УДК 376; 376.2

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Алексеева Наталья Александровна1, Голавская Татьяна Геннадьевна2
1МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г.Кемерово, учитель информатики
2МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г.Кемерово, учитель русского языка и литературы

Аннотация
Цель данной статьи – поделиться опытом по организации и проведению сетевого творческого проекта «По секрету всему свету…» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе школы №100. Основное внимание уделено следующим моментам: роль метода проектов в реализации системно-деятельностного подхода; включение ребенка – инвалида, в том числе обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий, в сетевой творческий проект. Надеемся, что наш опыт работы будет полезен тем учреждениям, которые обучают детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий или реализуют инклюзивное образование.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, инклюзивное образование., обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья метод проектов, ребенок – инвалид, сетевой творческий проект, системно-деятельностный подход


IMPLEMENTATION OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN AFTER-HOUR WORK THROUGH THE PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Alexeeva Natalia Aleksandrovna1, Golavskaya Tatiana Gennadievna2
1MBOU "School psychological and educational support to the implementation of medical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system number 100" Kemerovo, IT teacher
2MBOU "School psychological and educational support to the implementation of medical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system number 100" Kemerovo, teacher of Russian language and literature

Abstract
The purpose of this article - to share experiences on organizing and conducting a network of creative project "In secret around the world ..." for students with disabilities on the basis of school №100. Emphasis is placed on the following points: the role of a method of projects in the implementation of system-activity approach; including children - disabled, including student using distance learning technologies, network creative project.
We hope that our experience will be useful to institutions that educate children with disabilities with the use of distance learning technologies or implement inclusive education.

Keywords: inclusive education, network creative project, students with disabilities project method, system-activity approach, the child - disabled distance learning technology


Библиографическая ссылка на статью:
Алексеева Н.А., Голавская Т.Г. Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной работе через проектную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4878 (дата обращения: 12.07.2023).

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач, готовности учиться всю жизнь. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа.

Все это нашло отражение в  образовательных стандартах второго поколения, в основе которых   лежит системно-деятельностный подход, основанный  на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.  Основная идея этого подхода состоит в том, что «главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях» [1].

Соответственно меняется роль педагога в процессе обучения. Основная идея системно-деятельностного подхода, по мнению Т. И. Фисенко, состоит в следующем: учитель не дает знания в готовом виде, а так организует учебный процесс, чтобы ученики сами додумались до решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новых условиях [1].

Одним из эффективных методов, реализующих системно-деятельностный подход, является метод проектов. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся самостоятельно ставят цели, планируют и выполняют  задания, оценивают и  объясняют результаты проекта.

В МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» проектной деятельности учащихся во  внеурочной работе уделяется большое внимание. На городском семинаре «От компетентного педагога к компетентному ученику (проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся)», состоявшемся  09.04.2015г., были представлены следующие проекты: «Будем помнить»,  «Пирог дружбы», «По секрету всему свету…», «Дерево Дружбы», «История развития физической культуры и спорта в г.Кемерово».

Большой интерес у присутствующих вызвал сетевой творческий проект «По секрету всему свету…», в котором приняли участие учащиеся 8-9 классов  из школы №100 и дети из других школ города, обучающиеся дистанционно. Наша школа стала одним из первых образовательных учреждений Кемеровской области, реализующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий с 2011 года.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как использование новых технологий:

- повышает мотивацию к учению и познава­тельную активность;

- на качественно более высоком уровне обе­спечивает разнообразные средства нагляд­ности. Принципиаль­но новым свойством наглядности является ее динамичность;

- помогает моделировать реальные явления и ситуа­ции и экспериментировать на этих моделях;

- избавляет от рутинной работы, связанной с поиском информации.

Как видим, коммуникационные технологии открывают в образовании новые горизонты. И всё же главный недостаток обучения с использованием дистанционных технологий, по мнению И.А.Никольской, заключается в том, что их применение приводит к существенному сужению социальной практики обучающихся, к ограничению их коммуникативной дея­тельности, ведь в ходе занятий они общаются только с педагогом [2, с.75].

Преодолеть данное противоречие возможно, по нашему мнению, привлекая детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, к участию в творческих сетевых проектах. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности.

Преимущество групповых проектов, считает И.С.Сергеев, заключается в следующем:

- у участников проектной группы формируются навыки сотруд­ничества;

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносто­ронне;

- каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимос­ти от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определен­ный этап работы;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруп­пы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипо­тезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на каче­ство выполнения проекта [3, с.34].

Кроме того, существуют еще некоторые достоинства метода проектов:

-учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу;

- использование метода творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;

- профессиональное самоопределение. Именно при выполнении твор­ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо­бен, где применить свои знания?

-при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

Чтобы получить необходимые знания для организации сетевого творческого проекта, мы приняли участие во 2-ой международной образовательной научно-практической он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут», проходившей с 10 июня по 25 ноября 2014 года на портале «Образовательная галактика Intel». Данная конференция  проводится с целью  приобщения педагогов к новейшим образовательным и информационным технологиям.

Задачами конференции являются:

- повышение уровня профессионального развития работников образования в области применения современных педагогических методик в интерактивной образовательной среде;

- поддержка нового профессионального стандарта «Педагог»;

- обмен   инновационным   опытом    учителей   России  и стран СНГ по

вопросам работы с новыми образовательными и информационными технологиями, интегрирующими проектную деятельность, исследовательские методики, интерактивные компоненты и визуализацию активных методик обучения в образовательной практике.

Обязательным требованием к участникам проекта было прохождение мастер-класса. Голавская Т.Г. закончила МК «Разработка и организация внеурочного сетевого проекта», Алексеева Н.А. – МК «Облачные технологии». Мы  приняли участие в вебинарах, организованных партнерами конференции, прошли самостоятельное обучение на дистанционных курсах Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы».

Полученные знания мы смогли применить на практике, организовав сетевой творческий проект «По секрету всему свету…».

По определению Е.С.Полат, под сетевым (телекоммуникационным) проектом подразумевается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [4].

Творческий проект предполагает обмен творческими работами — литературными или художественными, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Результатом нашего проекта стали 4 выпуска онлайн-стенгазет, созданных в редакторе WikiWall.

Самой подходящей для проведения проектов со школьниками в Интернете, по мнению многих специалистов, является технология вики-вики.  На вики-серверах школьник попадает в среду, позволяющую не только быстро и легко создать свои страницы, но и принять участие в совместном редактировании страниц и их обсуждении. Одним из таких сервисов является WikiWall, созданный компанией JetStyle из Екатеринбурга. WikiWall – онлайновый сервис для совместного создания Wiki-газеты несколькими пользователями. Wiki-стенгазета позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Wiki-стенгазета поддерживает сохранение версий и обработку вики-синтаксиса при просмотре страницы. Создание школьных онлайн-газет в среде WikiWall мы использовали для организации проектной деятельности учащихся.

Цель проекта:

выявление у всех обучающихся творческих способностей, развитие у них познавательных, коммуникативных и интеллектуальных интересов для успешной социализации.

Задачи проекта:

прививать интерес к творческой  проектной деятельности;

формировать навыки использования Интернет-технологий в проектной деятельности;

способствовать сплочению семьи,  учащихся  и педагогов в ходе реализации творческого проекта.

Руководителями команд стали  педагоги  русского языка  и литературы и информатики/математики. Проект состоял из 6 этапов, срок реализации проекта:  с 18.11.2014г. по 20.05.2015г.

На организационном этапе был создан сайт проекта (http://secret-2014.jimdo.com/), который пополнялся материалами по работе с Интернет-сервисами и заданиями.  Кроме того, были разработаны положение о проекте, буклет для родителей и  стартовая презентация для учащихся. Проведены стартовый семинар для руководителей команд, родительское собрание и анкетирование участников.

В ходе 2 этапа «Давайте познакомимся»  каждая команда создала свою  web-страницу на сайте проекта,  разместила  визитку.

На следующем этапе «Постигаем секреты журналистики» команды познакомились  с правилами размещения информации в СМИ, создали коллективную  Google –презентацию  «Кодекс журналиста»,  распределили свои обязанности в редколлегии wiki-газеты,  провели анкету среди  читателей (учащихся 5-9 классов) с помощью Google –формы и проанализировали  данные.

Знакомство с сервером WikiWall произошло на 4 этапе.  Учащиеся    научились вставлять и редактировать текст, рисунки, использовать средства рисования, сняли видеоролики и разместили их на Youtube и на web-странице команды.

5 этап назывался «Делаем wiki-стенгазету». Участники проекта, применив полученные знания, создали 4 стенгазеты: «Делу  время, потехе  час?», «Родительский дом-начало начал», «Береги свою планету!», «Школьные годы уже позади…».

Команды брали интервью, писали статьи, делали коллажи, снимали видеоролики, разрабатывали интерактивные игры, создавали  книги в формате 3D.

На последнем этапе «Подведем итоги»  ребята обсудили результаты своего участия в сетевом творческом проекте.

В ходе проекта мы использовали различные технологии формирующего оценивания: выявление потребностей учащихся (таблица  «Знаю – Интересуюсь – Уже научился», таблица для реализации методики «Думать – Объединяться – Делиться»), развитие самостоятельности и взаимодействия (индивидуальный план участника проекта, лист самооценивания, методика оценки личного вклада участника), мониторинг прогресса (график личностного роста учащихся, журнал наблюдений педагога, дневник участника проекта, методика самооценивания личностных качеств участников процесса) и др. [5].

Согласно данным, полученным в ходе реализации сетевого творческого проекта «По секрету всему свету…»,  можно сделать вывод, что участники команд  овладели нормами взаимоотношений с разными людьми, умением переходить от одного вида общения к другому, усовершенствовали навыки индивидуальной самостоятельной работы и приобрели (особенно дети, обучающиеся с использованием дистанционных образовательных технологий) опыт сотрудничества в коллективе. Участвуя в проекте, подростки   использовали разнообразные способности, реализовали личный интерес к тому или иному виду деятельности. Можно с уверенностью сказать, что знания и умения, приобретенные  в процессе участия в сетевом творческом проекте, будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.


Библиографический список
  1. Фисенко Т.И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://slovesnic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=329:2013-05-08-15-34-22&catid=49:2012-12-16-14-08-14&Itemid=67
  2. Никольская И.А. Роль дистанционного образования в преодолении барьеров в обучении детей с особыми потребностями // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 1(48). – С. 62–89.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  2-е изд., испр. и доп. М., 2005.
  4. Полат Е. С. Метод проектов. URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/5.htm
  5. Брыксина О.Ф. Информационные технологии для Новой школы. Санкт-Петербург, 2013. К вопросу о критериальном подходе… (по итогам мастер-класса). URL: http://training-1.blogspot.ru/2013/04/2013.html


Все статьи автора «Голавская Татьяна Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: