УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА “ВЕСЕЛЫЕ МАСТЕРА”

Зорина Маргарита Юрьевна1, Кирдянова Анна Александровна2
1МБОУ ДОД ДУМ “Икар”, г.о. Тольятти, педагог дополнительного образования
2МБОУ ДОД ДУМ “Икар”, г.о. Тольятти, методист

Аннотация
В работе представлены разнообразные приемы сплочения коллектива детей в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: коллектив, студия


FORMATION OF A COHESIVE TEAM OF ARTS AND CRAFTS STUDIO "FUNNY ARTISANS"

Zorina Margarita Yurievna1, Kirdyanova Anna Aleksandrovna2
1House of students "Icarus", Togliatti, teacher of additional education
2House of students "Icarus", Togliatti, methodologist

Abstract
The paper presents various methods of teambuilding children in additional education establishment.

Библиографическая ссылка на статью:
Зорина М.Ю., Кирдянова А.А. Формирование сплоченного коллектива студии декоративно-прикладного искусства “Веселые мастера” // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4240 (дата обращения: 03.10.2017).

Развитие культуры общения у подрастающего поколения является важной задачей социума – не только сегодня, но и во все времена.

Например, в начале 20-го века задача социализации детей успешно решалась великим советским педагогом А.С. Макаренко в организованных им трудовых коммунах. В ходе совместной деятельности социальные навыки детей быстро и значительно развивались [2, с. 1-2].

В настоящее же время, важным фактором развития социальной культуры молодого поколения является система дополнительного образования.

Важной задачей для педагога дополнительного образования в работе с детьми является создание комфортной, доброжелательной и творческой атмосферы на занятиях – что важно для формирования культуры общения.

Это справедливо для любого из направлений деятельности учреждения дополнительного образования МБОУ ДОД ДУМ «Икар». Одним из этих направлений является работа студии декоративно-прикладного искусства «Веселые мастера». Помимо всего прочего, в ней имеются необходимые условия для совершенствования социального взаимодействия обучающихся:

- во-первых деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

- во-вторых выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.

Влиять на формирование и постепенное развитие детского коллектива в объединении возможно через:

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок смог бы ощутить себя необходимым и значимым;

- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях;

-  создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Обучая детей технологиям декоративно-прикладного искусства, большое внимание уделяется воспитанию детского коллектива.

В студии декоративно-прикладного искусства, где занимаются дети в возрасте 7-11 лет, педагогом используются следующие педагогические приемы, позволяющие сплотить детский коллектив:

1.         С первых занятий, когда записавшиеся в детское объединение еще мало знают друг друга, организуется знакомство в форме игры, во время которой каждый из присутствующих рассказывает всем немного о себе.

2.         На первых занятиях педагог вместе с ребятами разрабатывает правила поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения). Такие правила, обдуманные и изложенные самостоятельно детьми, обязательно ими соблюдаются без дополнительных напоминаний педагога.

3.         В студии проводится традиционный ритуал – посвящение в члены детского объединения, в ходе которого новичку вручают значок, галстук или эмблему детского объединения, знакомят его с летописью. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучивает девиз и гимн коллективного творчества [1, с. 2]:

Дружная компания за партами сидит,

Веселая компания поделки мастерит,

Коллаж и аппликация, плетение, плакат,

Работа быстро спорится у мастеров ребят.

Дело мастера боится!

Нам на месте не сидится,

Лепим, вяжем, вышиваем,

Не грустим, не унываем!

Мы веселые ребята,

Мы пока-что мастерята,

Будем веселы, тогда

Станем точно мастера!

Нам веселье не помеха,

Много дела, много смеха,

И своими мы руками

Смастерим подарок маме.

4.         Продолжением работы по сплочению коллектива является выбор лидера. В детский коллектив постепенно вводится система временных или постоянных. Такие поручения (несложные для исполнения) помогают каждому ребенку ощутить себя членом коллектива. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию.

5.         Еще одним способом объединения обучающихся в единый коллектив стала организация различных форм воспитательных мероприятий, выездных мероприятий: экскурсия, поход в музей, в кинотеатр на выставки. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. Для сплочения ребят, не важно, будет ли это день рождения коллектива или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и в процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого  без исключения.

Обучающихся в студии декоративно-прикладного искусства «Веселые мастера» детей увлекает коллективное творчество.

Разумеется, деятельность студии не ограничивается такими занятиями. Помимо всего прочего, программа ее работы предусматривает и профориентационный аспект. В качестве примера можно взять занятие «Путешествие в страну мастеров». Его задача заключается в том, чтобы познакомить детей с профессиями – искусствовед, реставратор, макетчик, дизайнер, ювелир, мастер кукол и др.

В занятии используются разнообразные наглядные материалы и оборудование, в том числе компьютерное. Его ход предполагает инструктаж по технике безопасности и перерыв на физкультминутку.

Занятие проводится в форме путешествия по воображаемой стране, различные части которой посвящены различным профессиям. В качестве примера можно привести [1, с. 5-6]:

«Путешествие на остров дизайнеров»

Вот идет один из жителей острова, и сейчас он нам о себе расскажет.

Обучающийся (исполняющий роль дизайнера): рассказывает про свою профессию.

Дизайнер интерьера – это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.

Дизайнер интерьера создаёт неповторимую обстановку, стиль, красоту и уют в помещении, воплощая в реальность мечты и настроения заказчиков. В дизайне интерьера существует множество различных стилей, сформировавшихся в различные исторические эпохи: хай-тек, неорусский, деконструктивизм, романский, модернизм и т.д.

 Профессия дизайнера интерьеров подразумевает весь процесс оформления интерьера, начиная с планировки помещения, освещения, систем вентиляции, акустики, отделки стен и заканчивая расстановкой мебели, текстильным дизайном и установкой навигационных знаков.

Высокая востребованность на рынке труда, интересная творческая работа, возможность реализовать свои фантазии и замыслы, постоянная новизна и разнообразие проектов, возможность совершенствоваться и развиваться от проекта к проекту. Как правило, у дизайнеров интерьеров высокая оплата труда, так как к услугам дизайнеров обращаются состоятельные люди.

Место работы

 дизайн-студии;

 мебельные фабрики, фирмы и магазины;

 архитектурные организации;

 индивидуальная деятельность дизайнера интерьера.

(Выполнение творческого задания по созданию интерьера комнаты своей мечты)

Педагог: Ух, ты, а на этом остове живут не только дизайнеры интерьера, а еще и дизайнеры одежды!

Обучающийся (исполняющий роль дизайнера одежды): рассказывает про профессию.

Дизайнер одежды – специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Особенности профессии

Дизайнер одежды разрабатывает концепции коллекций одежды, подбирает ткани, фурнитуру, составляет техническую документацию для производства (сотрудничая с технологом, конструктором).

Он находится в постоянном творческом поиске, разрабатывая новые композиционные приемы. Для этого он исследует традиции национальных костюмов, а также находки других дизайнеров, посещая показы, музеи, рассматривая иллюстрированные каталоги, живопись старых мастеров и т.д.

Дизайнер одежды работает на швейных фабриках, в домах моделей.

(Моделирование рубашки в технике оригами)

Кроме того, занятие «Путешествие в страну мастеров» также предполагает практическую деятельность творческого плана – изготовление браслетов из бисера и булавок, изготовление рубашки в технике оригами и т.п.

Подобного рода деятельность способствует эстетическому воспитанию детей и, соответственно, их культурному развитию.

Выполненные работы обучающихся занимают призовые места в конкурсах декоративно-прикладного искусства: IV Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» (лауреат), Региональный Фестиваль детского и юношеского творчества «Виват, Победа!» (диплом 1 степени), Х Городской Фестиваль творческих коллективов школ г.о. Тольятти «Весенняя пора» (лауреаты и дипломант 2 степени).

Работа педагога по формированию сплоченного коллектива, организованная на занятиях в студии декоративно-прикладного искусства «Веселые мастера» является актуальной задачей и способствует развитию у обучающихся:

- устойчивого интереса к занятиям;

- воспитанию культуры общения в детском коллективе, воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи;

- воспитанию коллективизма, трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, привитие навыков культуры труда, уважительного отношения к человеку и результатам его труда.

- воспитанию художественного вкуса, развитию мотивации к коллективному творчеству.

Можно отметить, реализация мероприятий проекта «Веселые мастера» в рамках деятельности МБОУ ДОД ДУМ «Икар» принесла результаты.

Очевидно, что коллектив студии принимает активное участие в творческой и общественной деятельности г. Тольятти, что служит показателем эффективности его работы. Сплоченность коллектива обучающихся и развитая культура общения служит обязательным условием этой эффективности.


Библиографический список
  1. Зорина М.Ю. Путешествие в страну мастеров. Конспект занятия. МБОУ ДОД ДУМ «Икар» – Тольятти, 2014.
  2. Макаренко С.А. Методика организации воспитательного процесса. (электронная версия). – http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm


Все статьи автора «DNPeregudov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: