УДК 37.016:004.9

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Грызлова Мария Сергеевна1, Новикова Ирина Николаевна2
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, студентка кафедры бизнес-информатики и информационных технологий
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, старший преподаватель кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Статья посвящена предпосылкам, разработке, оценке и осуществлению проекта в процессе обучению информатики. Рассматриваются составляющие управления проектами и его процессам на этапах конструирования, проектирования и моделирования.

Ключевые слова: задача, качество, методы управления проектами, проект, средства управления проектами, управление проектами


THE TEACHING OF INFORMATICS IN THE CONTEXT OF PROJECT MANAGEMENT

Gryzlova Mariya Sergeevna1, Novikova irina Nikolaevna2
1Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov, student of the Department of business Informatics and information technologies
2Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov, senior lecturer of the Department of business Informatics and information technologies

Abstract
The Article is devoted to the prerequisites, development, evaluation and implementation of the project in the process of learning computer science. Considers the elements of project management and its processes at the stages of design, design and simulation.

Keywords: project, project management, project management techniques, project management tools, quality, task


Библиографическая ссылка на статью:
Грызлова М.С., Новикова И.Н. Применение управления проектами при изучении курса информатики // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4696 (дата обращения: 01.10.2017).

Решение научно-технической и социально-экономической  задачи подразумевает реализацию кого-либо проекта. Знания и умения в проектировании способствуют более эффективному решению поставленных задач. При обучении информатике главной задачей является анализ содержания предмета на предмет соответствия образовательному стандарту с перспективой применения полученных знаний. Предпосылками к разработке проекта обучения информатике являются быстрое развитие информационных технологий.

Проект можно представить как деятельность по разработке и реализации плана действий для достижения поставленных целей. Определение «проект» содержится в понятии «управление проектом».

Проект – это задача с определенными исходными данными и предлагаемыми результатами. Проект содержит:

  1. Задача.
  2. Средства реализации задачи.
  3. Анализ планируемых результатов [6].

Задача – деятельность, которая осуществляется в рамках проекта. Характеризуется списком проблем, логической последовательностью их выполнения, временными параметрами и требованиями к ресурсам.  Под ресурсами мы понимаем программное, техническое и методическое обеспечение, временные затраты, которые необходимы для выполнения задачи.

Процесс решения поставленных задач состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка задач;
  2. Построение математических моделей;
  3. Разработка алгоритма решения задач и реализация этапов алгоритма;
  4. Анализ и отладка алгоритма;
  5. Исполнение алгоритма;
  6. Обработка и анализ результатов тестирования решения задач;
  7. Документирование и сопровождение.

Объем выполненных работ, время их реализации, качество выполнения, материальные затраты, время освоения результатов проекта, степень реализуемости результатов проекта являются показателями эффективности реализации проекта.

Одними из самых важных показателей являются – объем работ, время и качество. При изменении одного из показателей изменяются два другие. Эти показатели принято называть проектным треугольником или тройным ограничением. Это одна из моделей показывающая взаимосвязь характеристик проекта. «Проектный треугольник» приходится учитывать  при согласовании различных требований проекта.

Методы и средства управления проектами дают возможность:

  • оценить эффективность проекта с факторами риска и неопределенности;
  • осуществить системное планирование проекта на всех этапах жизненного цикла;
  • оценить возможность применения информационных технологий;
  • определить материальные и технические ресурсы, соответствующие ограничениям;
  • обеспечить контроль, регулирование и управление изменениями;
  • организовать системное управление качеством услуги или продукции;
  • учет человеческих факторов.

Для успешного управления проектом необходима постоянная корректировка проекта в зависимости от изменения условий среды. Значения имеют много факторы: человеческий фактор, качественное предоставление услуг или продукции, применение информационных технологий, а также многое другое.

Управление проектами – методология руководства, планирования,  организации, координации информационных, материальных, трудовых и технических ресурсов на протяжении всего проекта, которая направлена на эффективное достижение целей при применении современных методов и технологий управления [6].

Существуют различные схемы управления проектами, наиболее эффективной, для обучения информатике, является схема «расширенного управления». Руководителем проекта, в такой схеме, является преподаватель, который несет ответственность за проект в пределах поставленной проблемы. Он является координатором процессов проекта. Заказчиком такого проекта может быть: государство, конкретное предприятие.

Так как система обучения является динамической и существует в условиях неопределенности, то необходимо выделить инвентарь, который позволит применить полученные знания в изменяющихся производственных условиях. Неопределенности проекта могут быть связаны с начальным уровнем подготовки будущего специалиста, изменяющимися требованиями к специалистам и с самомотивацией.

Для курса информатики составляются:

  1. Содержание, которое включает базовые алгоритмы, виды математических моделей, программные средства.
  2. Формы и метода обучения.
  3. Средства обучения.

Средства обучения – это как источник информации, так и инструмент усвоения учебного материала. Средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным относятся: тестовые и дидактические материалы, лабораторное оборудование, учебники, средства наглядности, технические средства. К идеальным относятся: учебные программы, системы условных обозначений в информатике и вычислительной технике [5].

Выходные параметры – модель специалиста как система знаний, умений и навыков. Внешние параметры – содержание специальных курсов. Между выходными и внутренними параметрами существует связь корреляционного типа, которая обладает некоторыми функциями: регулирования, нормирования, ориентирования, управления и другими.

Функции управления делятся на основные (координирующая, задающая, контролирующая и регулирующая) и обеспечивающие (нормативно-методическая, информационная, экспертная, аналитическая).

Управление проектами включает в себя несколько процессов:

  • инициализацию проекта;
  • планирование проекта;
  • исполнение проекта;
  • контроль проекта;
  • анализ проекта;
  • разработку деталей проекта;
  • реализацию проекта.

Процесс планирования включает в себя:

  1. Планирование целей проекта.
  2. Последовательность и взаимосвязь операций.
  3. Оценка длительности этапов.
  4. Определение критериев успешности этапов.

Процесс исполнения и контроля предусматривают:

  1. Детальную проработку методов и средств.
  2. Определение последовательности работ.
  3. Разработку компонентов содержания каждой темы.

Процесс анализа включает:

  1. Анализ сроков, затрат, ресурсов.
  2. Подтверждение качества результата каждой операции.

Процесс анализа начинается с анализа внутренней и внешней сред. К внешним факторам относятся: технологические; ресурсообеспеченность; востребованность полученных знаний; нормативные.

Факторы внутренней среды – базовая подготовка на момент начала проекта, а так же программное и техническое обеспечение.

Завершение проекта иметь в виду тестирование, интеграцию проектов и взаимодействия с заказчиком.

На рисунке 1 можно увидеть процессы управления их взаимосвязь и реализацию.

Рисунок 1 – Взаимосвязь процессов управления проектами и их реализация.

Стратегия проекта – главное звено в выборе направлений действий с целью получения результатов проекта. Стратегия – комплексный план, который предназначен для обеспечения достижений целей организации. Для обучения информатике стратегия подразумевает определение выходных, внешних и внутренних параметров, установку связей между ними и оптимизацию ресурсов, методов и форм [1].

При определении стратегии проекта необходимо помнить, что:

  1. Проект и его реализация являются сложной системой. Управление проектом — управляющая функция, проект – управляемая подсистема.
  2. Реализация стратегии иметь в виду определенные изменения, которые свойственны организационной структуре. Это приводит к созданию специальных координационных механизмов, предусмотренных формами и методами текущего контроля.
  3. Объем проекта, вид работы, программное, методическое и техническое обеспечение, продолжительность выполнения этапов проекта, временные параметры, качество проектных решений, использование компонентов и ресурсов проекта все это является управляемыми параметрами проекта.

В проекте существует ряд свойств, которые помогают организовать работу по его реализации: возникновение, существование и развитие во внешней среде; состав проекта в процессе реализации и развития остается неизменным; можно выделять новые элементы.

Метод управления проектами, применяемый к обучению информатике, позволяет эффективно управлять затратами, качественными и временными параметрами, предполагает разработку стратегиями проекта, помогает определить методы и средства реализации проекта, контролировать качество проекта на всех этапах его разработки. Все это способствует повышению качества обучения информатике.


Библиографический список
  1. Мазур И.И. Управление проектами: учебное пособие – Москва: Омега-Л, 2008.
  2. Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.
  3. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия вузов и работодателей // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск, (16 августа2011 г.). – Новосибирск: Издательство НГУ , 2011 – 419 с. – С. 386-390
  4. Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии [Текст]: практикум. – Магнитогорск, 2011.- 188 с.
  5. Новикова И.Н. Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным  учреждением // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар.  науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-13 марта 2015г.// ФГАОУ ВПО «Рос. гос.  проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. –С. 379-383.
  6. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  7. Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е. М. РазинкинаВ. Н. Макашова3. М. УметбаевИ. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.
  8. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Использование информационных технологий в управлении проектами [Текст]: учеб.пособие – Магнитогорск, 2011. – 216 c.


Все статьи автора «Грызлова Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: