-сироты.

В связи с переходом детей-инвалидов, обучающихся в филиале нашей школы, в основную школу и классы – нормы нами было проведено анкетирование, которое было нацелено на выявление препятствий и отношения учителей и родителей к обучению детей-инвалидов в нашей школе.

В анкетировании приняли участие 30 учителей и 75 родителей. Им было предложено ответить на следующие вопросы: «Что препятствует интеграции детей-инвалидов в общую школу?»; «Нужно ли детям-инвалидам взаимодействие с церковью?»

Таблица 1. Результаты анкетирования родителей и педагогов, в %

Респоденты

Финанси-рование школ

Квалифи-кация учителей

Законода-тельство

Соц. установки в обществе

Предпоч-тения родителей детей-инвалидов (класс-норма)

Нужно ли детям-инвалидам взаимодействие с церковью

Родители

50

41

40

54

70

70

Учителя

20

0

25

23

10

27

Анкетирование выявило следующие результаты.

Учителя считают, что обладают достаточной квалификацией для обучения данной категории обучающихся (100%), готовы обучать детей-инвалидов в классах нормы (100%), несмотря на проблемы финансирования школы (66%), социальные установки в обществе (неготовность родителей и учащихся классов нормы учиться вместе с детьми – инвалидами) (76%), и предпочтения родителей детей-инвалидов (учеба в классе-норма) (30%). Также большинство учителей положительно относятся к православной культуре и высоко оценивают ее влияние на учащихся (90%).

83% учителей считают законодательство РФ достаточно сформированным для работы с учащимися.

Анкетирование родителей дало противоречивые результаты. Родители скептически относятся к квалификации педагогов (54%), социальным установкам в обществе (72%), законодательству РФ (53%), финансированию школы (66%), но в тоже время они готовы отдать своих детей в класс-норму (93%). На последний вопрос большинство из них неожиданно для нас ответило положительно (93%).

На основании данных результатов мы сделали вывод о возможности введения религиозного аспекта в инклюзивное образование нашей школы.

В рамках Соглашения о сотрудничестве комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Новгородской Митрополии Русской Православной Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности от 11 мая 2012 года в ОУ введен курс «Основы православной культуры», реализуется программа культуроведческой направленности «Лучик» (составитель Гаврилова Н.И.). Данная программа дополняет курс «Основы православной культуры и светской этики», не повторяя ее. Отличительная особенность методической разработки заключается в эффективном использовании в процессе организации занятий возможностей социума, в том числе демонстрация архитектурных особенностей, архивных материалов Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, организация занятий на его базе, а также на базе музея колоколов, Валдайского национального парка.

МАОУ «СШ №2 г. Валдай»
многие годы работает в содружестве с Валдайским Благочинием. Елена Игоревна Бойцова, помощник благочинного о.Игоря (Бойцова) по работе с молодежью, – частый гость в школе. Особое внимание уделяется ребятам с ОВЗ, учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Для выявления отношения родителей к православию в целом и к возможности приобщения детей к духовной жизни нами был составлен опросник. По результатам ответов было выявлено, что большинство опрошенных, будучи крещеными, далеки от церкви. Но отец Игорь (Бойцов), настоятель Свято-Троицкого собора, отмечает, что около 100 ребят ходят в Воскресную школу, поют в храме. Это свидетельствует о духовно-нравственном развитии и воспитании детей.

Структура инклюзивного образования как в России, так и в Новгородской области, только начинает свое развитие. Несомненно, и учителя, и родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности, но, однако можно отметить существенную тенденцию: позитивный настрой родителей на инклюзивное образование через приобщение детей к православным традициям и духовным ценностям.

В связи с этим нам представляется целесообразным включить религиозный аспект в инклюзивное образование детей.

Комфортная учебная обстановка на уроках, участие всех детей без исключения в совместных мероприятиях и жизни школы благоприятно влияет на общий уровень социализации. «Обычные» и «необычные» дети работают вместе, совместно приобщаются к православной культуре и традициям. А самое главное дети и родители преодолевают социальные предрассудки и сознательно вместе идут к единой цели – воспитанию духовности посредством православия.


Библиографический список
  1. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып.3.


Все статьи автора «Gavrilova Nadezhda»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: