УДК 37.013.32

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЁМА РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА

Деева Александра Сергеевна1, Бежанова Наталия Леонидовна2
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт, магистрант
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольное и начальное образование»

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты обучения младших школьников писать сочинение-описание посредством приёма редактирования текста. В основе обучения лежат учебно-практические задачи, реализация которых предполагает репродуктивный, частично-поисковый и творческий этапы развития умения младших школьников писать сочинение-описание на уроках развития речи.

Ключевые слова: младшие школьники, приём редактирования текста, сочинение-описание, учебно-практические задачи.


SOME ASPECTS OF TRAINING OF YOUNGER SCHOOLCHILDS TO WRITE AN ESSAY-DESCRIPTION BY MEANS OF RECEPTION TEXT EDITING

Deeva Aleksandra Sergeevna1, Bezhanova Natalia Leonidovna2
1Federal public autonomous educational institution higher education "Sevastopol State University", Humanitarian Pedagogical Institute, magistrant
2Federal public autonomous educational institution higher education "Sevastopol State University", Humanitarian Pedagogical Institute, scientific supervisor, candidate pedagogical sciences, assistant professor of "Preschool and Primary Education"

Abstract
The article discusses some aspects of teaching younger schoolchilds to write an essay-description by means of reception text editing. At the heart of teaching educational and practical tasks, the implementation of which involves reproductive, partially-search and creative stages of development of skills of younger schoolchilds to write an essay-description on the lessons of development of speech.

Библиографическая ссылка на статью:
Деева А.С., Бежанова Н.Л. Некоторые аспекты обучения младших школьников писать сочинение-описание посредством приёма редактирования текста // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5091 (дата обращения: 12.07.2023).

Постановка проблемы. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, в результате освоения основной образовательной программы начальной школы на уроках развития речи учащиеся должны «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [15, с. 8].

В методике начального обучения русскому языку составление текстов в  письменной форме относится к области связной речи, направленной на умение учащихся писать сочинение. Одним из основных типов сочинения, над которым работают в начальной школе, является сочинение-описание. Однако, как показывает широкая практика обучения русскому языку, на уроках развития речи при написании сочинения-описания у младших школьников возникают трудности, связанные с неумением раскрывать тему и основную мысль сочинения-описания, правильно структурировать текст и предложения.

Различные подходы к обучению младших школьников создания текста рассматривались в исследованиях многих учёных: система обучения сочинению в начальных классах, создание высказываний на основе знакомства с понятиями лингвистики текста (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.); система обучения связной письменной речи учащихся начальной школы на основе дидактического принципа – от простого к сложному  (В.А. Кустарева, Н.С. Рождественский и др.); реализация системно-деятельностного подхода в обучении продуцированию текста-описания (А.Н. Кохичко, Р.В. Сабодах, А.А. Штец и др.).

Анализ работ учёных: П.Ф. Ивченкова [4], А.Н. Кохичко [5], М.Р. Львова [14], Т.Г. Рамзаевой [14], Р.В. Сабодахи [17], Н.А. Шапиро [16], А.А. Штеца [17] и др. показал, что успешное решение вопросов развития связной письменной речи младших школьников может быть достигнуто благодаря использованию на уроках развития речи приёма редактирования текста, который предполагает определённую поэтапность и систематичность работы.

Однако, обучение младших школьников писать сочинение-описание посредством приёма редактирования текста в методике развития речи не было достаточно отражено.

Цель статьи выделить некоторые аспекты обучения младших школьников писать сочинение-описание посредством приёма редактирования текста.

Необходимость ориентации методики обучения связной письменной речи на использование приёма редактирования текста в начальной школе было выделено целым рядом учёных.

В учебном словаре Т.В. Матвеевой указано: «Редактирование (правка) – это совершенствование текста при его подготовке к изданию. Осуществляется при неоднократном глубоком чтении текста, затрагивает его содержание и оформление». [10, с. 271]

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, редактировать – «проверять и исправлять текст при подготовке к печати» [11, с. 600].

Т.Г. Рамзаева, М.Р.Львов отмечают, что редактирование текста – «один из наиболее активных методических приёмов, оно невозможно без значительной познавательной самостоятельности школьников. Редактирование проводится на завершающей стадии урока письма изложения или сочинения, когда написание текста в первом варианте уже закончено. Учащиеся заменяют слова, устраняют повторы, изменяют порядок слов (иногда — и предложений), перестраивают предложения» [14, с. 429]. Здесь учёные акцентируют внимание на отдельных элементах редактирования текста, однако, полная система действий редактирования не прослеживается.

 Н.А. Шапиро [16] под редактированием понимает приём работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование текста даёт положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ. Данное положение подтверждает необходимость заниматься редактированием текста, но при этом не даётся полная система действий редактирования.

П.Ф. Ивченков [4] отмечает, что важной задачей развития связной письменной речи является формирование у учащихся навыков редактирования текста. Редактирование – процесс творческий. Необходимо, чтобы учащиеся постоянно, на всех этапах обучения улучшали, совершенствовали письменные высказывания, умели находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и своих собственных текстов. Учёный акцентирует внимание на творческом характере процесса редактирования текста, что является обоснованием выделения творческого этапа обучения младших школьников писать сочинение-описание.

А.А. Штец [17] включил в приём редактирования текста понятие «восполнение недостающих элементов», что послужило основой выделения одного из предметных действий редактирования.

Анализ работ исследователей показал, что приём редактирования текста состоит из ряда действий, направленных на определённую цель.

В результате были выделены следующие предметные действия редактирования текста: восполнение недостающих элементов текста, оптимизация структуры (определение лишнего), исправление речевых ошибок в тексте (неверно употреблённое слово, которое следует заменить другим; повторение одних и тех же слов в двух рядом стоящих предложениях; неправильный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла).

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования (2015 г.) [13] указано, что овладение умением создавать текст в письменной форме необходимо достигать путём решения учебно-практических задач. Согласно данному документу, учебно-практическая задача представляет собой задачу, ориентированную на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Целью учебно-практической задачи является правильное использование знаний, умений, навыков или выявление границ применения освоенного способа действия.

На основе предметных действий редактирования текста появилась возможность выделить группы учебно-практических задач обучения младших школьников писать сочинение-описание:

- на восполнение недостающих элементов текста;

- на оптимизацию структуры текста;

- на исправление речевых ошибок в тексте.

Однако, для того, чтобы учебно-практические задачи обучения были реализованы в системе, необходимо использование определённых этапов, которые в данном случае будут являться этапами развития умения младших школьников писать сочинение-описание.  

Учёные Ю.К. Бабанский [1], Н.Л. Бежанова [2], Д.Б. Богоявленская [3], И.Я. Лернер [9], В.А. Кулько [6], Н.А. Половникова [12], Т.Д. Цехмистрова [6] и др. рассматривали различные подходы к выделению уровней развития у учащихся общеучебных умений, уровней учебной деятельности, которые соотносили их с соответствующими этапами усвоения. Анализ работ исследователей показал, что центральным положением в развитии того или иного умения, является принцип постепенного повышения уровня самостоятельности учащихся.

Так, при подходе Ю.К. Бабанского [1], И.Я. Лернера [9] и др., базирующемся на определении характера учебной деятельности и степени самостоятельности учащихся, были выделены следующие уровни, соотносимые с соответствующими этапами: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, поисковый.

Д.Б. Богоявленская [3] выделяла репродуктивный, частично-поисковый и творческий уровни развития умений, соотносимые с этапами их усвоения.

В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова [6] выделили четыре уровня развития у учащихся общеучебных умений, соотносимые с этапами их усвоения: репродуктивный, репродуктивный в изменённых условиях, частично-поисковый и творческий. Определение действий учителя и ученика на данных этапах формирования общеучебных умений, а также их сравнение было представлено Н.Л. Бежановой [2].

Н.А. Половникова [12] отнесла к наиболее основным копирующий, воспроизводяще творческий и конструктивно-творческий этапы развития умений.

Обобщая различные подходы учёных к выделению этапов развития умений, в том числе умения младших школьников писать сочинение-описание, можно выделить следующие этапы. Репродуктивный этап – характеризуется узнаванием, запоминанием и воспроизведением деятельности по образцу, данным учителем, или подведении нового факта под уже известное понятие, к которому он систематически прибегает в процессе своей деятельности, что объясняется ещё недостаточным объёмом знаний учащихся и малой степенью их усвоенности. Частично-поисковый этап - характеризуется достаточным объёмом знаний учащихся, позволяющим им вносить элемент творчест­ва в деятельность, которая осуществляется по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям. Творческий этап – характеризуется самостоятельным выполнением деятельности, использованием продуктивных действий в новых, нестандартных условиях.

На данных трёх этапах можно использовать учебно-практические задачи на восполнение недостающих элементов текста, на оптимизацию структуры и на исправление речевых ошибок в тексте, направленные для освоения определённых действий, а именно: для определения темы и основной мысли текста-описания, его структурирования и использования художественных средств выразительности. Для освоения каждого действия используются все три учебно-практические задачи. Однако, уровень самостоятельности учащихся при этом различен.

На репродуктивном этапе (Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, В.А. Кулько, И.Я. Лернер, Н.А. Половникова, Т.Д. Цехмистрова и др.), основной целью является усвоение и воспроизведение учащимися действий редактирования текста на основе образца учителя. Следовательно, и учебно-практические задачи обучения на данном этапе будут решаться на основе представленного образца.

Для определения темы и основной мысли текста-описания младшим школьникам предлагаются учебно-практические задачи:

 - на восполнение недостающих слов (словосочетаний, предложений) в тексте-описании по образцу, которые помогают раскрыть тему и основную мысль;

- на определение лишнего предложения, которое не соответствует теме текста-описания и его основной мысли, на основе предложенного образца;

- на исправление речевых ошибок в тексте-описании, связанных с раскрытием темы и основной мысли (замена неверно употреблённого слова другим; устранение повторов; изменение порядка слов, предложений) по образцу.

Для структурирования текста-описания младшим школьникам предлагаются учебно-практические задачи:

 - на восполнение недостающих предложений в структуре текста-описания и структурных частей по образцу;

 - на   определение лишних предложений в структуре текста-описания и структурных частей на основе предложенного образца;

- на исправление речевых ошибок в структуре текста-описания (устранение повторов; изменение порядка слов, предложений) по образцу.

Для определения художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) в тексте-описании младшим школьникам предлагаются учебно-практические задачи:

- на восполнение недостающих художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) в тексте-описании по образцу;

- на определение лишних художественных средств выразительности в тексте-описании (эпитеты, метафоры, сравнения), не относящихся к теме, на основе предложенного образца;

- на исправление речевых ошибок в тексте-описании, связанных с заменой неверно употреблённых художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) другими по образцу.

На частично-поисковом этапе развития умения младших школьников писать сочинение-описание основной целью является осуществление действий редактирования текста учащимися на более высоком уровне воспроизводящей деятельности, используя приобретённые знания для частично-самостоятельного поиска проблемы в нетиповых условиях.

На данном этапе используются также по три учебно-практических задачи для освоения каждого действия, как на предыдущем этапе, но уже на основе предложенных вариантов ответа, из которых учащимся необходимо выбрать один.

 Творческий этап развития умения младших школьников писать сочинение-описание предполагает основной целью создание учащимися на основе действий редактирования текста продукта деятельности  в нестандартных ситуациях. Решение учебно-практических задач на представленном этапе осуществляется по такому же принципу как на предыдущих этапах, но уже на высоком уровне самостоятельности без предложенного образца и вариантов ответа, то есть учащиеся в данной ситуации сами находят решение. В итоге, ученики постепенно подходят к самостоятельному составлению текста-описания.

Выводы. Таким образом, обучение младших школьников писать сочинение-описание может быть эффективным благодаря использованию на уроках развития речи следующих учебно-практических задач: на восполнение недостающих элементов текста, на оптимизацию структуры текста и на исправление речевых ошибок. Данные учебно-практические задачи основаны на предметных действиях редактирования текста и могут быть реализованы на репродуктивном, частично-поисковом и творческом этапах. Представленный более подробно репродуктивный этап является начальным звеном в развитии умения младших школьников писать сочинение-описание.

Внедрение учебно-практических задач обучения младших школьников писать сочинение-описание на репродуктивном, частично-поисковом и творческом  этапах может обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода на уроках развития речи. Дальнейшее направление работы заключается в апробации данных этапов на практике.


Библиографический список
  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1977. – 190 с.
  2. Бежанова Н.Л. Развитие готовности учителей начальных классов к формированию оценочных умений у младших школьников в последипломном образовании / Н.Л. Бежанова. – Севастополь, 2008. – 116 с.
  3. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 1971. – № 1 – С. 144—146.
  4. Ивченков П.Ф. Учимся редактировать: Обучение основам редактирования на уроках рус.яз. / П.Ф. Ивченков // Рус. яз. в шк. – 1995. - № 6. – С. 40-42
  5. Кохичко А.Н. Мастерская письменной речи: развитие речи младших школьников. 1-2 классы. Методические рекомендации / А.Н. Кохичко, Р.В.Сабодах. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2010. – 102 с.
  6. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
  7.  Кустарева В.А. Система письменных упражнений в связной речи (3-4кл.) / В.А. Кустарева, Н.С. Рождественский. -  М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 96 с.
  8.  Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  9. Лернер И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения: Роль учебной литературы в формировании учебных умений и навыков школьников /  И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1984. -  С. 19-33.
  10. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 13-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1981. – 816 с.
  12. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении / Н.А. Половникова. – Казань: Изд-во Тат. кн., 1977. – 202 с.
  13. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: протокол от 8 апреля 2015 г. – № 1/15. – 338 с.
  14. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373. – М.: Просвещение, 2010. – 35 с.
  16. Шапиро Н.А. Принципы и приёмы редактирования текста в процессе работы над сочинением. Учебно-методическое пособие / Н.А. Шапиро. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 72 с.
  17. Штец А.А. Мастерская письменной речи: развитие речи младших школьников. 3 класс: Методические рекомендации. Часть первая / А.А. Штец, Р.В. Сабодах. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. – 92 с.


Все статьи автора «Деева Александра Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: