УДК 378

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Сошников Александр Евгеньевич
Самарский государственный институт культуры
старший преподаватель кафедры теории и истории культуры

Аннотация
В статье рассматривается история зарождения конфликтологии в отечественной науке. Выделяются две основные точки зрения на становление конфликтологии в России. Через анализ анкетных данных обосновывается необходимость преподавания конфликтологии.

Ключевые слова: виды конфликтов, конфликт, конфликтология., противоречие, пути разрешения конфликтов


NEED OF TEACHING CONFLICTOLOGY FOR MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Soshnikov Alexander Evgenyevich
Samara state institute of culture
senior teacher of chair of the theory and cultural history

Abstract
In article the history of origin of conflictology in domestic science is considered. Two main points of view are allocated for formation of conflictology in Russia. Through the analysis of biographical particulars need of teaching conflictology locates.

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е. Необходимость преподавания конфликтологии в современном вузе // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5145 (дата обращения: 29.05.2017).

Интерес к конфликтам появился со временем становления человеческого общества. Первые взгляды на данную проблематику появляются в Древнем Китае у Конфуция, Лао-Цзы, в Античности у Платона, Аристотеля и других мыслителей. Однако на тот момент термина конфликт как такового еще не существовало. В XIX веке появляются первые научные концепции по проблеме конфликта, одними из ярких представителей стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Но на тот момент, основной упор делался на макроконфликты, такие как межгосударственные, классовые, национальные. В конце XIX – начале XX века возникает интерес к социальным конфликтам, внутриличностным. В это же время конфликтология начинает выделяться как самостоятельная дисциплина из социологии и политологии.

В отечественной науке не существует единого мнения по поводу возникновения конфликтологии в России. Часть исследователей говорит о том, что в Советском обществе конфликтологии и работ по конфликтологии не существовало. Буртовая Е.В. говорит о том, что «в Советском Союзе конфликтология долгое время не развивалась. Это было связано с господствовавшей в советский период “теорией бесконфликтности”»[1]. И далее, «вплоть до начала 90-х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени»[1]. Таким образом, напрашивается вывод, что до начала 90-ых годов в Советской науке практически не рассматривались вопросы конфликтов, ставка была сделана на «теорию бесконфликтности»[1].

Гришина Н.В. придерживается аналогичной концепции, «социальные конфликты возникают в результате развития и обострения антагонистических противоречий, а поскольку в условиях  социалистического общества антагонистические противоречия ликвидированы и остаются лишь постепенно сглаживающиеся неантагонистические противоречия, то и появление социальных конфликтов при социализме просто невозможно»[2, с. 47]. «До недавнего времени она ограничивалась немногими исследованиями, изучавшими, как правило, с помощью анкетных опросов, недостатки в работе отдельных коллективов и руководителей, приводящие к росту напряженности во взаимодействии»[2, с. 47]. На основании этого, можно сделать вывод, что в Советском Союзе, конфликтология как наука отсутствовала и исследований, в рамках данной научной дисциплины, не велось. Интерес начинает проявляться лишь с начала 90-ых годов. Дмитриев А.В. также говорит о том, что «в нашей стране проблематика конфликта долгие годы была запретной для общественных наук»[3, с. 35]. Добавляя «… в рамках отдельных дисциплин конкретные виды конфликтов все же были объектом исследования. Психологи изучали внутренние конфликты, философы – общественные противоречия, историки – войны и другие виды борьбы»[3, с. 35].

Существует и полярная точка зрения о том, что конфликтология в Советском Союзе развивалась и появлялись исследования, в которых рассматривались те или иные конфликты. Анцупов А.Я. говорит о том, что в отечественной конфликтологии принято выделять 3 периода:

  1. до 1924 года – зарождаются и развиваются практические знания, правила, принципы и приемы поведения людей в реальных конфликтах, находит отражение в искусстве.
  2. 1924-1990 г.г. – зарождение, становление и развитие отраслей конфликтологии. Данный период включает в себя 4 этапа:
  • 1924-1934 г.г. – “волна” публикаций по проблеме конфликта в правоведении, в социологии, психологии, математике, социобиологии.
  • 1935-1948 г.г. – полное отсутствие публикаций.
  • 1949-1972 г.г. – ежегодная публикация работ по проблемам конфликта, защищены 25 кандидатских диссертаций; начаты самостоятельные исследования в философии, истории, педагогике и политических науках.
  • 1973-1989 г.г. – ежегодные публикации (не менее 35 работ); защита докторских диссертаций и исследование конфликта в искусствоведении, математике, военной науке.
  1. 1990-2004 г.г. – первые междисциплинарные исследования, выделение конфликтологии в самостоятельную науку, практика преподавания, создание центров и специальных групп по разрешению и регулированию конфликтов [4, с. 4].

Прошанов С.Л. отстаивает мнение, что конфликтологическая проблематика в отечественных исследованиях рассматривалась еще с середины XIX века. Он выделяет следующие периоды в становлении социологии конфликта: «первый (ранний) этап –  60-е годы  XIX века -  1917 год; – второй этап – 1917 – 1961 год; – третий этап – 1961 – начало 90-х гг. ХХ века; – четвертый этап – с начала 90-х годов ХХ века по настоящее время»[5, с. 30].

Как видно, на сегодняшний момент отсутствует единая точка зрения на существование работ по исследованию конфликта. Одни, Буртовая Е.В., Гришина Н.В., Дмитриев А.В., придерживаются мнения, что в Советском Союзе не существовало сколько-нибудь значительных трудов. Другие, говорят о том, что работы по исследованию конфликта в России появляются еще в дореволюционное время, и многие из исследователей ссылаются на Анцупова А.Я. На наш взгляд, более обоснованной является вторая точка зрения, которая заявляет о существовании работ не только в Советское время, но и в дореволюционный период. В начале XX века выходит ряд работ тем или иным образом затрагивающие проблемы конфликта. Среди авторов можно выделить: Юделевский Я.Л. [6], Сорокин П.А. [7]. В 20-ые годы появляются работы, посвященные конфликтам в трудовой сфере [8; 9; 10; 11; 12]. В 1930 году выходит труд известного советского психолога Лурия А.Р., посвященный проблеме конфликтов у человека [13].

Первое диссертационное исследование по проблеме конфликта относится к середине XX века [14]. В рамках педагогики первая работа посвященная конфликтам принадлежит Келлеру В.С. [15]. В последние десятилетия интерес к конфликтам в отечественной науке возрастает. Кроме монографий, диссертационных исследований, появилось огромное количество учебников и учебных пособий по конфликтологии.

Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.

Одной из важнейших частей освоения гуманистических ценностей и формировании толерантности является изучение конфликтологии, которая сможет помочь в формировании  качеств необходимых не только культурному человеку, но и социально адаптированному. Но в большинстве ВУЗов данная дисциплина не преподается, хотя необходима для наилучшего освоения своей профессией. Особенно важным преподавание конфликтологии является на гуманитарных специальностях, где, выпускники, в той или иной мере будут взаимодействовать с людьми, где не избежать конфликтных ситуаций, какой бы толерантной, личность не была. Необходимым, становится, знание конфликтов и умение выйти из них с наименьшими потерями для всех сторон.

Чтобы выявить необходимость преподавания конфликтологии, был проведен социологический опрос среди студентов Самарской государственной академии культуры и искусств. В опросе участвовали не только студенты-культурологи, но и представители других специальностей. В результате было опрошено 135 респондентов. Анкета состояла из 5 вопросов:

  1. Известна ли Вам наука конфликтология?
  2. Дайте определение конфликта.
  3. Какие виды конфликтов Вам знакомы.
  4. Какие пути и способы разрешения конфликтов Вы знаете?
  5. Способны ли Вы самостоятельно разрешить  конфликт?

На первый вопрос утвердительно ответили 70 респондентов, 35 – не знают такой дисциплины и 30 студентов ответили, что не знают о таком предмете, но догадываются. Следует отметить, что часть утвердительных ответов была дана не в силу знания самой науки, а на интуитивном уровне, т.к. «конфликтология» изначально раскрывает свою суть: слово о конфликте. В связи с этим, данные по первому вопросу нельзя четко подвести под знания или не знание студентов о такой науке. Утвердительные ответы студентов вызывают сомнения в этом случае и можно рассматривать их, не как знание науки, а как осмысление ее предмета на интуитивном уровне.

Лишь 52% студента дали утвердительный ответ, с тем лишь условиям, что они действительно имеют представления о конфликтологии. Однако, на наш взгляд, это является сомнительным. В результате, можно сделать вывод, что незначительный процент респондентов может точно ответить на поставленный вопрос о конфликтологии.

В результате ответов на второй вопрос определения конфликтов данные респондентами можно объединить в несколько групп:

  1. Упор делается на взаимоотношениях людей: «Конфликт – непонимание между людьми, впоследствии переходящее во взаимную неприязнь».  «Конфликт – это разногласие между людьми сопровождающееся спорами, ссорами». 50 анкет
  2. Акцент делается на ситуацию: «Конфликт – это определенная ситуация, возникшая между людьми, в связи с какими-нибудь недопониманиями поведения или действия друг друга». «Конфликт – это стрессовая ситуация, которая возникает из-за непонимания одного из субъектов». 50 анкет
  3. Упор делается на идеи, интересы: «Конфликт – это столкновение двух или более противопоставляемых друг другу идей». «Конфликт – это столкновение интересов двух или более сторон, которое не всегда можно решить мирным и цивилизованным путем». 35 анкет

В основе всех определений конфликта лежит противоборство людей. В результате чего, можно сделать вывод, что студенты не представляют себе внутриличностный конфликт или рассматривают внутренние искания не как конфликт.

Из всех респондентов 18 человек не смогли выделить ни один  вид конфликтов, 2 студента выделяют спор и драку. Оставшиеся ответы можно подразделить на группы:

  1. По количеству участников: межличностные, межэтнические
  2. По сферам возникновения: экономические, социальные, общественные,
  3. По проявлению: внутренние, внешние, естественные, спровоцированные, явные, неявные.

Таким образом, студенты смогли охватить практически все виды конфликтов, которые представлены  современной конфликтологией. Основными же видами конфликтов остаются конфликты по количеству участников, что позволяет говорить о формировании представлений о конфликтах, исключительно как о столкновении членов общества.

Ответы на вопрос о способах разрешения конфликтов можно подразделить на несколько категорий:

  1. Ответы с четкими научными терминами: компромисс, уступка, избегание. Так ответило 28 студентов.
  2. Бытовые определения: «дослушать противную сторону до конца, развернуться и уйти», «разговор «по душам», «разговор между людьми». «изучение психологии человека» и т.д. Так ответило 32 респондента.
  3. Затруднились с ответом 19 респондентов.
  4. Выделили силовые способы разрешения конфликтов: война, рукоприкладство, драка, убийство, подавление соперника.  64 респондента.

Как видно из диаграммы, 45% респондентов выделяют как способ разрешения конфликтов силовые методы. Данные показывают, что среди подрастающего поколения существует убеждения, что сила – это главный аргумент в разрешении спорных ситуаций. Также, студенты высказались, что уход от конфликта может привести к его разрешению. Многие авторы, исследователи конфликтов, утверждают, что уход от конфликта, лишь временно приостановит его, но полностью не разрешится. Статистика по данному вопросу является ярким отражением существующих в обществе тенденций: нетерпимость к представителям других национальностей, стремление решить спорные вопросы с помощью силы. Несложно представить к чему может привести в дальнейшем такое положение вещей в социуме, если большинство молодых людей, будет придерживаться подобных взглядов.

На вопрос «способны ли Вы самостоятельно разрешить конфликт», были получены следующие ответы: 58 опрошенных считают, что они могут самостоятельно разрешить конфликт. 23 студента при этом не смогли выделить способы разрешения конфликтов и ограничились кратким ответом «да». 35 человек смогли аргументировать свою точку зрения, они склонны разрешать конфликт путем компромисса, и лишь незначительная часть наряду с компромиссом готова к уходу от конфликта.

43 респондента не смогли определить могут ли они разрешить конфликт самостоятельно. В данной группе можно выделить следующие ответы:

  • Разрешение конфликта зависит от самого конфликта;
  • Зависит от оппонента.

В данном случае четкой грани провести не возможно, какой из этих ответов является ведущим, т.к. многие упоминали оба случая.

34 респондента считают, что они не способны самостоятельно выйти из конфликта.

Если брать исключительно данный вопрос, то получается, что 43% респондентов уверено в своих силах и считают, что способны разрешить конфликт самостоятельно, 25% – сомневаются, т.е. часть из них может быть отнесена к тем, кто самостоятельно способен разрешить спорную ситуацию.

В результате анализа анкеты можно сделать следующие выводы:

1. Основной массе студентов известна такая наука, как конфликтология. Положительно ответили 52% респондентов.

2. Под конфликтом, в равной степени понимается: непонимание людей (37%), определенная ситуация (37%), столкновение интересов (26%).

3. Большинство опрошенных выделяют конфликты в зависимости от количества участников (64%).

4. 45% респондентов указали одним из способов разрешения конфликтов, силовой метод.

5. Почти половина опрошенных считают, что способны самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией (43%).

Первые вопросы анкеты говорят о том, что студенты имеют представления о конфликтологии, конфликтах. Высокий процент положительных ответов о конфликтологии как науки, приводит к мысли о ненужности данной дисциплины. Данный вывод подтверждают и другие два вопроса об определении конфликта и видах конфликтов. Однако, такие выводы являются поверхностными. Результаты двух последних вопросов показывают обратное. Основным способом разрешения конфликтов, для опрошенных, является силовой метод. В понятие силового метода вкладывалось не только драка, побои, подавление соперника, но и убийство. На межгосударственном уровне выделяли войну как способ разрешения противоречий. Несмотря, на знание конфликтологии, как науки, выделения большинства типов конфликтов, около 50% респондентов говорят о силовых методах разрешения конфликтов. И в то же время, 43% студентов ответили, что смогут самостоятельно справиться с разрешением противоречий. Около половины опрошенных из 43% в способах разрешения конфликтов упоминали о силовых методах. Таким образом, получается, что половина студентов уверена в своих собственных силах в разрешении конфликтов, при этом, ссылаясь на силовые методы. Это позволяет придти к важному выводу, что у этой части респондентов отсутствуют основы знаний о конфликтах, толерантное отношение к оппоненту.

В связи с ростом сепаратистских отношений, экстремистских тенденций, необходимо воспитывать в молодом поколении толерантное отношение к другому мнению, представителям других национальностей. В тоже время, не стоит забывать, что  человек практически каждый день сталкивается с конфликтными ситуациями, которые необходимо уметь разрешать. И здесь, важная роль должна отводиться конфликтологии, которая направлена на прогнозирование конфликтов, изучение феномена конфликта и способов его разрешения. Дисциплина является необходимой на гуманитарных специальностях, в первую очередь, так как выпускники в дальнейшем будут вовлечены в коммуникацию с другими людьми. Однако, не стоит забывать, что представитель любой профессии является частью социума, а следовательно, вовлечен в процесс коммуникации. Таким образом, можно говорить о том, что конфликтология как учебная дисциплина важна для всех и каждого. Каждый человек должен знать основы разрешения конфликтов, что в современном российском обществе является редкостью.


Библиографический список
  1. Конфликтология. Учебное пособие // сост. Буртовая Е.В. [Электронный ресурс.] Режим доступа:  http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/2.aspx
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие. М., 2000.
  4. Хрестоматия по конфликтологии // Сост Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. М., 2004.
  5. Прошанов С.Л. Становление социологии конфликта в России (теоретико-методологические и институционально-организационные основы). Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 2007.
  6. Делевский Ю. (Юделевский Я.Л.). Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории. СПб., 1910.
  7. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
  8. Гриффин П.О., Могилевский М.И.  Трудовые конфликты и порядок их разрешения. Пг., 1924
  9. Каменецкий Г.А. Трудовые конфликты и профессиональные объединения. Л., 1925
  10. Авдеев П.Н. Трудовые конфликты в СССР. М,1928
  11. Гурин Л.Я., Шмульян А.В.  Трудовые конфликты и их движение. М.,  1929
  12. Жаров С.А. Примирительно-третейский порядок разрешения трудовых конфликтов. М., 1936.
  13. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека. Проблемы современной психологии. М.Л., 1930.
  14. Крючечников Н.В. Драматический конфликт и киносценарий на современную тему: Дис. канд искусствоведения. М., 1949.
  15. Келлер В.С. Исследование деятельности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях: Дис. д-ра пед. наук. Львов, 1974.


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: