УДК 37.01, 0.82

ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА МУЛЬТФИЛЬМА «СКАЗКА СКАЗОК» Ю. НОРШТЕЙНА)

Штырова Алима Николаевна
Университет им. Константина Философа в Нитре (Словацкая республика)

Аннотация
Статья посвящена изучению понятия универсальности культуры студентами-иностранцами, изучающими русский язык. В статье предлагается план занятия по истории русской культуры. На занятии применяется методика проблемного обучения. Представлен ход занятия, примерные варианты ответов и результаты, к которым студенты приходят в итоге. В результате студенты должны развить свое представление о соотношении «своего» и «чужого» в культуре, укрепить навык самостоятельной работы над проблемой, аргументации своей точки зрения в групповой дискуссии, расширить взгляды на проблему толерантности в современном обществе.

Ключевые слова: мультикультурный подход, универсальность культуры


THE CONCEPT "UNIVERSALITY OF CULTURE" IN THE ASPECT OF A MULTICULTURAL APPROACH

Shtyrova Alima Nikolaevna
Constantine the Philosopher University (Nitra SR)

Abstract
The article is devoted to the study of the concept «universality of culture». The lesson applies problem-based learning method. The article presents the lesson, the approximate answers and the results. As a result, students should develop their understanding of foreign elements in the culture , expand the views on the problem of tolerance in modern society.

Библиографическая ссылка на статью:
Штырова А.Н. Понятие универсальности культуры в аспекте мультикультурного подхода (на примере анализа мультфильма «Сказка сказок» Ю. Норштейна) // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4908 (дата обращения: 26.05.2017).

В формировании метакультурных компетенций большое значение отводится овладение навыками кросскультурного общения, развитию способности вести активную деятельность в условиях глобализации, строить диалог с людьми, имеющими разные взгляды на жизнь, разное воспитание, культурные привычки и традиции. В современном обществе проблемы мультикультурализма и толерантности являются одними из самых актуальных (см. [2]). В рамках мирового сообщества люди должны объединяться для решения гуманистических, экономических, политических проблем, и это требует наличия у профессионала развитой способности с пониманием и уважением относиться к чужой культуре, видеть не только отличные от собственной, но и общие с ней черты.

Язык искусства рассказывает о человеке не только в конкретном социально-историческом, но и в общегуманистическом плане. Любовь, ненависть, добро и зло, мир и война, честь и бесчестье, истина и ложь, горе и радость понятны всем людям мира, они не имеют национальных, временных либо каких-то иных границ.

Мультипликационный фильм режиссера Ю. Норштейна «Сказка сказок» (1979) прочно вошел в историю мировой культуры. Он популярен в эмигрантской среде и, одновременно, получил признание инокультурной, иноязычной аудитории [1].На занятиях по истории русской культуры со студентами-русистами он помогает прояснить проблему «своего» и «чужого» в культуре.

Из курса истории русской литературы студенты знают, насколько сложно, порой отчаянно-тоскливо русские писатели, эмигранты, волею судьбы жившие за границей, переносят разлуку с Родиной. Чтобы понять это состояние, нужно обладать немалой культурой и тонкостью душевного восприятия. Иначе получается, как говорил в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Максим Максимыч о переживаниях Бэлы, у нее не было повода тосковать по родине, ведь из крепости видны те же самые горы.

Произведение Ю. Норштейна затрагивает важнейшие категории: национальной памяти, тоски по Родине и любви к ней. Он взывает одновременно к фактическим, реальным деталям русского быта, и в то же время к архитипическому пласту, который является общей основой мировой культуры.

Работу студентов над этим сложным разноплановым произведением можно упорядочить, разделив группу на отдельные подгруппы, каждая из которых после просмотра получает домашнее задание поразмышлять над отдельной проблемой.

Первой группе предлагается ознакомиться с научными материалами и художественной литературой, посвященной архетипам Ворона, Волка, Мирового древа, плода с древа познания добра и зла и интерпретировать их в контексте мультфильма. Ответы могут быть приблизительно такими: мудрость Ворона — мудрость малыша, одиночество и свобода Волка — одиночество и свобода юноши, уходящего в самостоятельный жизненный путь; яблоко — вечность человеческого познания, яблоко вкушает малыш и делится им с воронами, оно вечно зеленое — бесконечность поколений, которые откроют для себя добро и зло, любовь и жизнь, смерть, войну и мир.

Вторая группа занимается образом семьи: матери, женщины, девушки, девочки; юноши, мужчины и отвечает на вопрос: в какой исторический и культурный контекст вписаны эти образы? Ответ: образ вечный ­ Сикстинская мадонна, святое материнство, усталость и материнская любовь, исторический: женщины военных лет, одетые и причесанные по моде того времени, утомленное солнце, одинокая тень вдовы, с трудом идущая по заметенной снегом зимней дорогой и растворяющаяся в пространстве. Мальчик, рожденный в военное и выросший в послевоенное время в неполной семье, не имея перед собой образа идеального отца, сам разрушает свою семью, предпочитая алкоголь верной жене и сыну. Женщина, которая и в послевоенное время стремится быть красивой, модной, одета современно. Но аккуратность и целостность этого образа разрушена черным пятном под левым глазом, которое оставила растворенная слезами отчаяния тушь. Мать хранит огонь семейного очага.

Третья группа работает над интерпретацией символикой образа природы. В какие моменты появляются образы дождя, ветра, листьев, солнца, снега, осени, зимы, моря, неба, дороги. Что они значат в контексте произведения?

Природа оплакивает павших защитников Родины слезами дождя, его капли наполняют стакан с водкой, как будто само небо плачет горючими слезами. Неприкаянность волчка, у которого нет дома, и зимой он живет на обочине дороги, согреваясь огнем костра. Под проливные слезы дождя русские солдаты уходят в ночь, на войну. Каждый период жизни человека можно соотнести с определенным временем года. Зимой одинокая старая женщина уходит в смерть. Для ребенка зима — прекрасное время, румянец во всю щеку и ясный взгляд говорят зрителю о том, что весна жизни пока сильнее зимы. Лето, омраченное началом Великой Отечественной войны, не приносит радости. Оно внезапно сменяется осенью, и для женщин того времени оно уже никогда не наступит: их время — глубокая тяжелая безрадостная осень, переходящая в снежную холодную зимнюю стужу. Эпизод «Сказки сказок», где показано распадение семьи и перспектива страданий маленького мальчика, заканчивается падением снега, который заметает все следы. Этот символ имеет двойное значение: с одной стороны, чистота детского восприятия сильнее зла, с которым его сталкивает жизнь. С другой стороны — мальчик уже буквально пошел по стопам своего отца, и в его сердце невольно зародилась льдинка равнодушия к слезам умоляющей сохранить семью женщины. Небо и море, в мультфильме переходящие друг в друга — бесконечность, которую уходит покорять глава счастливого семейства.

Как работает память, как возникает тоска по родине? Это тоска по себе — бывшему и ушедшему, по той яркости ощущений, который дает новизна открываемого в детстве мира; по поколению родителей, бабушек и дедушек, исчезнувших в воронке безжалостного времени. Столь реалистическое, почти осязаемое воспроизведение фактической обстановки и деталей быта в мультфильме (заколоченные окна деревенского дома, керосинка, швейная машинка Зингер, автомобиль Жигули, патефон, фейерверк в честь дня Победы) — это только спусковой крючок для воспоминаний.  Переживания, открытия, которые человек впервые постиг на Родине, есть та великая ценность, которую она дала, это то духовное наследство, на которое никто никогда не сможет посягнуть. Мультфильм учит быть взрослым: в какие пучины не пришлось бы погрузиться, выйдя в открытое жизненное море, те качества, воспоминания, мировоззрение, которое сформировалось на Родине, личность, эти ценности всегда остаются в человеке, хотя он неизбежно  вырастает из детских одежд и выходит на бесконечную дорогу жизни. Волчок уходит в луч света и оказывается юношей — путником, идущим своим жизненным путем.

Подведение итогов.

В заключение студенты, при помощи преподавателя, приходят к следующим выводам.

В мультфильме «Сказка сказок» Родина из понятия географического становится понятием ценностным. Именно впервые на Родине сделанные открытия и открывают дверь во всю мировую культуру. Произведение позволяет преодолевать барьер чужой культуры, открывая в ней наднациональный аспект, оставаясь самим собой и смотря на мир все-таки своими глазами. Существует некая глубинная духовная близость, общность во всех мировых культурных ценностях. Боль утраты Родины, которую люди ощущают в эмиграции, сменяется осознанием сопричастностичеловека всей мировой культуре.

Чему учит мультфильм «Сказка сказок»? Видеть общечеловеческую, глубинную духовную близость, которая стоит вне дифференциации «свой-чужой». Один жизненный путь мужчины: он герой, погибший от полученных в бою за мир ран, и глава семьи в мирное время. Один жизненный путь женщины: она мать, вскармливающая младенца своим молоком, верная жена, жизнь которой заканчивается со смертью мужа (символ — танцующие женские фигуры становятся в позах, напоминающих кресты). Одно горе одиночества и распадения человеческих связей (война, разрушение семьи). Одна радость, когда крепкая семья садится за семейный стол во главе с отцом семейства. У добра, красоты и истины нет национальности.

Какой метод постижения духовной близости всех людей используется в мультфильме?

Метод медиумический:  в пространстве «сверхчеловеческого», вечного, устраняется все личное, субъективное. В «Сказке сказок» сон подтверждает гуманистическую истинность бытия: его язык одновременно универсален и индивидуален, механизмы трансляции национального духовного опыта (национальная интерпретация мировой культуры, особая актуализация отдельных архетипов, национальная вариация архетипического инварианта, своеобразие которой связано с конкретно-историческим и социальным опытом) пересекаются в нем с вечной, универсально-внеличной памятью человечества. 


Библиографический список
  1. Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин. In:Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). Консолидированный текст. URL:http://base.garant.ru/2566557/1/#block_2000 Дата доступа 20.09.2015
  2. Tale of Tales.In: Мasters of russian animation. 1997. Аssociation with Soyuz Multfilm present, Buena Vista International Film Production. Germany, 1997


Все статьи автора «Штырова Алима Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: