Факультативные занятия в общеобразовательной школе проводятся по выбору самих учащихся. В практику школы они были введены в конце 60-х – начале 70-х гг. XX века. Факультативные занятия позволяют учащимся углубленно изучить основной и дополнительный материал по отдельным предметам в зависимости от их интересов, развивают творческие способности детей. Факультативы как одна из форм внеклассной работы проводятся параллельно с учебной деятельностью. Для методического обеспечения факультатива учителем создаются специальные программы.
Факультативные музыкальные занятия в общеобразовательной школе могут проводиться в различных формах, например в виде предметных кружков, музыкальных студий, в которых с учащимися проводятся аудиторные занятия и организуются экскурсии, посещения концертов, олимпиады, конкурсы и др. Внеклассные факультативные занятия проводятся по заранее составленному расписанию. Для проведения данных занятий необязателен полноценный состав класса, могут участвовать ученики различных классов.
Для того чтобы познакомить детей с музыкальной культурой лезгинского народа, мы предложили учащимся 4 класса посетить факультативные занятия по теме «Народный дагестанский танец «Лезгинка».
Лезгинка – «лекьерин кьуьл» – танец орлов. Занятия танцами под музыку благоприятно отражаются на музыкальном воспитании детей, положительно воздействуют на их физическое развитие, способствуют росту музыкальной и общей культуры. Музыкальной основой многих мелодий «Лезгинки» является танцевальная музыка лезгинского композитора Зейнала Гаджиева.
До того как начать разучивать с учащимися элементы танца «Лезгинка», необходимо сначала познакомить детей с его историей [1]. Танец воинственен, распространен с самых древних времен среди кавказских народов, но прародителем танца является народ Северного Кавказа – лезгины. Этот танец по сей день хранит в себе отголоски языческих времен. В прошлом танец представлял собой своеобразный ритуал. Юноши имитировали движения орлов, преследующих добычу, в роли которой выступали девушки. В дальнейшем он стал настоящим соревнованием для юношей, где они соревновались в изяществе, быстроте и ловкости. Такой доблестный, смелый, мощный, блистательный танец помимо самих лезгин также полюбился всем соседним народам. На сегодняшний день танец распространён по всему миру. Музыкальный размер танца – 6/8, мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый.
Процесс освоения элементов танца включает в себя учебно-подготовительную работу и затем, как результат, качественное исполнение. Важно во время занятий обратить внимание на формирование двигательного аппарата учащихся, их актерские способности, понимание характера танца и соответствующей манеры движений. В связи с этим во время разучивания элементов лезгинки особое внимание педагог уделяет музыкально-ритмическим движениям. Хорошо подобранные движения эмоционально приукрашивают танец, облегчают его восприятие. Также важно во время исполнения танца поощрять детей к проявлению жизнерадостности и оптимистичности чувств, к образному воплощению содержания лезгинки. Это поможет в будущем с легкостью передавать характер исполняемого детьми танца.
Среди детских танцев существуют те, что имеют заранее предусмотренную последовательность движений. Некоторые танцы отличаются свободным построением, а движения можно применить в любой последовательности. Разучивание танцевальных движений лезгинки занимает не одно факультативное занятие. При этом большое значение имеет показ упражнений под музыку. Важно, чтобы движения совпадали с музыкой, и тогда в детях пробуждается интерес к музыке, их эмоциональное отношение к ней через движение, культуру. Со временем у учеников развивается ровная осанка, координация движений, а также хорошие музыкальные способности. Движения нужно отрабатывать, начиная медленно и без музыки, со счетом вслух, потом с музыкой, постепенно ускоряя темп. Не стоит забывать о поворотах, наклонах головы, осанке, движениях рук. После того как все элементы танца будут исполнены с легкостью и выразительностью, ученики переходят к разучиванию фигур, потом соединяют их, исполняя композицию полностью, начиная с медленного темпа, потом так, как указано выше.
Чаще всего изучаемые танцы, в том числе и лезгинка, усваиваются в несколько этапов. Первый состоит из одного или двух факультативных занятий, на которых дети знакомятся с произведением: музыкой и танцевальными движениями, с историей танца. Учащимся важно понять характер и жанр впервые услышанной музыки, форму музыкального сопровождения, подобрать наиболее подходящие танцевальные элементы, изученные ранее.
Второй этап более трудный, так как содержит в себе разучивание танца целиком и приобретение навыков для грамотного исполнения. Неотъемлемой частью в данном случае является художественно-практический метод, в котором важное значение имеет деятельность самих учеников. Что касается педагога, то с его стороны важен творческий подход и профессионализм, которые помогут поддерживать интерес к данной деятельности, и вызовут желание детей достичь хороших результатов.
Заключительный этап работы – закрепление навыков. Задача обучения детей на этом этапе заключается в проверке качества усвоения материала, в определении трудностей, возникающих во время выполнения заданий, наработке выразительности, согласованности исполнения танца всеми участниками, а также в подготовке к публичному выступлению.
Все три этапа учитель разрабатывает еще до начала занятий, а в процессе работы только корректирует и при необходимости дополняет учебный материал факультатива.
В завершение вышеизложенного добавим, что лезгинский народный танец на сегодняшний день является танцем, объединяющим народы всего Северного Кавказа. И это важно объяснить учащимся, изучающим его на факультативных занятиях по музыке.
Библиографический список
- Нагиев Ф. История танца «Лезгинка» // Лезгинский исторический портал «Аlpan365.ru». URL: http://alpan365.ru/istoriya-tanca-lezginka/ (дата обращения: 20.10.2015).