Современная парадигма образования, выдвинутая в рамках концепции ее модернизации, предполагает подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного на работу в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Всё это выступает предпосылкой для поиска преподавателями вуза новых технологий, в том числе и интерактивных, обеспечивающих возможность студенту самообразовываться, самоизменяться личностно и профессионально в процессе учебной деятельности.
Интерактивные технологии, согласно В. В. Гузееву, представляют собой вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. В традиционной педагогике к интерактивным технологиям обучения относят технологии учебной дискуссии, мозгового штурма, проектной деятельности, дидактической игры и др. Но принятый закон об образовании о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет выйти на новый уровень организации образовательного процесса с применением интерактивных методов обучения.
На современном этапе развития образовательного пространства создание электронных площадок, способных реализовать все целевые ориентации интерактивной модели обучения, как преподавателя, так и студента, позволяет дополнить, разнообразить и расширить границы активной модели познавательной деятельности последних, а также стимулировать к проявлению большей самостоятельности обучающихся.
Одна из таких площадок, созданная на базе программной среды Moodle, является частью виртуального образовательного пространства института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ. Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда представляет собой систему управления курсами, и известна как система управления обучением или виртуальная обучающая среда.
Образовательный электронный ресурс позволяет в полной мере преподавателю как лидеру, как фасилитатору, как создателю условий для инициативы учащихся, организовать процесс психолого-социального взаимодействия, взаимодействия учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, а также позволяет извлекать знание в коллективной деятельности через диалог.
Использование таких элементов обучающей среды как «Книга», «Семинар», «Лекция», «Рабочая тетрадь», «Задания», «Форум», «Чат», «Опрос», «Опросник», «Анкета», «Тест», «База данных» и «Глоссарий» позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Организация интерактивного обучения с помощью ранее перечисленных технологий повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем за счет возможности индивидуального подхода студента к решению поставленных задач, в результате чего процесс обучения становится более осмысленным. Формируется способность мыслить творчески, вырабатывается техника обоснования решения задач, развиваются такие способности, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам и т.д.
Организация интерактивного обучения на базе электронной площадки ИФЖиМКК позволяет получать качественные результаты усвоения знаний, как индивидуальному слушателю, так и учебной группе, наладить процесс взаимодействия не только в паре «преподаватель-студент», «преподаватель-группа студентов», но и «студент-аудитория».
Таким образом, смена приоритетов обучения с традиционного усвоения знаний в ходе лекционно-семинарских занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность студента вносит качественные изменения в содержание и формы обучения, систему контроля и оценки знаний, а также требует разработки качественно нового методического и технологического сопровождения интерактивных способов обучения студентов. Каковыми могут являться всевозможные электронные ресурсы, в том числе и электронные образовательные площадки.
Библиографический список
- Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006.
- Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал / Ю.В. Гущин. – М., № 2, 2012.
- Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч.-метод. пособие / С. Б. Ступина. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2009.