Времена, когда роль медицинской сестры ограничивалась лишь уходом за больными и механическим выполнением назначений врача, отошли в прошлое. Когда то инъекции, внутривенные переливания или катетеризацию мочевого пузыря выполняли только врачи, сейчас – медсестры. Роль медицинской сестры в лечебном процессе неуклонно растет. Согласно современным требованиям, деятельность медицинских сестер определяется как научно обоснованный комплекс мероприятий, направленных на поддержку и улучшение физического, психического и социального статуса больного, который предоставляется средним медперсоналом в рамках выполнения своих функциональных обязанностей [5, 26].
Специфика работы медицинских работников заключается в том, что они в процессе своей профессиональной деятельности контактируют с большим количеством людей, начиная от коллег и заканчивая пациентами и их родственниками. Медик может выступать в разных ипостасях: как работник и работодатель, как руководитель, как производитель конкретных услуг и т.д. [3, 78].
Анализ нормативно-правовых документов и работ ведущих специалистов, которые исследуют систему подготовки среднего медицинского персонала, свидетельствует о том, что основным направлением ее реформирования, является совершенствование системы подготовки будущих медицинских сестер, фельдшеров, акушеров [4, 22].
Современная система обучения в медицинских колледжах и университетах характеризируется недостаточным направлением образовательного процесса на исследовательскую деятельность студентов. Поэтому, по убеждению автора [1, 18], целесообразным условием преодоления определенных проблем является направление учебного процесса не на усвоение значительного количества информации с последующим ее воспроизведением, а на активный поиск и критический анализ необходимого материала, творческого подхода к решению проблем и, как результат, получение новых знаний, которые, при условии практической деятельности, трансформируются в профессиональные умения.
Реформа системы здравоохранения, переход к предоставлению первичной медико-санитарной помощи и бюджетно-страховой медицины, развитие научных и профессиональных связей с другими государствами, – требуют научных подходов к подготовке медицинских сестер магистров сестринского дела.
Медицинские сестры является важным звеном в сфере охраны здоровья, без которой невозможно формирование, поддержание, сохранение и восстановление здоровья граждан Украины. Современная модель подготовки медицинских сестер предусматривает, что медицинская сестра – это специалист с профессиональным образованием, который разделяет философию сестринского дела, имеет право на выполнение соответствующей профессиональной деятельности и творчески осуществляет медсестринский процесс [2, 138].
Как известно, Всемирная организация здравоохранения рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи. Именно поэтому значительное внимание Министерство здравоохранения Украины сегодня уделяет совершенствованию работы медицинских сестер магистров.
Важна и проблема подготовки педагогических кадров. Молодые специалисты, как показывает практический опыт, обладая мощным арсеналом дидактических методов, не всегда удачно применяют их тем самым превращая процесс обучения в рутинное усвоения профессиональных алгоритмов и выполнения манипуляций. С другой стороны, преподаватели с большим педагогическим опытом удовлетворяются директивными методами обучения ссылаясь на высокие качественные показатели результатов обучения.
Основной причиной такой ситуации является неумение соответствующих должностных лиц правильно и продуктивно организовывать исследовательскую деятельность студентов – будущих медицинских сестер магистров. Указанное проявляется в осложнениях при определении проблем пациентов, формулировке медсестринского диагноза и цели медсестринских вмешательств, составлении плана ухода и проведении критического анализа результатов своей работы.
В Буковинском государственном медицинском университете успешно проводится научно-исследовательская работа медицинскими сестрами – будущими магистрами сестринского дела. Перечень тем магистерских научно-квалификационных работ включает научные исследования в терапии, хирургии, педиатрии, семейной медицине, медицинской психологии, педагогике, в частности:
-оценка качества жизни детей с врожденными пороками развития сердечно-сосудистой системы;
-роль медицинской сестры в лечении и профилактике хронической ишемической болезни сердца;
-сестринская деятельность и профессиональное выгорание у медицинских сестер хирургического профиля;
-генеалогические закономерности формирования язвенной болезни у детей;
-клинико-параклинические особенности течения синдрома раздраженного кишечника у детей;
-прогнозирование врожденных пороков сердца у детей;
-профилактика острых деструктивных осложнений язвенной болезни у подростков;
-сестринская деятельность и профессиональное выгорание у медицинских сестер терапевтического профиля;
-коморбидная патология с позиций медицинской сестры терапевтического отделения;
-психологические особенности становления профессионального сознания будущих медицинских сестер-бакалавров в процессе профессиональной подготовки;
-комплексная оценка факторов риска нарушения адаптационных возможностей школьников во время физических нагрузок;
-первичная и вторичная профилактика хронической сердечной недостаточности: роль медицинской сестры;
-причины возникновения коммуникативного барьера в профессиональной деятельности медицинской сестры;
-психологические особенности адаптационного периода студентов-первокурсников специальности «Сестринское дело»;
-епидемиология врожденных пороков сердца у детей;
-внедрение семейной медицины в «МП №3» города Черновцы: этапы, эффективность, роль медицинских сестер общей практики семейному медицины;
-проблема психосоматических соотношений при язвенной болезни у детей и роль медицинской сестры бакалавра в ее решении;
-работа медицинской сестры бакалавра по оптимизации ранней диагностики рака молочной железы;
-современные пути оптимизации работы среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи больным различными формами перитонита;
-роль медицинской сестры бакалавра в оценке качества жизни детей, больных язвенной болезнью;
Перечень перспективных направлений научных исследований магистров медсестринства включает:
- научные исследования проблем медсестринского образования, разработка перспективных направлений повышения уровня подготовки медицинских сестер;
- научная разработка медсестринского процесса, теоретических и организационных основ медсестринства, стандартов предоставления медсестринских услуг;
- научное обоснование разграничения функций медицинской сестры в зависимости от уровня образования и уровня оказания медицинской помощи;
- разработка научно обоснованных критериев обеспечения населения оптимальным уровнем квалифицированной, общедоступной медсестринского помощи при осуществлении профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
- научное обоснование и разработка методологии обработки унифицированного классификатора для индикаторов качества медсестринских услуг;
- научное обоснование и разработка методологии внедрения и оценки эффективности клинических протоколов по специальности сестринское дело;
- научно-методическое обоснование подходов к управлению качеством медсестринской помощи на современном этапе реформирования системы здравоохранения Украины;
-обоснование объемов и методов профилактической работы помощника врача общей практики-семейной медсестры.
Однако, научные исследования в медсестринстве будут эффективными при условии и реализации на государственном уровне следующих мероприятий:
- надлежащая государственная поддержка реформирования системы здравоохранения и сестринского дела как сложной. но целостной системы;
- совершенствование нормативно-правовой базы отрасли здравоохранения в части медсестринства;
- приоритетное финансирование программы развития медсестринства;
- адекватная кадровая политика по обеспечению номенклатуры медсестринских постов, достижение оптимального соотношения “врач-медсестра”;
- формирование специалистов качественно нового типа от помощника медсестры к высокопрофессиональному специалисту, способного при необходимости действовать самостоятельно.
Качественная подготовка медицинских сестер – магистров сестринского дела в профессиональной деятельности из основных элементов педагогического процесса должна включать формирование активной исследовательской позиции будущих специалистов. Научные исследования в медсестринстве будут эффективными при условии надлежащей государственной поддержки подготовки будущих специалистов.
[1, 18] В затекстовой ссылке: 1.Бабенко Т.П. Дослідницька діяльність студентів у контексті реформування медсестринської освіти / Т.П. Бабенко // Вища освіта в медсестринстві: проблеми і перспективи. – Житомир : Полісся, – 2011.
[2, 138] В затекстовой ссылке: 2.Галяутдинова И. Р. Совершенствование методов организации и управления повышения качества профессионального образования медсестер в первичном звене здравоохранения /И. Р. Галяутдинова // Молодой ученый. — 2014. — №5.
[3, 78] В затекстовой ссылке: 3.Кельжанова М. К. Анализ и совершенствование системы качества медицинской помощи / М. К. Кельжанова, К. К. Косыбаева, Н. К. Турсынбекова // Молодой ученый. — 2014. — №10.
[4, 22] В затекстовой ссылке: 4.Лапик С. В. Проблемы и новшества высшего сестринского образования (на примере Тюменской области) / С. В.Лапик// Главная медицинская сестра- 2011- № 6.
[5, 26] В затекстовой ссылке: 5.Реформа здравоохранения в США и перемены в сестринском деле (На основе материалов ASN)//Сестр. дело. 1997. — № 5.
Библиографический список
- Бабенко Т.П. Дослідницька діяльність студентів у контексті реформування медсестринської освіти / Т.П. Бабенко // Вища освіта в медсестринстві: проблеми і перспективи. – Житомир : Полісся, – 2011.
- Галяутдинова И. Р. Совершенствование методов организации и управления повышения качества профессионального образования медсестер в первичном звене здравоохранения /И. Р. Галяутдинова // Молодой ученый. — 2014. — №5.
- Кельжанова М. К. Анализ и совершенствование системы качества медицинской помощи / М. К. Кельжанова, К. К. Косыбаева, Н. К. Турсынбекова // Молодой ученый. — 2014. — №10.
- Лапик С. В. Проблемы и новшества высшего сестринского образования (на примере Тюменской области) / С. В.Лапик// Главная медицинская сестра- 2011- № 6.
- Реформа здравоохранения в США и перемены в сестринском деле (На основе материалов ASN)//Сестр. дело. 1997. — № 5.