УДК 378.147

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич1, Мочалов Александр Викторович1, Тимохин Андрей Михайлович1, Муталибов Забур Алаудинович1
1Учебный военный центр, Школа педагогики - Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы организации производственной практики магистрантов, обучающихся по основным образовательным программам направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование». Представлены диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей, проходящих военную подготовку в учебных военных центрах образовательных учреждений ВПО. Обозначены этапы прохождения производственной практики магистрантами и те компетенции, которыми они будут обладать после её завершения.

Ключевые слова: воинская служба, диагностические методики, исследование, констатирующий эксперимент, магистратура, организационно-педагогическая компетенция, производственная практика, студент


CONDUCTING EXPERIMENTAL WORK WITHIN INDUSTRIAL PRACTICE MASTER OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIRECTION

Kozlov Pavel Gennadievich1, Fediuk Roman Sergeevich1, Mochalov Aleksandr Viktorovich1, Timokhin Andrey Mikhailovich1, Mutalibov Zabur Alaudinovich1
1Military Training Center, School of Pedagogy - Far Eastern Federal University (FEFU), Vladivostok

Abstract
This article deals with the organization of an industrial practice of undergraduates enrolled in basic educational programs of training areas "Psycho-pedagogical education." We present diagnostic techniques to determine the level of formation of professional competence of future engineers undergoing military training in military training centers, educational institutions VPO. Indicated by block practical training undergraduates and those competencies that they will have after its completion.

Keywords: a student, ascertaining experiment, diagnostic methods, master, organizational and pedagogical competence, practical training, study military service


Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Проведение опытно-экспериментальной работы в рамках производственной практики магистрантов психолого-педагогического направления // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4865 (дата обращения: 27.05.2017).

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного, ответственного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту. Для реализации указанной цели необходимым условием является наличие у специалиста развитого профессионального самосознания. Среди различных средств развития профессионального самосознания студентов магистратуры психолого-педагогического направления совершенно особое место занимает производственная практика. В силу своей специфики она служит связующим звеном между теоретическим обучением магистранта и его будущей самостоятельной деятельностью в образовательной сфере [1].

Преподаватели Учебного военного центра ДВФУ (далее УВЦ), обучающиеся в магистратуре по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», проходили производственную практику с целью улучшения форм и методов проведения занятий по преподаваемым дисциплинам, а также с целью повышения педагогического мастерства. Основной темой практики стала диагностика уровня сформированности организационно-педагогической компетенции у будущих инженеров, которые показали, что студенты УВЦ способны успешно пройти обучение и сформировать у себя профессиональные компетенции, необходимые для службы в Российской Армии. Труд офицера – это тяжелый и ответственный труд. Недаром государство высоко ценит и всесторонне поддерживает развитие своих Вооруженных сил. Офицер-педагог обращается к душе солдата (матроса) напрямую, воспитывает его своим примером, своими знаниями и любовью, своим отношением к службе и к миру в целом [2].

В ходе производственной практики происходит становление профес­сиональной идентичности, уточнение и корректировка индивидуальной об­разовательной и профессиональной траектории, формирование профессио­нальной мотивации. На практике может быть проверено не только владение различными диагностическими и коррекционно-развивающими методами и технологиями, ориентация в различных образовательных программах и методиках, но и способность творческого преобразования уже существующих психолого-педагогических инструментов.

Программы производственной практики должны включать модули, свя­занные с освоением разнообразных видов профессиональной деятельности. В процессе практики важно получить опыт взаимодействия со смежными специалистами, научиться корректировать различные образовательные программы в соответствии с условиями конкретного образовательного учреждения. При построении программ производственной практики необходимо учитывать возможности развития интеллектуального, регулятивного, мотивационного и рефлексивного компонентов будущего выпускника магистратуры [3].

Будучи полноценным элементом профессиональной подготовки магистранта,  производственная практика характеризуется вполне конкретными целями: углубление и закрепление теоретических знаний; приобретение и развитие навыков самостоятельной педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Производственная практика проходила в несколько этапов:

- анализ базовых понятий исследования (работа со справочной,  психолого-педагогической и специальной литературой);

- изучение состояния исследуемой проблемы в науке (кем, когда и что было сделано по проблеме);

- изучение состояния исследуемой проблемы в практике: выявление специфики образовательного учреждения, либо участников педагогического процесса, осуществление констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы (подбор методик, определение критериев и показателей, сбор эмпирического материала);

- обработка эмпирического материала: предварительное качественное описание собранного материала (общая содержательная характеристика, анализ и группировка), количественная обработка;

- оценка и интерпретация полученных результатов, оформление проведённого исследования в виде научного отчёта.

Констатирующий эксперимент направлен на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей педагогического процесса, его явлений и участников на момент проведения исследования. Исследователь при этом экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. Полученные данные могут служить материалом как для описания ситуации сложившейся и повторяющейся быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической деятельности, послужить основанием для прогнозирования развития изучаемых свойств, качеств, характеристик [4, с. 120].

Определяя необходимую длительность эксперимента, следует иметь в виду, что слишком краткий его срок приводит к необъективным научным рекомендациям, к преувеличению роли и значения отдельных педагогических факторов. Слишком длительный срок отвлекает исследо­вателя от решения других задач, повышает трудоемкость работы. Если в процессе проведения эксперимента изучается влияние обучения на формирование фактических знаний, необходимо охватить наиболее типичные и вариативные разделы данного предмета, а не ограничиваться одной наиболее простой темой. Если же рассматривается методика преподавания одной темы, естественно, длительность эксперимента должна распространиться на весь период ее изучения [4 c.122].

После завершения производственной практики магистрант должен приобрести:

- умение планировать профессиональную деятельность: составлять ее план, выбирать методы, формировать систему критериев оценки результатов, обосновывать полученные выводы и т.п.;

- навыки работы с различными информационными источниками: научной литературой, публикациями в специальных периодических изданиях, нормативно-правовыми актами, формами текущей и статистической отчетности учреждений/организаций;

- теоретическую, методическую и практическую подготовку к проведению отдельных этапов исследования в соответствии с общей направленностью исследовательской деятельности;

- опыт проведения самостоятельного исследования на основе использования аналитической информации, полученной в конкретном учреждении/организации;

- знание методов и инструментов проведения исследования и умение пользоваться имеющимися средствами;

- практические навыки подготовки самостоятельного проведения научного исследования (умение логично структурировать исследовательский процесс, работать с информационными источниками и сотрудниками организации – носителями информации, использовать адекватные методы систематизации и обработки данных, аргументировать собственную точку зрения и возможности решения конкретных научно-практических задач, делать обоснованные выводы и т.п.).

Для выполнения задач констатирующего эксперимента был использован комплекс диагностических методик, отвечающий за выполнение целей этого исследования. На сегодняшний день в педагогической науке и практике нет специальной методики, позволяющей  комплексно определить уровень развития организационно – педагогической компетенции будущего инженера-строителя. Поэтому за основу эксперимента была принята методика Н. Матяш, которая ориентирована на изучение качеств, являющихся компонентами организационно-педагогической компетенции и составляющих основу ее формирования: организованность, легкость усвоения учебного материала, умение достигать учебных целей, заложенных в программе обучения и в  теме занятия [5, С 21-23].

В нашем исследовании участвовали юноши, обучающиеся по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» и «Горное дело» 3 и 4 курс, 4 группы по 20 человек, проходящие военную подготовку (боевое применение инженерно-саперных (инженерных) воинских частей и подразделений; применение подразделений фортификации и маскировки), что позволило отследить динамику изменения исследуемых качеств на разных этапах обу­чения в формате естественного профессионального развития. Организационно-педагогическая компетенция – это наличие качеств, необходимых для профессии офицера: умение работать с подчиненными, организовать их служебную деятельность и бытовые условия проживания, умение проводить занятия по боевой подготовке на высоком методическом уровне.

Процесс усвоения студентами УВЦ  военного, общественно-исторического опыта является одновременно процессом формирования у него специфических воинских способностей и психических функций, необходимых для успешных действий в боевой обстановке. Другими словами, боевые качества будущего офицера, его морально-психологическая готовность к воинской службе закладывается в результате  обучения и воспитания в УВЦ, при этом он приобретает подлинно боевые свойства и способности. Также не следует забывать (а может быть, даже выдвигать на первый план) такое важное моральное качество как патриотизм. Соответствующая организация учебной и внеучебной деятельности, создание определенной обстановки в ходе практических и групповых занятий и учебных сборов приводят к результатам, которые можно ожидать. Максимальное приближение  характера деятельности студентов и студенческих групп к их будущей воинской деятельности – одно из направлений достижения высокой управляемости психологической подготовки [6].

Результаты проведенного исследования (табл. 1) показали, что у большинства студентов третьего курса специальностей УВЦ средние показатели общительности (60%), организованности (65%) и направленности на специальные дисциплины (60%).

Аналогичные исследования на 4 курсе выявили, что все показатели постепенно повышаются с каждым учебным семестром. При этом следует отметить, что в процессе формирования организационно-педагогической компетентности будущих инженеров-строителей происходит стремительное личностное развитие, о чем свидетельствует неуклонное снижение с каждым курсом уровня мотивации одобрения. Изучение особенностей мотивации и направленности обучаемых является крайне важным в контексте нашего исследования, так как одной из составляющих организационно-педагогической компетентности является мотивационная  направленность.

Таблица 1. Показатели сформированности компонентов организационно-педагогической компетенции студентов на разных этапах обучения (в % от общего числа обследованных)

Компоненты ОПК

3 курс

4 курс

СУЗС

ГД

СУЗС

ГД

Общительность 60,5

58,5

72,0 70,4
Организованность 65,2

61,0

71,5 70,3
Направленность на предмет 60,3

58,4

68,2 70,4
Интеллигентность 50

50

60,1

60

Мотивация одобрения 30

30

20

20

Примечание: – СУЗС – строительство уникальных зданий и сооружений;

- ГД – горное дело.

В условиях развития профессионального образования особую актуальность приобретает развитие личностного компонента компетенций студентов специальностей учебного военного центра, включающего такие ее составляющие, как ценностно-смысловая, социально-организационная и коммуникативная компетенция.

В целях реализации предложенной модели, на основе задачного и ситуационного подходов кандидатом педагогических наук Протасовым А.Н. (Вольское высшее военное училище тыла (военный институт) (ВВВУТ)),  была разработана технология управления формированием организационно-педагогической компетенции курсантов военного вуза, представленная системой педагогических процедур, учитывающих особенности содержания, времени, условий изучения учебных дисциплин и возможностей обучающихся, эффективную организацию этой работы на каждом этапе занятия и включающих комплекс учебно-профессиональных задач и ситуаций, моделирующих различные аспекты деятельности будущего военного специалиста в условиях реального учебного процесса военного вуза [7].

Учитывая необходимость социализации современного инженера, необходимо формировать у него компетенции, связанные с оценкой ситуации, личности, поступка с точки зрения общих правовых и этических норм и с точки зрения специальных разделов права и норм профессиональной этики, которые характерны для определенного вида профессиональной деятельности.

Соответственно в задания должно быть включены:

• знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей;

• способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение;

• способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами.

Используя такого рода задания, студенты УВЦ смогут, с одной стороны, провести самодиагностику уровня сформированности компетенций, с другой, – использовать их для формирования выделенных компетенций и корректировки уровня их сформированности.

Анализ данных констатирующего эксперимента показывает, что развитие компонентов организационно-педагогической компетенции можно ускорить, начав его целенаправленное формирование с первого курса. Если не ставить целью формирование этой важной компетенции и не искать новых подходов к решению данной проблемы, то в рамках образовательного процесса вуза она формируется стихийно, не на достаточном уровне.

Педагогическая практика в магистратуре стала формой профессиональной подготовки, направленной на познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, овладение способами ее практической организации через собственное осу­ществление, исследование и самооценку педагогических процессов и явлений, познание тенденций раз­вития современной педагогической науки и системы отечественного образования. Эффективное формирование методической ком­петентности магистранта возможно при условии, если производственная практика обеспечена пе­дагогическим и методическим сопровождением. При этом должна быть организована педагогическая поддержка и оказываться профилактическое воздействие, а также введена система дистанционной, информационной и методической поддержки [8].

Производственная практика, проведенная в УВЦ ДВФУ по одной из актуальных проблем – формирование организационно-педагогической компетенции у будущих инженеров-строителей в процессе профессионального образования, в целом, подтвердила основные положения, гипотезы и правильность решения исследовательских задач. Работу по формированию организационно-педагогической компетенции у будущих инженеров-строителей в процессе профессионального обучения целесообразно проводить в рамках специально разработанной модели, в которой отражены основные этапы формирования данной компетенции. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель формирования организационно-педагогической компетенции будущих инженеров-строителей может использоваться в практике профессионального обучения студентов высших технических учебных заведений, в процессе профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли.

Таким образом, необходим комплексный подход к системе обучения в учебных военных центрах  гражданских вузов, и военных вузах, способствующих формированию профессионально значимых компетенций. Методы формирования таких компетенций будет эффективными при системной работе коллектива учебного военного центра и мотивированности студентов к профессиональной деятельности.

В результате прохождения практики магистранты углубили и закрепили теоретические знания; приобрели и развили навыки самостоятельной педагогической и научно-исследовательской деятельности; изучили состояние проблемы формирования организационно-педагогической компетенции у студентов УВЦ; подобрали методики для выявления уровня сформированности организационно-педагогической компетенции. На производственной практике у магистрантов были сформированы такие компетенции:

- способность  использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

- способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности (ОПК-5);

- владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

- способность применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПК-46).


Библиографический список
  1. Лазарева Ю.В. Модель формирования профессионального самосознания студентов педагогов-психологов посредством системы педагогических практик// Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9.  – С. 31-37.
  2. Агапова Г.В. Патриотическое воспитание молодёжи и подготовка её к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования. Автореф. дис. … док. пед. н. [Текст] / Г.В. Агапова.  Елец, 2009. – 28 с.
  3. Кузнецова О.В. Производственная практика как пространство становления профессиональной идентичности студентов-психологов// Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 31. – С. 176-180.
  4. Ефремов О.Ю. Военная педагогика (под общ. ред. О.Ю. Ефремова). Учебник для ВВУЗов. СПб. : Питер, 2008. – 640 с.    
  5. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.
  6. Федюк Р.С., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Специфические особенности процесса обучения и воспитания студентов в Учебных военных центрах // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4793
  7. Протасов А.Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: Автореф. дис. … к. пед. н. [Текст] / А.Н. Протасов.- Саратов, 2007. – 28 с.    
  8. Миронова М.Н. Особенности проектирования и методического обеспечения программы педагогической практики в магистратуре// ALMA MATER (Вестник высшей школы). – 2015. – № 1. – С. 65-70.


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: