Рост семейного неблагополучия является внушающей беспокойство тенденцией в развитии современного общества (в том числе и в нашей стране). Причина этого заключается в совокупном воздействии многих факторов – социальных, экономических, психологических и других.
А ведь именно семья является, в большинстве случаев, той социальной средой, которая формирует человека и продолжает влиять на него в течение большей части жизни. Ведя социальную жизнь, оказываясь в новом коллективе, создавая собственную семью, он будет транслировать те ценности, что получил в семье [4, с. 2]. Следовательно, от качества семейного воспитания во многом зависит существование всего общества.
Воспитание – лишь одна из функций семьи. К иным относятся репродуктивная, хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, эмоциональная и другие.
Таким образом, роль семьи, как в формировании отдельного индивида, так и социума в целом, можно счесть ключевой. Семья формирует общество. Однако, и обратное тоже верно – общество формирует семью. Именно поэтому негативные изменения во внешней среде всегда соответственно повлияют и на детско-родительский коллектив.
Современный кризис семьи в РФ привел к утрате моральных ориентиров, взаимному отчуждению поколений, безответственности в родительстве [1, с. 5]. Преодоление сложившегося кризиса педагоги и психологи видят в обеспечении развития воспитательного потенциала семьи [2, с. 15].
Для его формирования следует способствовать как развитию ответственного родительства, так и эмоциональной связи между поколениями.
Существующие в стране учреждения дополнительного образования могут оказать значительную помощь в развитии воспитательного потенциала семьи [3, с. 2]. Они относительно свободны в выборе форм взаимодействия с семьями обучающихся.
Такое сотрудничество может предполагать не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Доме учащейся молодежи “Икар” городского округа Тольятти на основе многолетнего опыта работы создана собственная система взаимодействия с родителями обучающихся.
Ее необходимость стала ясна из анализа данных анкетирования, а также личных бесед с родителями.
Так на базе МБОУ ДОД ДУМ “Икар” с октября 2012 г. реализуется инновационный проект “Школа для родителей “Мы вместе”.
Школа располагает разнообразными направлениями деятельности, ориентированными на удовлетворение социальных, психологических, педагогических, юридических, медицинских и культурно-досуговых потребностей современных семей.
Проект представляет собой единую структуру, каждый компонент которой связан с другими, что обеспечивает их взаимодополняющий эффект в повышении воспитательного потенциала семьи.
Вокруг Школы формируется система социокультурных взаимодействий – своего рода педагогическая среда, развивающая воспитательный потенциал семей (участников проекта). Создание и развитие данного пространства и является целью проекта (Рисунок 1).
Рисунок 1 – система социокультурных взаимодействий в Школе для родителей “Мы вместе”.
Для достижения цели ДУМ “Икар” использует все многообразие своих ресурсов, перечень которых приведен ниже. Это:
- Организационно-управленческие ресурсы – администрация МБОУ ДОД ДУМ “Икар”, рабочая группа по реализации проекта, соисполнители.
- Материально-технические ресурсы – компьютерное оборудование, оргтехника, канцелярские товары, материалы для проведения мероприятий школы.
- Кадровые ресурсы – квалифицированные специалисты МБОУ ДОД ДУМ “Икар”; привлеченные специалисты социальных служб, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения.
- Методические ресурсы – действующее законодательство, локальные акты и нормативно-правовое обеспечение проекта, банк и каталог методических материалов.
- Финансовые ресурсы – бюджетные средства, выделенные в текущем финансовом году на осуществление образовательной деятельности учреждения, а также привлеченные средства.
- Информационные ресурсы – официальный сайт УДОД, социальная сеть «в контакте», СМИ: ООО “Редакция газеты “Панорама Самарской области”, газета “Вакансии + обучение”, газета “Работяга”.
Интегральное воздействие разнообразных и разнонаправленных направлений деятельности Школы для родителей “Мы вместе” является основой новизны проекта.
Школа реализует следующие направления работы с семьей:
- Педагогическая мастерская.
- Организация семейной творческой мастерской.
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.
- Подготовка и поддержка граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- Проведение социокультурных мероприятий с семьями различных категорий.
- Правовая поддержка семьи.
- Волонтерская деятельность.
- Здоровьесберегающая деятельность.
- Информационное обеспечение проекта.
Важным элементом деятельности Школы является взаимодействие с различными организациями г.о. Тольятти.
Это многообразие осуществляемой деятельности и подходов к работе с семьей, объединенных в общую систему – основа инновационности данного проекта.
За период реализации проекта приоритетными участниками Школы являются семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Постоянными участниками мероприятий, проводимых в ее рамках, являются 85 семей.
Иногда вместо родителей в проекте участвуют бабушки и дедушки. Вовлечение старшего поколения в воспитательный процесс позитивно сказывается на сплочении семей и преемственности традиций.
Для оценки результативности работы осуществляется мониторинг деятельности Школы по таким направлениям как:
1) мониторинг посещаемости проводимых мероприятий, а также изучение отзывов;
2) психолого-педагогический анализ развития воспитательного потенциала семей.
К настоящему времени можно отметить результаты реализации проекта через следующие наблюдаемые показатели:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса;
• возникновение дискуссий по инициативе родителей;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Отмечается творческое сотрудничество обучающихся, педагогов, родителей на основе единой цели социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия с семьей.
Изготовлены и распространены методические материалы по содержанию деятельности Школы - 1200 штук, комплект раздаточного материала (1400 штук).
Оказана консультативно-методическая помощь семьям в объеме 60 консультаций.
Повысилась мотивация к участию в инновационном процессе поддержки семейного воспитания у 53% педагогических работников.
Привлечены к участию в мероприятиях инновационного проекта более 500 человек.
85 семей являются постоянными участниками деятельности Школы.
Увеличилось количество родителей, вовлечённых в образовательный процесс и составляет 32%.
С начала 2014-2015 учебного года 4 мероприятия Школы реализуются в рамках сетевого городского проекта «Территория успеха».
Опыт реализации проекта представлен учреждением на разных уровнях:
- Ежегодная презентация деятельности Школы и ее результатов организуется на Дне открытых дверей, Годовом отчетном концерте.
- Стендовая презентация на Фестивале инновационных школ г.о. Тольятти (2014 г.), городском родительском Форуме (2013 г.).
- Участие в областной научно-практической конференции «Воспитание детей и молодежи в современном образовательном пространстве», статьи на сайте (2014, 2015 г.г.).
- Публикация в Электронном периодическом научном журнале «SCI-ARTICLE.RU» (2014 г.).
- Участие в Международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии», статья в сборнике (2014 г.).
В качестве заключения следует отметить, что сформированная в Школе для родителей «Мы вместе» система социокультурных взаимодействий выполняет свою функцию – обеспечивает развитие воспитательного потенциала семьи. Многообразие направлений работы проекта обеспечивает это.
Библиографический список
- Андреева Т.В. Семейная психология. СПб, 2004.
- Дымова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.
- Метлякова Л.А. Развитие воспитательного потенциала семьи в процессе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых (на примере учреждений дополнительного образования детей). Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь. Статья.
- Метлякова Л.А. Организация информационного пространства учреждений дополнительного образования детей как средства развития воспитательного потенциала семьи / Л.А. Метлякова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров: Научный журнал, 2011.– №2 (3). Статья.