УДК 372.893; 372.834

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТУДЕНТАМИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Метленко Екатерина Алексеевна
ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
преподаватель медико-фармацевтического колледжа

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению взаимодействия преподавателя со студентами в социальных сетях неспециализированной направленности. Автор отмечает достоинства, недостатки и перспективность данного направления педагогической деятельности. Автор делится собственным опытом работы со студентами в отечественной социальной сети «В Контакте» и делает вывод об эффективности применения данного способа педагогического воздействия.

Ключевые слова: интерактивное взаимодействие, образовательные информационные технологии, преподаватель и студент, социальные сети


THE LECTURER-STUDENT INTERACTION THROUGH THE SOCIAL NETWORK SERVICES AS THE EFFECTIVE PEDAGOGICAL INFLUENCE WAY

Metlenko Ekaterina Alekseevna
Kursk State Medical University
Medical-Pharmaceutical College Lecturer

Abstract
The article is devoted the lecturer-student interaction through the non-professional social network services. The author subscribes the merits, flaws and perspectives this way of teaching activities. The author shares with the own experience of work with the students through the Russian social network service “V Kontakte” and comes to conclusion about the effectiveness of use this pedagogical influence way.

Библиографическая ссылка на статью:
Метленко Е.А. Взаимодействие со студентами в социальной сети как эффективный способ педагогического воздействия // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4535 (дата обращения: 29.05.2017).

На заре информационной эпохи основатель крупнейшей IT-корпорации AppleСтив Джобс заявил, что главной причиной, из-за которой люди будут приобретать домашний компьютер, станет выход в информационно-телекоммуникационную сеть. Действительно, несмотря на значительные отличия современных портативных устройств (планшетов, смартфонов и пр.) от ЭВМ 1980‑х гг., функция  выхода в сеть Интернет стала их основным назначением.

Молодёжной аудиторией Интернет используется для решения разнообразных задач: поиска информации, самообразования, совершения покупок, общения, развлечений и пр. Причем наибольшей привлекательностью среди многочисленных сайтов обладают социальные сети, так как посредством социальной сети может быть реализована каждая из указанных выше задач. В частности, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в октябре 2014 г., более половины лиц в возрасте от 18 лет до 24 лет  общаются с другими пользователями в чатах, на форумах и в социальных сетях ежедневно [1]. Собственные наблюдения за представителями более ранней возрастной группы – от 15 лет до 18 лет – свидетельствуют, что социальная сеть нередко становится местом их постоянного виртуального пребывания.

Модель современного Интернета (WEB 2.0) подразумевает, что разработчики сайтов предлагают лишь инструментарий для самостоятельного создания пользователем собственного виртуального пространства, наполнения сети индивидуальным контентом для его обсуждения с единомышленниками. Заинтересованность подростка вкупе с возможностью быстрого доступа в Интернет может привести к проблемам длительного «зависания» в сети и  Интернет-зависимости, что неоднократно становилось предметом обсуждения педагогов и психологов. Однако в современных условиях более актуальным становится иной аспект – возможность использования виртуального пространства социальной сети как площадки взаимодействия педагога со студентами.

В последнее время круг исследований, предметом которых стал вопрос о педагогическом потенциале социальных сетей, расширяется. В частности, анализ указанной проблематики представлен в работах В.И. Гинко и А.Г. Тарарова [2], И.Н. Голицына [3], А.В. Дикова [4],  О.А. Клименко [5], О.М. Макеевой [6], А.В. Могилева [7], Н.Н. Чалдышкиной [8]. В целом, авторы отмечают, что социальные сети как инструмент взаимодействия преподавателя и студентов недооценены, ведь в педагогической деятельности социальные сети можно использовать для эффективной организации коллективной работы учебной группы, долгосрочной проектной деятельности, международных обменов и реализации иных задач.

Высокая степень разноплановой эффективности социальных сетей обусловлена внутренним замыслом данной категории сайтов. Разработчики создают их на основании ряда принципов, которые призваны привлечь внимание пользователей. Некоторые из этих принципов применимы при создании поля интерактивного взаимодействия педагога со студентами: принцип присутствия (возможность студентов увидеть, находится ли преподаватель на сайте, вступить с ним в диалог с целью решения учебных задач); принцип общения (студенты могут комментировать учебные материалы, обсуждать их между собой, уточнять проблемные моменты у преподавателя); группы (возможность сформировать внутри социальной сети сообщество по интересам, например, виртуальную группу реальной учебной группы для быстрого распространения информации, выложенной преподавателем в группе или на собственной странице в социальной сети); коммуникативный принцип – обмен (возможность предоставлять студентам учебные материалы – фотографии, документы, ссылки, презентации и т.д.).

Следствием данного подхода к работе педагога с обучающимися становится демократизация обучения, выраженная в том, что студент самостоятельно распределяет время самоподготовки, осуществляет поиск информации и выбор информационных ресурсов, которые в наибольшей степени отвечают его потребностям и интересам, обращаясь к преподавателю за помощью в случае возникновения проблемы.

Кроме того, использование социальной сети способствует устранению психологических барьеров между педагогом и студентом, вводит их в плоскость параллельных взаимоотношений, подразумевающих равенство субъектов общения и интеракционизм, т.е. ориентацию на «значимого другого», его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера.

В то же время работа в социальной сети способствует повышению уровня индивидуализации образовательного процесса. Психологические особенности некоторых студентов не позволяют им в полной мере удовлетворить информационный запрос на занятии. Например, студент может растеряться при ответе или стесняться задавать вопросы, опасаясь показаться глупым. При этом посредством социальной сети преподаватель в состоянии эффективно сотрудничать с каждым участником виртуального пространства, оказывать на него целенаправленное педагогическое воздействие, добиваясь поставленных образовательных и воспитательных целей.

Таким образом, использование социальной сети в образовательном процессе имеет следующие преимущества:

Привычная среда для обучающихся;

-  Возможность создания сетевого учебного контента;

-  Возможность совместной работы педагога и студента;

-  Наличие форума, стены, чата, где можно делиться информацией и устраивать обсуждение;

-  Возможность педагога отслеживать активность студентов через ленту друзей;

-  Повышение дисциплины студента, так как отсутствует возможность сказать «Я не знал», «Я не мог», «Я не понял».

Одновременно существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Исследователи данной проблематики отмечают отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокую степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Однако данные проблемы нельзя охарактеризовать как неразрешимые. Если преподаватель интуитивно чувствует обучаемую аудиторию, грамотно подбирает учебный материал, площадку и инструменты его размещения и открыт к взаимодействию, это обязательно найдет отклик среди студентов. Что касается возможности доступа к социальным сетям, то для современных студентов, как показано выше, он практически не ограничен.

Ряд авторов обращает внимание на тот факт, что активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс размывает прежнюю образовательную парадигму и порождает потребность формирования ИКТ-компетенции всех педагогических работников. Однако утверждение профессора А.В. Могилева о том, что социальные сети делают бессмысленными традиционные формы обучения, такие как изложение, запоминание и воспроизведение готовых знаний, при этом любую информацию «легко и просто» найти в Интернете [7, с. 172], представляется преждевременным. Практика показывает, что критическое мышление среднестатистического современного студента, а также навыки поиска и отбора релевантной информации развиты слабо. Он оказывается «заложником» Интернета в том смысле, что со школьных лет приучен к получению готового результата поиска по первому запросу, который часто представляет собой некачественный контент.

Кроме того, в отсутствие дополнительного разъяснения, приведения практических примеров и, нередко, многократного повторения, наличие у студента подходящего учебного материала не всегда гарантирует его усвоение. В ряде случаев данную педагогическую деятельность удобно осуществлять с помощью социальной сети. В этой связи следует рассматривать работу педагога со студентом в социальной сети как симбиоз традиционных и инновационных методов обучения, когда преподаватель выступает не как главный носитель и источник информации, а как партнер и координатор учебной деятельности студента. Причем, данный подход в полной мере соответствует классическому постулату теории воспитания о том, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, а преподаватель должен направлять и регулировать эту деятельность [9, с. 57].  

Что касается непосредственного опыта работы со студентами в социальных сетях, данная площадка взаимодействия используется нами в преподавании всех дисциплин: обществознания, истории, правового обеспечения профессиональной деятельности. Отметим, что в качестве основной виртуальной площадки активного взаимодействия со студентами была избрана социальная сеть «В Контакте», так как по данным соцопросов и собственному опыту работы она пользуется большей популярностью молодёжной аудитории по сравнению с аналогами.

Ориентация студенческой аудитории на взаимодействие в социальных сетях начинается с первого занятия. Во время знакомства с группой преподаватель рассказывает, что по указанным о нём данным его страницу можно найти в социальной сети и именно на ней периодически будет размещаться необходимый учебный материал – опережающие задания, задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, лекционные материалы и пр. Внимание обучаемых обращается на то, что это удобный способ получения информации в случаях пропуска занятий. Отметим, что это не подразумевает обязательного нарушения студентами личного пространства преподавателя, так как для осуществления образовательной деятельности может быть создана специальная страница либо установлены настройки, классифицирующие посетителей страницы на категории с разными уровнями доступа к контенту страницы. Преподаватель устанавливает конкретное время, которое он готов посвятить общению со студентами и ответам на их вопросы.

Кроме того, педагог выясняет информацию о том, в какой степени обучающиеся имеют возможность быстрого доступа к социальной сети, есть ли у них собственные аккаунты, успела ли студенческая группа создать собственную виртуальную группу в социальной сети для оперативного распространения учебных заданий, их обсуждения и консультирования с преподавателем.

В дальнейшем работа со студентами развивается по двум основным направлениям:

1)        Размещение материалов для выполнения домашних заданий и внеаудиторной самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям. Во время занятия педагог ориентирует студентов на выполнение заданий, которые будут выложены в социальной сети, дает инструкции по их выполнению. При предоставлении материала преподаватель делает дополнительные комментарии (в случае необходимости). Отметим, что необходимо указывать на возможность обратной связи, т.е. предоставления пояснений к заданиям путём переписки.

2)        Коммуникативное взаимодействие со студентами, которое может выражаться в разных формах: консультирование, совместное обсуждение материала и просто беседа.

В данном случае приведем пример типичной ситуации. Несколько студентов в группе получают опережающие задания по дисциплине «История» – подготовка докладов с мультимедийной презентацией по заданным темам. Преподаватель ориентирует студентов на необходимость выполнения работы за один – два дня до выступления с докладом и предоставления текста и презентации доклада на проверку с целью фильтрации и логической структуризации материала. Занятость в учебном процессе, как педагога, так и студентов, приводит к нехватке времени, в том числе на проверку опережающих заданий. В этой ситуации студент присылает работу на проверку посредством социальной сети, а преподаватель проверяет и в режиме моментальной связи указывает на недостатки. Студент задает вопросы, исправляет недостатки. На момент выступления работа полностью приведена в соответствие с теми целями, к которым стремился преподаватель: материал понятен, логично изложен и правильно представлен студенческой аудитории на занятии.

Имеют место ситуации, когда студент находит достаточное количество необходимой информации, но не может осуществить выборку, определить степень релевантности массива данных и просит о помощи в выборе тех источников, которые максимально отражают заданную тему. Более того, иногда приходится слышать фразу: «Я перерыла весь интернет и ничего не нашла по этой теме», что в большей мере вызвано не отсутствием добросовестности или заинтересованности студента, а низким уровнем развития навыков поиска необходимого контента. Здесь вновь велика направляющая роль педагога, причем не по истечении времени, когда степень заинтересованности в выполнении задания и концентрации над ним снизится, а «здесь» и «сейчас», когда личное время обучающегося ориентировано именно на эту работу. Преподаватель может помочь студенту в технической части: рассказать о том, какие функции программы могут использоваться именно в тот момент, когда студент занят выполнением задания, т.е. тогда, когда ему это действительно необходимо.

Кроме того, по дисциплине «Обществознание» проводятся групповые обсуждения актуальных тем. Иногда в рамках занятия, отведенного на изучение темы, невозможно выдать весь материал и выслушать все точки зрения относительно какой-либо проблемы. Тогда в социальной сети создается «виртуальная беседа», к которой привлекаются все заинтересованные лица. Подобное обсуждение со студентами проводилось на такие темы как: «Нормы поведения и допустимая дистанция во взаимоотношениях», «Что такое толерантность?», «Экономика России: что нас ждет в среднесрочной перспективе?», «Нужна ли смертная казнь в России?».

Таким образом, использование социальных сетей как площадки взаимодействия педагога со студентами представляется актуальным направлением развития педагогики, изменения образовательной парадигмы. По нашему убеждению, знание студентом того, что преподаватель готов к взаимодействию в подходящий для него момент в наиболее удобном месте – в данном случае в виртуальном пространстве, мотивирует их к выполнению заданий, способствует глубокому усвоению материала и. в целом, позволяет добиваться решать весь комплекс педагогических педагогических задач.


Библиографический список
  1. Всероссийский центр изучения общественного мнения: официальный сайт URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=986&q_id=67838&date=05.10.2014 (Дата обращения: 18.04.2015).
  2. Гинко В.И., Тараров А.Г. Сетевое взаимодействие в образовательной среде// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4 (36). С. 13.
  3. Голицына И.Н. Социальные сети как виртуальное образовательное пространство// Школьные технологии. 2013. № 4. С. 146 – 154.
  4. Диков А.В. Социальные сети на службе педагога// Народное образование. 2013. № 9. С. 200 – 205.
  5. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 405 – 407.
  6. Макеева О.М. Возможности использования социальных сетей в реализации профессиональной деятельности преподавателями педагогического колледжа// … С. 288 – 290.
  7. Могилев А.В. Социальные сети – школа будущего!// Народное образование. 2012. № 6. С. 170 – 175.
  8. Чалдышкина Н.Н. Педагогические потенциалы виртуальных социальных сетей в работе с детьми и молодежью// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 3. С. 119 – 124.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. 1926. 348 с.


Все статьи автора «Екатерина Метленко»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: