УДК 614.253.5:614.23

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ-МАГИСТРА КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Cорокман Тамила Васильевна
Буковинский государственный медицинский университет
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии и медицинской генетики

Аннотация
В статье рассматривается значение научно-исследовательской работы в подготовке магистров сестринского дела.

Ключевые слова: магистры сестринского дела, научно-исследовательская работа


RESEARCH ACTIVITIES NURSE-MASTER AS PART PEDAGOGICAL PROCESS

Sorokman Tamila Vasilyevna
Bucovinian State Medical University
MD,PhD, Chief of chair of pediatrics and medical genetic

Abstract
The article discusses the importance of research in the preparation of master's nursing.

Keywords: masters of nursing, research work.


Библиографическая ссылка на статью:
Cорокман Т.В. Исследовательская деятельность медицинской сестры-магистра как элемент педагогического процесса // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/4867 (дата обращения: 12.07.2023).

Времена, когда роль медицинской сестры ограничивалась лишь уходом за больными и механическим выполнением назначений врача, отошли в прошлое. Когда то инъекции, внутривенные переливания или катетеризацию мочевого пузыря выполняли только врачи, сейчас – медсестры. Роль медицинской сестры в лечебном процессе неуклонно растет. Согласно современным требованиям, деятельность медицинских сестер определяется как научно обоснованный комплекс мероприятий, направленных на поддержку и улучшение физического, психического и социального статуса больного, который предоставляется средним медперсоналом в рамках выполнения своих функциональных обязанностей [5, 26].

Специфика работы медицинских работников заключается в том, что они в процессе своей профессиональной деятельности контактируют с большим количеством людей, начиная от коллег и заканчивая пациентами и их родственниками. Медик может выступать в разных ипостасях: как работник и работодатель, как руководитель, как производитель конкретных услуг и т.д. [3, 78].

Анализ нормативно-правовых документов и работ ведущих специалистов, которые исследуют систему подготовки среднего медицинского персонала, свидетельствует о том, что основным направлением ее реформирования, является совершенствование системы подготовки будущих медицинских сестер, фельдшеров, акушеров [4, 22].

Современная система обучения в медицинских колледжах и университетах характеризируется недостаточным направлением образовательного процесса на исследовательскую деятельность студентов. Поэтому, по убеждению автора [1, 18], целесообразным условием преодоления определенных проблем является направление учебного процесса не на усвоение значительного количества информации с последующим ее воспроизведением, а на активный поиск и критический анализ необходимого материала, творческого подхода к решению проблем и, как результат, получение новых знаний, которые, при условии практической деятельности, трансформируются в профессиональные умения.

Реформа системы здравоохранения, переход к предоставлению первичной медико-санитарной помощи и бюджетно-страховой медицины, развитие научных и профессиональных связей с другими государствами, – требуют научных подходов к подготовке медицинских сестер магистров сестринского дела.

Медицинские сестры является важным звеном в сфере охраны здоровья, без которой невозможно формирование, поддержание, сохранение и восстановление здоровья граждан Украины. Современная модель подготовки медицинских сестер предусматривает, что медицинская сестра – это специалист с профессиональным образованием, который разделяет философию сестринского дела, имеет право на выполнение соответствующей профессиональной деятельности и творчески осуществляет медсестринский процесс [2, 138].

Как известно, Всемирная организация здравоохранения рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи. Именно поэтому значительное внимание Министерство здравоохранения Украины сегодня уделяет совершенствованию работы медицинских сестер магистров.

Важна и проблема подготовки педагогических кадров. Молодые специалисты, как показывает практический опыт, обладая мощным арсеналом дидактических методов, не всегда удачно применяют их тем самым превращая процесс обучения в рутинное усвоения профессиональных алгоритмов и выполнения манипуляций. С другой стороны, преподаватели с большим педагогическим опытом удовлетворяются директивными методами обучения ссылаясь на высокие качественные показатели результатов обучения.

Основной причиной такой ситуации является неумение соответствующих должностных лиц правильно и продуктивно организовывать исследовательскую деятельность студентов – будущих медицинских сестер магистров. Указанное проявляется в осложнениях при определении проблем пациентов, формулировке медсестринского диагноза и цели медсестринских вмешательств, составлении плана ухода и проведении критического анализа результатов своей работы.

В Буковинском  государственном медицинском университете успешно проводится научно-исследовательская работа медицинскими сестрами – будущими магистрами сестринского дела. Перечень тем магистерских научно-квалификационных работ включает научные исследования в терапии, хирургии, педиатрии, семейной медицине, медицинской психологии, педагогике, в частности:

-оценка качества жизни детей с врожденными пороками развития сердечно-сосудистой системы;

-роль медицинской сестры в лечении и профилактике хронической ишемической болезни сердца;

-сестринская деятельность и профессиональное выгорание у медицинских сестер хирургического профиля;

-генеалогические закономерности формирования язвенной болезни у детей;

-клинико-параклинические особенности течения синдрома раздраженного кишечника у детей;

-прогнозирование врожденных пороков сердца у детей;

-профилактика острых деструктивных осложнений язвенной болезни у подростков;

-сестринская деятельность и профессиональное выгорание у медицинских сестер терапевтического профиля;

-коморбидная патология с позиций медицинской сестры терапевтического отделения;

-психологические особенности становления профессионального сознания будущих медицинских сестер-бакалавров в процессе профессиональной подготовки;

-комплексная оценка факторов риска нарушения адаптационных возможностей школьников во время физических нагрузок;

-первичная и вторичная профилактика хронической сердечной недостаточности: роль медицинской сестры;

-причины возникновения коммуникативного барьера в профессиональной деятельности медицинской сестры;

-психологические особенности адаптационного периода студентов-первокурсников специальности «Сестринское дело»;

-епидемиология врожденных пороков сердца у детей;

-внедрение семейной медицины в «МП №3» города Черновцы: этапы, эффективность, роль медицинских сестер общей практики семейному медицины;

-проблема психосоматических соотношений при язвенной болезни у детей и роль медицинской сестры бакалавра в ее решении;

-работа медицинской сестры бакалавра по оптимизации ранней диагностики рака молочной железы;

-современные пути оптимизации работы среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи больным различными формами перитонита;

-роль медицинской сестры бакалавра в оценке качества жизни детей, больных язвенной болезнью;

Перечень перспективных направлений научных исследований магистров медсестринства включает:

- научные исследования проблем медсестринского образования, разработка перспективных направлений повышения уровня подготовки медицинских сестер;

- научная разработка медсестринского процесса, теоретических и организационных основ медсестринства, стандартов предоставления медсестринских услуг;

- научное обоснование разграничения функций медицинской сестры в зависимости от уровня образования и уровня оказания медицинской помощи;

- разработка научно обоснованных критериев обеспечения населения оптимальным уровнем квалифицированной, общедоступной медсестринского помощи при осуществлении профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

- научное обоснование и разработка методологии обработки унифицированного классификатора для индикаторов качества медсестринских услуг;

- научное обоснование и разработка методологии внедрения и оценки эффективности клинических протоколов по специальности сестринское дело;

- научно-методическое обоснование подходов к управлению качеством медсестринской помощи на современном этапе реформирования системы здравоохранения Украины;

-обоснование объемов и методов профилактической работы помощника врача общей практики-семейной медсестры.

Однако, научные исследования в медсестринстве будут эффективными при условии и реализации на государственном уровне следующих мероприятий:

- надлежащая государственная поддержка реформирования системы здравоохранения и сестринского дела как сложной. но целостной системы;

- совершенствование нормативно-правовой базы отрасли здравоохранения в части медсестринства;

- приоритетное финансирование программы развития медсестринства;

- адекватная кадровая политика по обеспечению номенклатуры медсестринских постов, достижение оптимального соотношения “врач-медсестра”;

- формирование специалистов качественно нового типа от помощника медсестры к высокопрофессиональному специалисту, способного при необходимости действовать самостоятельно.

Качественная подготовка медицинских сестер – магистров сестринского дела в профессиональной деятельности из основных элементов педагогического процесса должна включать формирование активной исследовательской позиции будущих специалистов. Научные исследования в медсестринстве будут эффективными при условии надлежащей государственной поддержки подготовки будущих специалистов.


[1, 18] В затекстовой ссылке: 1.Бабенко Т.П. Дослідницька діяльність студентів у контексті реформування медсестринської освіти / Т.П. Бабенко // Вища освіта в медсестринстві: проблеми і перспективи. – Житомир : Полісся, – 2011.
[2, 138] В затекстовой ссылке: 2.Галяутдинова И. Р. Совершенствование методов организации и управления повышения качества профессионального образования медсестер в первичном звене здравоохранения /И. Р. Галяутдинова // Молодой ученый. — 2014. — №5.
[3, 78] В затекстовой ссылке: 3.Кельжанова М. К. Анализ и совершенствование системы качества медицинской помощи / М. К. Кельжанова, К. К. Косыбаева, Н. К. Турсынбекова // Молодой ученый. — 2014. — №10.
[4, 22] В затекстовой ссылке: 4.Лапик С. В. Проблемы и новшества высшего сестринского образования (на примере Тюменской области) / С. В.Лапик// Главная медицинская сестра- 2011- № 6.
[5, 26] В затекстовой ссылке: 5.Реформа здравоохранения в США и перемены в сестринском деле (На основе материалов ASN)//Сестр. дело. 1997. — № 5.


Библиографический список
  1. Бабенко Т.П. Дослідницька діяльність студентів у контексті реформування медсестринської освіти / Т.П. Бабенко // Вища освіта в медсестринстві: проблеми і перспективи. – Житомир : Полісся, – 2011.
  2. Галяутдинова И. Р. Совершенствование методов организации и управления повышения качества профессионального образования медсестер в первичном звене здравоохранения /И. Р. Галяутдинова // Молодой ученый. — 2014. — №5.
  3. Кельжанова М. К. Анализ и совершенствование системы качества медицинской помощи / М. К. Кельжанова, К. К. Косыбаева, Н. К. Турсынбекова // Молодой ученый. — 2014. — №10.
  4. Лапик С. В. Проблемы и новшества высшего сестринского образования (на примере Тюменской области) / С. В.Лапик// Главная медицинская сестра- 2011- № 6.
  5. Реформа здравоохранения в США и перемены в сестринском деле (На основе материалов ASN)//Сестр. дело. 1997. — № 5.


Все статьи автора «Cорокман Тамила Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: