УДК 793.3 (045)

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОГО ДАГЕСТАНСКОГО ТАНЦА «ЛЕЗГИНКА» НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ

Ахмедханова Эльвира Магамедхановна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студентка 3 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса разучивания учащимися элементов народного танца «Лезгинка» на факультативных музыкальных занятиях в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: музыкальное образование, народный танец «Лезгинка», факультативные занятия


THE STUDY OF THE ELEMENTS OF FOLK DANCE OF DAGESTAN "LEZGINKA" IN OPTIONAL CLASSES IN MUSIC IN THE SCHOOL

Ahmedjanova Elvira Muhamedjanova
Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
3rd year student of the faculty of education and arts education

Abstract
This article is devoted to consideration of the question of teaching students elements of folk dance "lezginka" in extracurricular music activities in secondary school.

Keywords: electives, folk dance "lezginka", music education


Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедханова Э.М. Изучение элементов народного дагестанского танца «Лезгинка» на факультативных занятиях по музыке в школе // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4988 (дата обращения: 24.07.2023).

Факультативные занятия в общеобразовательной школе проводятся по выбору самих учащихся. В практику школы они были введены в конце 60-х – начале 70-х гг. XX века. Факультативные занятия позволяют учащимся углубленно изучить основной и дополнительный материал по отдельным предметам в зависимости от их интересов, развивают творческие способности детей. Факультативы как одна из форм внеклассной работы проводятся параллельно с учебной деятельностью. Для методического обеспечения факультатива учителем создаются специальные программы.

Факультативные музыкальные занятия в общеобразовательной школе могут проводиться в различных формах, например в виде предметных кружков, музыкальных студий, в которых с учащимися проводятся аудиторные занятия и организуются экскурсии, посещения концертов, олимпиады, конкурсы и др. Внеклассные факультативные занятия проводятся по заранее составленному расписанию. Для проведения данных занятий необязателен полноценный состав класса, могут участвовать ученики различных классов.

Для того чтобы познакомить детей с музыкальной культурой лезгинского народа, мы предложили учащимся 4 класса посетить факультативные занятия по теме «Народный дагестанский танец «Лезгинка».

Лезгинка – «лекьерин кьуьл» – танец орлов. Занятия танцами под музыку благоприятно отражаются на музыкальном воспитании детей, положительно воздействуют на их физическое развитие, способствуют росту музыкальной и общей культуры. Музыкальной основой многих мелодий «Лезгинки» является танцевальная музыка лезгинского композитора Зейнала Гаджиева.

До того как начать разучивать с учащимися элементы танца «Лезгинка», необходимо сначала познакомить детей с его историей [1]. Танец воинственен, распространен с самых древних времен среди кавказских народов, но прародителем танца является народ Северного Кавказа – лезгины. Этот танец по сей день хранит в себе отголоски языческих времен. В прошлом танец представлял собой своеобразный ритуал. Юноши имитировали движения орлов, преследующих добычу, в роли которой выступали девушки.  В дальнейшем он стал настоящим соревнованием для юношей, где они соревновались в изяществе, быстроте и ловкости. Такой доблестный, смелый, мощный, блистательный танец помимо самих лезгин также полюбился всем соседним народам. На сегодняшний день танец распространён по всему миру. Музыкальный размер танца – 6/8, мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый.

Процесс освоения элементов танца включает в себя учебно-подготовительную работу и затем, как результат, качественное исполнение. Важно во время занятий обратить внимание на формирование двигательного аппарата учащихся, их актерские способности, понимание характера танца и соответствующей манеры движений. В связи с этим во время разучивания элементов лезгинки особое внимание педагог уделяет музыкально-ритмическим движениям. Хорошо подобранные движения эмоционально приукрашивают танец, облегчают его восприятие. Также важно во время исполнения танца поощрять детей к проявлению жизнерадостности и оптимистичности чувств, к образному воплощению содержания лезгинки. Это поможет в будущем с легкостью передавать характер исполняемого детьми танца.

Среди детских танцев существуют те, что имеют заранее предусмотренную последовательность движений. Некоторые танцы отличаются свободным построением, а движения можно применить в любой последовательности. Разучивание танцевальных движений лезгинки занимает не одно факультативное занятие. При этом большое значение имеет показ упражнений под музыку. Важно, чтобы движения совпадали с музыкой, и тогда в детях пробуждается интерес к музыке, их эмоциональное отношение к ней через движение, культуру. Со временем у учеников развивается ровная осанка, координация движений, а также хорошие музыкальные способности. Движения нужно отрабатывать, начиная медленно и без музыки, со счетом вслух, потом с музыкой, постепенно ускоряя темп. Не стоит забывать о поворотах, наклонах головы, осанке, движениях рук. После того как все элементы танца будут исполнены с легкостью и выразительностью, ученики переходят к разучиванию фигур, потом соединяют их, исполняя композицию полностью, начиная с медленного темпа, потом так, как указано выше.

Чаще всего изучаемые танцы, в том числе и лезгинка, усваиваются в несколько этапов. Первый состоит из одного или двух факультативных занятий, на которых дети знакомятся с произведением: музыкой и танцевальными движениями, с историей танца. Учащимся важно понять характер и жанр впервые услышанной музыки, форму музыкального сопровождения, подобрать наиболее подходящие танцевальные элементы, изученные ранее.

Второй этап более трудный, так как содержит в себе разучивание танца целиком и приобретение навыков для грамотного исполнения. Неотъемлемой частью в данном случае является художественно-практический метод, в котором важное значение имеет деятельность самих учеников. Что касается педагога, то с его стороны важен творческий подход и профессионализм, которые помогут поддерживать интерес к данной деятельности, и вызовут желание детей достичь хороших результатов.

Заключительный этап работы – закрепление навыков. Задача обучения детей на этом этапе заключается в проверке качества усвоения материала, в определении трудностей, возникающих во время выполнения заданий, наработке выразительности, согласованности исполнения танца всеми участниками, а также в подготовке к публичному выступлению.

Все три этапа учитель разрабатывает еще до начала занятий, а в процессе работы только корректирует и при необходимости дополняет учебный материал факультатива.

В завершение вышеизложенного добавим, что лезгинский народный танец на сегодняшний день является танцем, объединяющим народы всего Северного Кавказа. И это важно объяснить учащимся, изучающим его на факультативных занятиях по музыке.


Библиографический список
  1. Нагиев Ф. История танца «Лезгинка» // Лезгинский исторический портал «Аlpan365.ru». URL: http://alpan365.ru/istoriya-tanca-lezginka/ (дата обращения: 20.10.2015).


Все статьи автора «Ахмедханова Эльвира Магамедхановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: