УДК 378

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Тарасова Светлана Анатольевна
ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет
преподаватель кафедры физики, информатики и математики

Аннотация
Статья посвящена роли мотивации в формировании прогностической компетентности у будущего врача. Обсуждаются результаты эксперимента по определению первоначального уровня сформированности мотивации к прогнозированию в медицине.

Ключевые слова: компетентность, мотивация, прогноз, прогнозирование, прогностическая компетентность


ROLE OF MOTIVATION IN FORMATION OF MEDICAL STUDENTS’ PROGNOSTIC COMPETENCE

Tarasova Svetlana Anatol’evna
Kursk State Medical University
Lecturer, Department of Physics, Computer Science and Mathematics

Abstract
The article is devoted to the role of motivation in formation of medical university students’ prognostic competence. The results of experiment to determine the initial level of formation of motivation to prognostication in medicine are discussed.

Keywords: competence, motivation., prognosis, prognostic competence, prognostication


Библиографическая ссылка на статью:
Тарасова С.А. Роль мотивации в формировании прогностической компетентности у студентов медицинского вуза // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4774 (дата обращения: 28.05.2017).

Важнейшим условием формирования компетентного в любой деятельности специалиста является её принятие обучаемым, что, прежде всего, осуществляется через развитие его мотивационной сферы. Мотивация обеспечивает избирательность познавательных процессов, направленность, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Роль мотивации в формировании прогностической компетентности [1, с. 88] у студентов медицинского вуза определяется неоднозначно. Во-первых, как и для любой другой деятельности, мотивация для прогнозирования выступает движущей силой, побуждением к действию. С другой стороны сама мотивация имеет в себе прогностическую составляющую, мотив есть отражение в психике человека будущего с учётом его прошлого. Следовательно, сама прогностическая деятельность может быть источником мотивации [2, с. 151].

Мотивация к прогнозированию в медицине определяется наличием интереса к построению клинического прогноза, потребностями будущего врача в получении специальных знаний и овладении умениями прогнозирования в медицине для их использования в своей профессиональной деятельности с целью сохранения и улучшения здоровья населения страны.

Для успешной работы по формированию прогностической компетентности у студентов медицинского вуза необходимо определить первоначальный уровень мотивации к прогнозированию в медицине.

Для этого нами была разработана анкета, которая состоит из восьми вопросов:

1. Ваша будущая профессия связана с прогнозированием?

2. Считаете ли Вы, что прогнозирование занимает значительное место в медицинской деятельности?

3. Врачу необходимо уметь делать прогноз?

4. Будущему врачу необходимо учиться прогнозированию?

5. Вам хотелось бы научиться прогнозированию?

6. Должен ли быть специальный учебный курс по прогнозированию в медицинском вузе?

7. Вы бы посещали такой курс?

8. Вам хотелось бы узнать о математических методах прогнозирования в медицине?

На каждый вопрос студент должен выбрать один из предложенных ответов:

1. Нет

2. Скорее нет, чем да

3. Скорее да, чем нет

4. Да.

Номера ответов суммируются. От 8 до 16 баллов – низкий уровень мотивации, от 16 до 24 баллов – средний уровень мотивации, от 24 до 32 баллов – высокий уровень мотивации.

Анкета производит оценку мотивации к прогнозированию у студентов медицинского вуза по трём показателям:

- интерес к прогнозированию в медицине (вопросы №5, №7, №8),

- ценностное отношение к прогнозированию в медицине (вопросы №1, №2),

- потребность в использовании прогнозирования в медицине (№3, №4, №6).

В анкетировании приняли участие 150 человек первого курса КГМУ, из них 31 студент медико-профилактического, 43 – педиатрического и 76 – лечебного факультетов. Высокий уровень сформированности мотивации наблюдался у 52,7% испытуемых, средний – у 44%, низкий – у 3,3%.

83,9% опрошенных понимают, что их будущая профессия связана с прогнозированием, 76,8% отводят прогнозированию в медицинской деятельности ведущую роль. Высокие проценты положительных ответов на эти два вопроса обусловлены тем, что смысл и значение прогноза в медицине понятны и студенту первокурснику, и обычному человеку, который хотя бы раз обращался за медицинской помощью.

Но понимать значение и уметь осуществлять – это разные вещи, поэтому 92,9% и 89,3% респондентов полагают, что врачу необходимо уметь, а, следовательно, и учиться делать прогнозы, 80,4% испытуемых считают, что в медицинском вузе должен быть специальный учебный курс по прогнозированию.

Самые низкие проценты положительных ответов были на вопросы об интересе к прогнозированию в медицине и личных потребностях. Хотелось бы научиться прогнозированию 82,1% студентов, но только 55,4% посещали бы специальный курс. Это, возможно, связано с загруженностью студентов медицинского вуза, нехваткой времени на освоение программного материла, финансовой стороной вопроса (студенты указали, что посещали бы подобный курс, но только на бесплатной основе).

О математических методах прогнозирования в медицине хотели бы узнать 71,4% учащихся. Здесь сказывается недостаточное понимание роли математики в медицине. Некоторые студенты считают, что математика, как предмет, вообще не нужна в медицинском вузе, и её методы неприемлемы для медицины.

Таким образом, большинство студентов положительно относятся к прогнозированию в медицинской деятельности, что будет использовано нами как основа в процессе формирования у них прогностической компетентности. Но это не исключает дополнительной работы по формированию положительного отношения к прогнозированию среди остальных студентов. Также необходимо развивать интерес к математическим методам и возможностям математики в медицине.


Библиографический список
  1. Тарасова С. А. Сущностная характеристика прогностической компетентности медицинского работника // Преподаватель XXI век. – М., 2014. – Т.1, № 4. – С. 83-89.
  2. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.


Все статьи автора «Тарасова Светлана Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: