УДК 372.83

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРУД И ТВОРЧЕСТВО»)

Скрипка Лада Геннадьевна
МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением английского языка г. Жуковского
преподаватель истории и обществознания

Аннотация
Данная статья описывает опыт использования метапредметных связей в преподавании курса обществознания ученикам пятого класса. Автор делает вывод, что метапредметные связи мотивируют учеников совершенствовать навыки, развивать умственные способности, правильно планировать время, составлять алгоритм действий и учится работать в команде.

Ключевые слова: групповой проект, мetasubject communication, метапредметные связи, обществознание, опыт преподавания, презентация, творчество


USING METASUBJECT LINKS TO SOCIAL STUDIES LESSONS (FOR EXAMPLE, THE THEME «WORK AND CREATIVITY»)

Skripka Lada Gennad’evna
School № 3 with in-depth study of English Zhukovsky
teacher of history and social

Abstract
This article describes the experience of using metasubject links course in the teaching of social studies students of the fifth class. The author concludes that metasubject motivate students to improve communication skills, develop mental abilities, time to plan, to make the algorithm of actions and learn to work in teams.

Keywords: art, group projects, presentations, social science, teaching experience


Библиографическая ссылка на статью:
Скрипка Л.Г. Использование метапредметных связей на уроках обществознания (На примере темы «Труд и Творчество») // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4902 (дата обращения: 07.06.2017).

Задача учителя вести за собой детей, учить их жить в обществе, воспитывать Человека и гражданина, патриота своей Родины, вырастить социально активную, чуткую и неравнодушную личность.

Современный мир стремительно меняется, и детям сложно ориентироваться в нем, им проще жить в виртуальном мире. Как же вызвать  интерес к предмету, как заставить слушать, как оторвать от мобильного телефона или планшета?

Именно в обществознании рассматриваются темы, которые развивают душу и дают необходимые знания для свободного ориентирования в жизни.

Одна из важнейших, на  мой взгляд, и интереснейших тем курса обществознания: «Труд  и творчество», ее можно преподавать как по учебнику, так и в расширенном варианте. Данная тема рассматривается в 5 классе по программе ФГОС [1] и в 6 классе по обычной программе. [2]

Возраст 11-12 лет довольно сложный. Ни для учителей, ни для родителей не является секретом, что переход в среднюю школу сопровождается падением успеваемости и дисциплины. И нам, взрослым, начинает казаться, что детям уже ничего не интересно, кроме компьютерных игр  и социальных сетей. Однако это не совсем так и работа на уроках по теме «Труд и творчество» может помочь детям по-настоящему раскрыться.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно про­педевтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю­щий мир», изучаемому в начальной школе.

Тема «Труд и творчество» рассчитана на 2 часа по программе ФГОС[1]. Задачей педагога  является не только дать определения понятий, но и вызвать в них желание творить, создавать что-то своими руками, а также поднять самооценку  ребенка. Многие дети талантливы, но не знают, как себя проявить, не уверены в себе и своих способностях.

На первом уроке по этой теме я знакомлю учеников с такими понятиями как «труд», ««творчество», «мастер», «ремесленник». На втором уроке  ученикам дается возможность показать умения, принести свои работы, подготовить индивидуальные и совместные проекты.

Конечно, можно столкнуться с тем, что дети не сразу поймут, чего хочет добиться учитель. Учебник [3], как мне кажется, не предлагает достаточной информации для обдумывания, а ученики отталкиваются в ответах  от  того, что описано в учебнике, и только после подсказки начинают размышлять и обобщать выводы.

По мнению разработчиков нового стандарта, ученики к 5 классу должны самостоятельно  уметь искать необходимую информацию, уметь анализировать и предлагать свои решения [4, с.2]. Однако этими умениями дети не владеют в том объеме, какой необходим. Это создает трудности в работе, приходится искать пути решения данной проблемы и использовать дополнительные методические и методологические приемы, в частности, метапредметные связи.

В прошлом учебном году (2014-2015 гг.) оба пятых класса нашей школы занимались по программе ФГОС [1]. В одном классе пришлось остановиться строго на учебнике и тех заданиях, которые предлагались авторами, а вот во втором классе  удалось получить более интересный, на  мой взгляд,  результат.

На первом уроке по данной теме я в качестве иллюстрации принесла слепленную мною ветку сирени в натуральную величину. Дети заинтересовались и посыпались вопросы: «А как вы это сделали? А из чего? А можно мне научиться? Для чего нужны такие изделия?»

И ответили  на эти вопросы тоже сами.

Интересно    было   всем, и я пообещала научить желающих лепке на внеурочных занятиях.

Так же на первом уроке было дано задание: объединиться  в группы, сделать проект совместно и совместно же представить его. Ученики должны были договориться после уроков, кто и что конкретно делает. Мною были даны подсказки, что можно объединиться по рядам или по интересам, выбрать тех, кто будет заниматься поиском материала и тех, кто будет непосредственно делать презентацию.

В классе «A» на второй урок ученики принесли доклады по темам, которые были предложены авторами учебников, несколько человек, кто умел, сделали презентацию. Однако это были личные проекты, а не групповые. Это наглядно показало неумение работать в команде. С этим классом мы составили алгоритм работы над групповым проектом на будущее.

В классе «Б» все получилось, как задумано, только в одной группе. Остальные группы, хотя и справились, в целом, с заданием, были немного разочарованы результатом. Кому-то не удалось влиться в команду, кто-то не нашел себе дела, кто-то наоборот, взвалил на себя слишком много. Конечно же, и в техническом плане презентации были далеки от совершенства. Однако ученики быстро разобрались,  как надо выполнять задание творчески и пришли к выводу, что необходимо распределять работу и работать так, чтобы результат понравился и себе самому и окружающим. У некоторых  детей возникли идеи, как, используя рукоделие, начать свой бизнес и они решили самостоятельно подготовить бизнес проекты.

В результате использования метапредметных связей, ученики получили:

  1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
  2. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия).
  3. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках.
  4. Развитие усидчивости и мелкой моторики.
  5. Умение работать в команде.

Таким  образом, использование на  уроках по теме «Труд и творчество» метапредметных связей мотивируют учеников совершенствовать свои навыки, правильно искать информацию, больше читать и развивать умственные способности, планировать личное время. Совместные творческие проекты позволяют научиться работать в команде, реализовать потребность в общении, а часто к тому же поднимают самооценку и изменяют отношение окружающих в лучшую сторону.


Библиографический список
  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
  2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
  3. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
  4. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897)


Все статьи автора «Скрипка Лада Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: