УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ШАХМАТАМИ

Болов Андрей Витальевич1, Свинаренко Владимир Геннадьевич2, Угольникова Ольга Александровна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества», г. Осинники, педагог дополнительного образования детей
2Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
3Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доцент, зав. кафедрой физ. воспитания, зам. директора института физической культуры, здоровья и спорта

Аннотация
В статье описана возможность социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами, специфика подготовки будущих педагогов по физической культуре рассматривается параллельно с системой и возможностями, условиями и моделями социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами. В работе отражены исторические корни занятий шахматами, определены потенциально оптимальные условия продуктивного развития личности обучающегося, занимающегося шахматами.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самостоятельная работа, шахматы


SOME FEATURES OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS THROUGH STUDYING CHESS

Bolov Andrey Vitalievich1, Svinarenko Vladimir Gennadievich2, Ugolnikova Olga Aleksandrovna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer
3Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor, acting head the Department of physical education, Deputy Director of the Institute of physical culture, health and sports

Abstract
The paper describes the possibility of socialization and self-realization of students through studying chess, specific training of future teachers of physical culture illustrated parallel with the system and opportunities, conditions and patterns of socialization and self-realization of students through studying chess. The work reflects the historical roots of chess lessons, identify potential optimal conditions for productive development of the individual student, to play chess.

Keywords: chess, independent work, independent work culture, teacher modeling


Библиографическая ссылка на статью:
Болов А.В., Свинаренко В.Г., Угольникова О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5040 (дата обращения: 12.07.2023).

Возможность подготовки педагогов-бакалавров к организации социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами – сложный социально и личностно значимый процесс. Система подготовки будущих педагогов по физической культуре в структуре бакалавриата – одна из моделей высшего профессионально-педагогического образования, реализующего стандарт и определяющая возможность целостного развития личности в поликультурном пространстве. Система профессионально-педагогической подготовки обеспечивается в качественном усвоении предметно-педагогических норм и практики развития и саморазвития личности, в таком понимании важным является изучение курсов современной педагогики, в НФИ КемГУ для фасилитации изучения и оптимизации качества подготовки педагогов разработано программно-педагогическое обеспечение изучаемых дисциплин [1-17], в структуре которых отражены все нюансы и возможности современного образования.

Модель профессиональной подготовки определяет самостоятельность – одной из актуальных ценностей будущего специалиста в системе непрерывного образования, качество сформированности условий самостоятельности и культуры самостоятельной работы способствует продуктивному поиску и оптимизации условий самореализации личности педагога и обучающегося, что описано в ряде публикаций, рассматривающих проблему и условия формирования продуктивной самостоятельной работы [18-21] и культуры самостоятельной работы педагогов [22-47].

Специфика продуктивного поиска оптимальных условий развития личности обучающегося в контексте решения задач социализации и самореализации обучающегося через занятия шахматами – одна из широко решаемых задач в образовательной практике Кемеровской области. Этому способствует образовательная политика областной администрации.

Попытаемся проследить ход истории шахмат как одного из наиинтереснейших направлений развития личности, обеспечивающего целостное развитие всех возможностей личности в продуктивном поиске оптимального восприятия и решения задач развития общества и личности.

В структуре изучения основ истории шахмат отмечается, что на протяжении многих веков шахматы являются одной из самых популярных игр, сочетающих в себе науку, спорт, искусство. Количество играющих в шахматы во всем мире насчитывает миллионы людей, которые потенциально стремятся одержать победу в выбранном направлении социализации и самореализации. Не мудрено, что шахматы так популярны, ведь именно шахматы наиболее целостно и всесторонне развивают память, логическое мышление и фантазию.

Само название игры «шахматы» – представляет собой иранское или ирано-арабское словосочетание; аналогичного термина мы не встречаем ни в одном другом европейском языке, кроме русского. Слово «шах» – иранского происхождения. Уже в древней русской письменности встречается указание на «шаховую землю» (т.е. иранское государство). Предостерегающий возглас «шах» следует рассматривать как первоначальное название главнейшей фигуры. Слово «мат» происходит от иранского прилагательного mat, обозначающего «беспощадный», «безнадежный», «пораженный», – производное от прилагательного mand, manad, manid. Однако некоторые историки производят «мат» от арабского mat – «он умер». Таким образом, иранский и арабский термины совпали здесь по значению, которые выделяются в классической литературы по истории шахмат.

Шахматная партия играется между двумя соперниками, которые поочерёдно передвигают свои фигуры на квадратной доске, называемой “шахматной доской”. Первый ход делает игрок, имеющий белые фигуры, шахматисты ходят по очереди, и следующий ход делает игрок, имеющий фигуры черного цвета. Целью игры является поставить королю соперника мат. Игрок, который достигает этой цели, и выиграл партию. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат королю соперника, партия заканчивается вничью.

Шахматная доска состоит из 64-х одинаковых квадратных полей поочередно светлого и тёмного цвета. Шахматная доска располагается между игроками таким образом, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым. В начале игры один игрок имеет 16 фигур белого цвета, а другой 16 фигур черного цвета. В каждой армии по 8 пешек, два коня, две ладьи, два слона, один ферзь и один король. Каждая фигура передвигается по шахматной доске согласно правилам.

Пешка – самая слабая фигура в шахматной игре. Пешечная структура в шахматах определяет стратегический рисунок партии.

Если посмотреть на эту фигуру, она напоминает человечка в шлеме, а первоначальное расположение этих фигур на шахматной доске в линию перед остальными фигурами. Пешки самые первые идут в бой и принимают удары неприятельских фигур. В начале партии пешечные ходы позволяют игрокам захватить пространство Пешки могут быть защитниками и поддерживать свои фигуры. Если пешка, пройдет через все шахматное поле, она может превратиться в любую фигуру. Для того, чтобы понимать, как выгодно проводить размены фигур, нужно знать их силу и ценность. За единицу ценности шахматных фигур берется пешка.

Фигура «ладья» напоминает своим видом башню средневекового замка. Ладья может ходить по горизонталям или вертикалям. По силе равна 5 пешкам.

Слон – напоминает животное с длинным хоботом и двумя бивнями. В шахматах слон может ходить по диагоналям. По силе слон равен 3 пешкам. В нашей стране эту фигуру называют также «офицером». Офицер – это человек, который в армии командует солдатами и занимает различные должности.

Ферзь (королева) – самая сильная фигура на шахматной доске. По силе равна примерно 9 пешкам. Эта фигура ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

Конь – легкая фигура, которая по силе равна 3 пешкам. Конь ходит вперед, назад, влево, вправо. Перепрыгивая через одно поле и переходя в сторону на одно с двух соседних полей. Еще говорят, что он ходит буквой «Г».

Король – самая главная фигура. Он ходит в любую сторону, но только на одну клетку. Король к королю не может подойти. Это бесценная фигура.

Существует множество легенд. Вот одна из легенд происхождения шахмат: В Индии жил раджа. Он захватил много земель и возомнил себя могущественным завоевателем, которому все доступно на свете. Один из его мудрецов решил показать радже, насколько зависит он от своего войска, и придумал игру, из которой ясно было видно, что один Раджа без помощи своей армии выиграть не сможет. Игра оказалась настолько интересной, что раджа дни и ночи играл в эту игру.

История шахмат насчитывает примерно 1500 лет. Они впервые появились в Индии в VI веке нашей эры под названием чатуранга. Чатурганга быстро стала популярной в Индии и странах Востока. После чатуранги появилось сразу несколько похожих игр: Шатрандж, Сянци, Сеги, Макрук, Чанги.

Сохранившиеся рукописи указывают, что арабы интересовались не только шахматной игрой, но и решением задач и этюдов, а также изучением партий.

В VIII-IX веках, арабы завоевывают Испанию и игра шантрандж попадает в эту страну. Затем, в течение нескольких десятков лет – в, Италию, Португалию и Францию. Игра завоевывает сердце Европы, к XI веку она уже была известна во всех Европейских странах.

Современные шахматные правила сложились в XV-XVI вв. (Эпоха Возрождения).

В связи с новыми правилами игры для шахмат наступил новый период. Шахматы стали приобретать огромную популярность среди людей. Стали издаваться книги на шахматную тематику, что способствовало изучению игры. Путь, по которому проникли шахматы в древнюю Русь остаются не выясненными до настоящего времени. Однако считается, что шахматы проникли к нам с Востока и с Запада. Главным аргументом этого является терминология, сохранившей восточные наименования всех фигур. Шахматы проникли к нам по разному: от IX до XII века.

Политика мало способствовали развитию шахмат в старой России. С XIII по XVII в. они подвергались гонению со стороны церкви, которая усматривала в них отголосок язычества и считавшей их азартной игрой, шахматную игру запрещала государственная власть. Все же сила шахмат была настолько велика, что они продолжали жить в народных массах, несмотря на запреты; доказательство этому – самое обилие и повторность запретов. Другим свидетельством распространения шахмат является русские народные былины, пословицы, песни, где встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованные из нее выражения. Несмотря на эти запреты сами цари, бояры и духовенство играли в шахматы. Во второй половине XVII века гонения постепенно прошли. О массовом распространении шахмат говорят и сообщения иностранных гостей, приезжавших в Московию по своим делам. Они единодушны во мнение как искусно играют русские в шахматы. Охватывая период до конца XVIII века, следует отметить, что ряд условий влиял замедленно на развитие шахмат в России. Шахматисты не имели возможности в этот период развиваться, шахматы выдвигали лишь одаренных людей, неизвестных талантливых любителей, которые обыгрывали иностранцев и удивляли их своей игрой. В конце XVIII и начала XIX века, в России начали появляться шахматные организации и выходить шахматные книги. Русские шахматисты вышли на новый уровень игры и становились победителями многих соревнований и турниров. В наши дни шахматы в России занимают особое место. Проводиться множество соревнований различного уровня и по праву Россия считается одной из самых сильных стран на шахматном Олимпе.

История шахмат позволяет акцентировать внимание на универсальности метода поиска развития интеллекта через игры.

Качество развития личности обучающегося через шахматы остается до настоящего времени – решаемой проблемой современного образования, гарантирующего личности равные права и возможности развития в модели современной культуры и трудовых отношений.

Теория и практика выявления особенностей социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами – малоизученная область общепедагогической подготовки будущих педагогов, включенных в активный поиск универсальных педагогических средств формирования и развития личности обучающегося в модели современной культуры.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
  2. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  10. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  11. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  12. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  13. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  14. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  15. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  16. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  17. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  18. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  19. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  20. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  21. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ.2015. №2-3 (62). С.63-67.
  22. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  23. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  24. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  25. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  26. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  27. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  28. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
  29. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
  30. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
  31. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
  32. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  33. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
  34. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
  35. Кошелев А. А., Козырева О. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов // Вестник педагогических инноваций.  2011.  №1.  С. 90-106.
  36. Рыбалко О. Н., Козырева О. А. Особенности социализации молодежи при занятии туризмом // Вестник педагогических инноваций.  2011.  №2 (26).  С. 67-80.
  37. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  38. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
  39. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
  40. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011.№6.С.210-217.
  41. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
  42. Недзельская О.А. Некоторые педагогические условия социализации и самореализации обучающихся ДЮСШ // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. С.9-15.
  43. Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
  44. Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
  45. Шнейдер К.В. Некоторые аспекты планирования, организации и анализа классных часов в работе классного руководителя // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 145-157.
  46. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
  47. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488


Все статьи автора «ffk-z-14-01»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: