Развитие культуры общения у подрастающего поколения является важной задачей социума – не только сегодня, но и во все времена.
Например, в начале 20-го века задача социализации детей успешно решалась великим советским педагогом А.С. Макаренко в организованных им трудовых коммунах. В ходе совместной деятельности социальные навыки детей быстро и значительно развивались [2, с. 1-2].
В настоящее же время, важным фактором развития социальной культуры молодого поколения является система дополнительного образования.
Важной задачей для педагога дополнительного образования в работе с детьми является создание комфортной, доброжелательной и творческой атмосферы на занятиях – что важно для формирования культуры общения.
Это справедливо для любого из направлений деятельности учреждения дополнительного образования МБОУ ДОД ДУМ «Икар». Одним из этих направлений является работа студии декоративно-прикладного искусства «Веселые мастера». Помимо всего прочего, в ней имеются необходимые условия для совершенствования социального взаимодействия обучающихся:
- во-первых деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- во-вторых выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.
Влиять на формирование и постепенное развитие детского коллектива в объединении возможно через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок смог бы ощутить себя необходимым и значимым;
- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях;
- создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Обучая детей технологиям декоративно-прикладного искусства, большое внимание уделяется воспитанию детского коллектива.
В студии декоративно-прикладного искусства, где занимаются дети в возрасте 7-11 лет, педагогом используются следующие педагогические приемы, позволяющие сплотить детский коллектив:
1. С первых занятий, когда записавшиеся в детское объединение еще мало знают друг друга, организуется знакомство в форме игры, во время которой каждый из присутствующих рассказывает всем немного о себе.
2. На первых занятиях педагог вместе с ребятами разрабатывает правила поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения). Такие правила, обдуманные и изложенные самостоятельно детьми, обязательно ими соблюдаются без дополнительных напоминаний педагога.
3. В студии проводится традиционный ритуал – посвящение в члены детского объединения, в ходе которого новичку вручают значок, галстук или эмблему детского объединения, знакомят его с летописью. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучивает девиз и гимн коллективного творчества [1, с. 2]:
Дружная компания за партами сидит,
Веселая компания поделки мастерит,
Коллаж и аппликация, плетение, плакат,
Работа быстро спорится у мастеров ребят.
Дело мастера боится!
Нам на месте не сидится,
Лепим, вяжем, вышиваем,
Не грустим, не унываем!
Мы веселые ребята,
Мы пока-что мастерята,
Будем веселы, тогда
Станем точно мастера!
Нам веселье не помеха,
Много дела, много смеха,
И своими мы руками
Смастерим подарок маме.
4. Продолжением работы по сплочению коллектива является выбор лидера. В детский коллектив постепенно вводится система временных или постоянных. Такие поручения (несложные для исполнения) помогают каждому ребенку ощутить себя членом коллектива. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию.
5. Еще одним способом объединения обучающихся в единый коллектив стала организация различных форм воспитательных мероприятий, выездных мероприятий: экскурсия, поход в музей, в кинотеатр на выставки. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. Для сплочения ребят, не важно, будет ли это день рождения коллектива или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и в процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
Обучающихся в студии декоративно-прикладного искусства «Веселые мастера» детей увлекает коллективное творчество.
Разумеется, деятельность студии не ограничивается такими занятиями. Помимо всего прочего, программа ее работы предусматривает и профориентационный аспект. В качестве примера можно взять занятие «Путешествие в страну мастеров». Его задача заключается в том, чтобы познакомить детей с профессиями – искусствовед, реставратор, макетчик, дизайнер, ювелир, мастер кукол и др.
В занятии используются разнообразные наглядные материалы и оборудование, в том числе компьютерное. Его ход предполагает инструктаж по технике безопасности и перерыв на физкультминутку.
Занятие проводится в форме путешествия по воображаемой стране, различные части которой посвящены различным профессиям. В качестве примера можно привести [1, с. 5-6]:
«Путешествие на остров дизайнеров»
Вот идет один из жителей острова, и сейчас он нам о себе расскажет.
Обучающийся (исполняющий роль дизайнера): рассказывает про свою профессию.
Дизайнер интерьера – это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.
Дизайнер интерьера создаёт неповторимую обстановку, стиль, красоту и уют в помещении, воплощая в реальность мечты и настроения заказчиков. В дизайне интерьера существует множество различных стилей, сформировавшихся в различные исторические эпохи: хай-тек, неорусский, деконструктивизм, романский, модернизм и т.д.
Профессия дизайнера интерьеров подразумевает весь процесс оформления интерьера, начиная с планировки помещения, освещения, систем вентиляции, акустики, отделки стен и заканчивая расстановкой мебели, текстильным дизайном и установкой навигационных знаков.
Высокая востребованность на рынке труда, интересная творческая работа, возможность реализовать свои фантазии и замыслы, постоянная новизна и разнообразие проектов, возможность совершенствоваться и развиваться от проекта к проекту. Как правило, у дизайнеров интерьеров высокая оплата труда, так как к услугам дизайнеров обращаются состоятельные люди.
Место работы
дизайн-студии;
мебельные фабрики, фирмы и магазины;
архитектурные организации;
индивидуальная деятельность дизайнера интерьера.
(Выполнение творческого задания по созданию интерьера комнаты своей мечты)
Педагог: Ух, ты, а на этом остове живут не только дизайнеры интерьера, а еще и дизайнеры одежды!
Обучающийся (исполняющий роль дизайнера одежды): рассказывает про профессию.
Дизайнер одежды – специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.
Особенности профессии
Дизайнер одежды разрабатывает концепции коллекций одежды, подбирает ткани, фурнитуру, составляет техническую документацию для производства (сотрудничая с технологом, конструктором).
Он находится в постоянном творческом поиске, разрабатывая новые композиционные приемы. Для этого он исследует традиции национальных костюмов, а также находки других дизайнеров, посещая показы, музеи, рассматривая иллюстрированные каталоги, живопись старых мастеров и т.д.
Дизайнер одежды работает на швейных фабриках, в домах моделей.
(Моделирование рубашки в технике оригами)
Кроме того, занятие «Путешествие в страну мастеров» также предполагает практическую деятельность творческого плана – изготовление браслетов из бисера и булавок, изготовление рубашки в технике оригами и т.п.
Подобного рода деятельность способствует эстетическому воспитанию детей и, соответственно, их культурному развитию.
Выполненные работы обучающихся занимают призовые места в конкурсах декоративно-прикладного искусства: IV Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» (лауреат), Региональный Фестиваль детского и юношеского творчества «Виват, Победа!» (диплом 1 степени), Х Городской Фестиваль творческих коллективов школ г.о. Тольятти «Весенняя пора» (лауреаты и дипломант 2 степени).
Работа педагога по формированию сплоченного коллектива, организованная на занятиях в студии декоративно-прикладного искусства «Веселые мастера» является актуальной задачей и способствует развитию у обучающихся:
- устойчивого интереса к занятиям;
- воспитанию культуры общения в детском коллективе, воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи;
- воспитанию коллективизма, трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, привитие навыков культуры труда, уважительного отношения к человеку и результатам его труда.
- воспитанию художественного вкуса, развитию мотивации к коллективному творчеству.
Можно отметить, реализация мероприятий проекта «Веселые мастера» в рамках деятельности МБОУ ДОД ДУМ «Икар» принесла результаты.
Очевидно, что коллектив студии принимает активное участие в творческой и общественной деятельности г. Тольятти, что служит показателем эффективности его работы. Сплоченность коллектива обучающихся и развитая культура общения служит обязательным условием этой эффективности.
Библиографический список
- Зорина М.Ю. Путешествие в страну мастеров. Конспект занятия. МБОУ ДОД ДУМ «Икар» – Тольятти, 2014.
- Макаренко С.А. Методика организации воспитательного процесса. (электронная версия). – http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm