УДК 37.02

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ЦЕНТРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Щеблыкина Ольга Анатольевна
КОУ ВО "Семилукский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
учитель биологии, географии, химии

Аннотация
Статья из опыта работы о применении здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Ключевые слова: воспитание понятий о здоровом образе жизни, дети из социально-неблагополучных семей, применение элементов здоровьесберегающих технологий


THE USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF BIOLOGY IN THE CENTRE FOR PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE

Shеblykina Olga Аnatolievna
Semiluki the Centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance
teacher of biology, geography, chemistry

Abstract
Article from experience on the application of health-saving technologies at the lessons of biology in the Centre for psychological, pedagogical, medical and social assistance.

Библиографическая ссылка на статью:
Щеблыкина О.А. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5272 (дата обращения: 03.10.2017).

Наш Центр является одновременно образовательным и оздоровительным учреждением для детей из социально неблагополучных семей, детей, находящихся в сложных  жизненных ситуациях, детей, нуждающихся в длительном  лечении и реабилитации. Ребенок, принадлежащий к нашему контингенту учащихся, в силу сложившихся обстоятельств легко раним,  психологически неустойчив, слабо подготовлен не только к школе, но и к существованию в социуме. Таким образом, задачи, стоящие перед педагогами обычной общеобразовательной школы, для нас усложняются во много раз. И тут на помощь приходят  методы работы, которые помогают детям найти применение своим знаниям, умениям и навыкам, обрести уверенность в своих силах, выполнить общеобразовательную программу, которую для нас никто не отменял.

Я имею в виду проектные методики, благодаря которым  учащиеся могут практически применить  полученные на уроках знания и воочию увидеть результат своей деятельности. В своей повседневной педагогической практике я применяю  этот метод как для  создания  небольших проектов в младших классах, так и долгосрочные проекты, рассчитанные на 2-3  учебных года.  Классы в нашем Центре небольшие, что позволяет эффективно работать  практически с каждым  ребенком непосредственно на уроке и во время самоподготовки. Проектная работа позволяет эффективно осуществлять как промежуточный, так и итоговый контроль знаний учащихся.

Так, в 5-6  классах учащиеся охотно согласились участвовать в проекте «Дневник наблюдений», рассчитанный на 2 учебных года с промежуточной защитой проекта в конце учебного года. При работе с учащимися невысокого уровня знаний прибегаем к  разбивке этапов работы на более мелкие:

выбор проекта, постановка цели, сбор информации, анализ  информации,

определение этапов выполнения,  постановка поэтапных задач (при необходимости поиск дополнительной информации, анализ риска), выполнение этапов работы, обсуждение отдельных этапов работы, предварительный  просмотр и оценка  (анализ и самоанализ), защита проекта.

Ценность такой формы работы с нашими учащимися состоит  в том, что  они осуществляют самостоятельную работу лишь под ненавязчивым тьюторским  участием учителя, что многократно повышает самооценку ученика, позволяет ему поверить в свои силы, раскрыть потенциальные возможности, реализоваться как личности.

В старших классах  проекты носят  более долговременный характер, но имеют видимую практическую ценность. Так, проект «Зимний сад» по традиции переходит от выпускного (9 класса) к следующему классу, которые  продолжают проект на новом витке развития.  Практическую ценность имели проекты-презентации, созданные  нашими учащимися  для региональных программ «Молодежь против наркотиков» и «Здоровое будущее планеты».

Работая над проектами в рамках школьной программы, мы – учитель и ученик – перестаем быть подателем и потребителем знаний, а становимся равноправными участниками процесса поиска знаний, их нахождения и  усвоения. Учитель  мотивирует ученика в этом процессе, провоцирует его вопросами, моделирует различные ситуации, консультирует  по мере необходимости, но перестает быть «передатчиком»  знаний.

Конечно, ни  одна из  современных педагогических методик не является некой «панацеей», и  умелый педагог использует весь их спектр для достижения поставленных целей и задач. Но в  условиях кризиса  образовательной сферы, все большего усложнения задач чисто практического характера, стоящих перед  выпускниками нашего Центра такая форма работы представляется мне одной из наиболее приемлемых для достижения  результатов, поставленных Законом об образовании в Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом.


Библиографический список
  1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
  2. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 2010
  4. Малкова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской маоочисленной школе// Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2004
  5. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе// Ростов-на-Дону, 2006


Все статьи автора «Щеблыкина Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: