Инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. Такая система должна учитывать потребности всех детей: детей с нормальным развитием и детей с отклонениями от нормы: ограниченными возможностями здоровья, разных этнических групп, полов, возрастов, для которых целесообразно совместное получение образования [1].
Работы по инклюзивному образованию обусловлена сотрудничеством образовательных учреждений с другими учреждениями, способствующими адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме. К такого рода партнерам можно отнести и религиозные организации, прежде всего относящиеся к Русской Православной Церкви.
Православие всегда имело свой, отличный от других христианских концессий взгляд по различным позициям. Александр Невский сражался с Ливонским орденом, чтобы не допустить католичество на Русь, Смута и война с поляками, отстаивание своей веры, борьба за свой взгляд, свои ценности в течение столетий, не прошла бесследно – даже сейчас в XXI веке, эти ценности живут в душе каждого из нас. К ним относятся и наши позиции по инклюзивному образованию (представлению об инвалидах).
Данное исследование основывается на положении о том, что нравственное развитие и воспитание учащихся – общее дело родителей и учителей, церкви и государства.
В МАОУ «СШ №2 г. Валдай» обучается 698 человек, детей-инвалидов – 14 человек. 43 учащихся с диагнозом ЗПР, 18 учащихся 8 вида, 7 человек – дети-сироты.
В связи с переходом детей-инвалидов, обучающихся в филиале нашей школы, в основную школу и классы – нормы нами было проведено анкетирование, которое было нацелено на выявление препятствий и отношения учителей и родителей к обучению детей-инвалидов в нашей школе.
В анкетировании приняли участие 30 учителей и 75 родителей. Им было предложено ответить на следующие вопросы: «Что препятствует интеграции детей-инвалидов в общую школу?»; «Нужно ли детям-инвалидам взаимодействие с церковью?»
Таблица 1. Результаты анкетирования родителей и педагогов, в %
Респоденты |
Финанси-рование школ |
Квалифи-кация учителей |
Законода-тельство |
Соц. установки в обществе |
Предпоч-тения родителей детей-инвалидов (класс-норма) |
Нужно ли детям-инвалидам взаимодействие с церковью |
Родители |
50 |
41 |
40 |
54 |
70 |
70 |
Учителя |
20 |
0 |
25 |
23 |
10 |
27 |
Анкетирование выявило следующие результаты.
Учителя считают, что обладают достаточной квалификацией для обучения данной категории обучающихся (100%), готовы обучать детей-инвалидов в классах нормы (100%), несмотря на проблемы финансирования школы (66%), социальные установки в обществе (неготовность родителей и учащихся классов нормы учиться вместе с детьми – инвалидами) (76%), и предпочтения родителей детей-инвалидов (учеба в классе-норма) (30%). Также большинство учителей положительно относятся к православной культуре и высоко оценивают ее влияние на учащихся (90%).
83% учителей считают законодательство РФ достаточно сформированным для работы с учащимися.
Анкетирование родителей дало противоречивые результаты. Родители скептически относятся к квалификации педагогов (54%), социальным установкам в обществе (72%), законодательству РФ (53%), финансированию школы (66%), но в тоже время они готовы отдать своих детей в класс-норму (93%). На последний вопрос большинство из них неожиданно для нас ответило положительно (93%).
На основании данных результатов мы сделали вывод о возможности введения религиозного аспекта в инклюзивное образование нашей школы.
В рамках Соглашения о сотрудничестве комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Новгородской Митрополии Русской Православной Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности от 11 мая 2012 года в ОУ введен курс «Основы православной культуры», реализуется программа культуроведческой направленности «Лучик» (составитель Гаврилова Н.И.). Данная программа дополняет курс «Основы православной культуры и светской этики», не повторяя ее. Отличительная особенность методической разработки заключается в эффективном использовании в процессе организации занятий возможностей социума, в том числе демонстрация архитектурных особенностей, архивных материалов Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, организация занятий на его базе, а также на базе музея колоколов, Валдайского национального парка.
МАОУ «СШ №2 г. Валдай»
многие годы работает в содружестве с Валдайским Благочинием. Елена Игоревна Бойцова, помощник благочинного о.Игоря (Бойцова) по работе с молодежью, – частый гость в школе. Особое внимание уделяется ребятам с ОВЗ, учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для выявления отношения родителей к православию в целом и к возможности приобщения детей к духовной жизни нами был составлен опросник. По результатам ответов было выявлено, что большинство опрошенных, будучи крещеными, далеки от церкви. Но отец Игорь (Бойцов), настоятель Свято-Троицкого собора, отмечает, что около 100 ребят ходят в Воскресную школу, поют в храме. Это свидетельствует о духовно-нравственном развитии и воспитании детей.
Структура инклюзивного образования как в России, так и в Новгородской области, только начинает свое развитие. Несомненно, и учителя, и родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности, но, однако можно отметить существенную тенденцию: позитивный настрой родителей на инклюзивное образование через приобщение детей к православным традициям и духовным ценностям.
В связи с этим нам представляется целесообразным включить религиозный аспект в инклюзивное образование детей.
Комфортная учебная обстановка на уроках, участие всех детей без исключения в совместных мероприятиях и жизни школы благоприятно влияет на общий уровень социализации. «Обычные» и «необычные» дети работают вместе, совместно приобщаются к православной культуре и традициям. А самое главное дети и родители преодолевают социальные предрассудки и сознательно вместе идут к единой цели – воспитанию духовности посредством православия.
Библиографический список
-
Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып.3.