УДК 378.1

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Шаров Алексей Александрович
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
соискатель кафедры социальной психологии образования и развития

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению роли университетского образования в плане построения карьеры. Обозначаются цель, задачи образования, рассматривается вопрос применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: карьера, компетенции, образование, профессиональная деятельность


ROLE OF UNIVERSITY EDUCATION IN THE CONSTRUCTION OF PROFESSIONAL CAREER

Sharov Alexey Aleksandrovich
Saratov State University
Applicant of the Chair of Social Psychology of Education and Development

Abstract
This article is devoted to the role of university education in terms of career. Designated purpose, objectives of education, the issue of the application of the knowledge gained in their professional activities.

Keywords: career, competence, education, professional activity


Библиографическая ссылка на статью:
Шаров А.А. Роль университетского образования в построении профессиональной карьеры // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5301 (дата обращения: 01.10.2017).

Практически каждый представитель молодого поколения в юношеском, а чаще уже и в подростковом возрасте задумывается о выборе учебного заведения после окончания школы, области предполагаемой профессиональной деятельности, построении карьеры. На сегодняшний день система современного образования нашей страны может предложить абитуриенту подавать пакет документов для поступления в профессиональные училища, колледжи, высшие учебные заведения. Целью нашей статьи является рассмотрение вопроса  о взаимосвязи университетского образования и карьеры.

Прежде всего, необходимо дать определения рассматриваемым понятиям. Университетское образование – процесс обучения и воспитания в стенах вуза, дающий не только знания и навыки в конкретной области знания, но и активизирующий психическую деятельность (память, внимание, мышление, волевое усилие). Карьера – это в первую очередь накопление и  эффективная реализация профессиональных навыков. Успешная их реализация, сочетаемая с положительными личностными качествами,  обеспечивает продвижение по службе. Конвертировать знания в практику –значит дать им новое качество, целесообразно их применить в конкретной профессиональной ситуации. В современном ритме жизни необходимо понимать ценность высшего (университетского) образования. На сегодняшний день работодатели предъявляют высокие требования к кандидатам на рабочее место.

Г.Г. Климова подчеркивает, что работодателю нужны компетентные выпускники, подготовить которых должен вуз. Одной из проблем, волнующих работодателей,  является отсутствие или недостаточное развитие индивидуальных компетенций (неумение конструктивно общаться с людьми, затруднение адаптации на рабочем месте, безынициативность) [1].

А.А. Соколова высказывает точку зрения о том, что профессиональная подготовленность выпускника на современном этапе развития должна включать в себя мобилизацию личностных ресурсов, самопознание [2].

Необходимо четко понимать, что для построения успешной карьеры необходимо образование, полученное в стенах высшего учебного заведения. Мы считаем, что значимость высшего образования заключается в сочетании развития личностного потенциала плюс полученные знания. Именно эти компоненты являются залогом профессионального роста.

Задачи университетского образования можно обозначить следующими пунктами:

  1. Формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций в различных областях,  конкретной специальности (направлении подготовки).
  2. Активизация и развитие мыслительных процессов, что в свою очередь способствует формированию мировоззрения, расширению кругозора.
  3. Возможность участия в научной работе в рамках изучаемой области знания (конференции, форумы, проекты, гранты).
  4. Развитие навыков индивидуальной работы и работы в команде.

Главную цель университетского образования (в плане построения успешной карьеры) можно обозначить так: обеспечение качественной профессиональной подготовки специалиста, подготовленного к наиболее рациональному решению практических задач в профессиональной области. В связи с данной задачей возникает следующий вопрос. Каким образом организовать эффективное применение усвоенных знаний в профессиональной деятельности выпускника? Можно признать тот факт, что студенту с высокой успеваемостью бывает трудно применить полученные знания в практической деятельности. В процессе обучения студент  не только должен хорошо усвоить теоретический материал, но и понять и овладеть возможностью применения его на практике. Теоретические знания и практические умения теснейшим образом связаны друг с другом. Без специальных знаний невозможно найти правильный подход и решить поставленную практическую задачу [3]. Учебный материал должен сочетать в себе теоретические положения и рациональные способы их применения в практической деятельности. Необходимо обучать студента конструировать и координировать действия, направленные на решение практических задач, способствовать развитию мышления. Для этого необходимо разработать, апробировать и внедрить систему принципов, приемов, обеспечивающих переход теоретических знаний в практические действия.

Основополагающим моментом в данном аспекте является обоснованная организация социальной среды обучающихся, их образовательного пространства [4]. О.В. Кухарчук полагает, что развитие способностей у обучающегося зависит от содержательности и разнообразия организации учебной работы [5]. О.И. Суслова выделяет  педагогические условия успешного формирования мотивационного компонента профессионального становления. К ним автор относит: осознание студентом цели получения выбранного образования, практико-ориентированное обучение, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [6].

На наш взгляд, обеспечение  качественного перехода получаемых знаний в практическую деятельность заключается в следующем:

1. Создание и внедрение новых методик обучения, направленных на развитие мышления и самостоятельности в действиях при решении практических задач в профессиональной деятельности.

2. Обеспечение тесной взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью (практики, стажировки, непосредственное взаимодействие с практикующими специалистами) для выработки необходимых умений и навыков.

Если на последних курсах обучения выпускник еще и имеет возможность хотя бы частичной занятости по обучаемой специальности (направлению подготовки), это послужит большим плюсом при трудоустройстве. В дальнейшем же карьерный рост определяется индивидуальными способностями, а именно:

  1. Умение мыслить, анализировать ситуации,  принимать правильные решения, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью.
  2. Наличием таких качеств личности, как ответственность, аккуратность, умение сосредоточиться.
  3. Владение навыками эффективного общения в социальной группе (в данном случае в коллективе).

Подчеркнем, что не следует останавливаться на достигнутом уровне. Для успешного построения карьеры необходимо постоянно заниматься самообразованием, стремиться к развитию не только профессиональных навыков, но и личности в целом, ее отдельных качеств. Как отмечает С.И. Сотникова, Н.З. Сотников, профессиональная карьера формируется всю жизнь и представляет ценность для общества в плане создания полезного продукта, новых ресурсов, возможностей [5].

Таким образом, важным слагаемым успешной карьеры, является университетское образование. Важно определить то, в какой научной области или профессиональной деятельности человек хочет работать, а не просто отдать дань моде и получить высшее образование. Для правильного выбора высшего учебного заведения необходимо четко осознавать свои способности, убеждения, интересы, желания и возможности.


Библиографический список
  1. Климова Г.Г. Деятельность и развитие центров карьеры при высших школах  // Вопросы управления» № 2(11) 2010. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2010/02/ (дата обращения: 01.12.2015).
  2. Соколова, А. «Образование для карьеры» // Высшее образование в России. № 9, 2008.С.160-162.
  3. Социальное партнерство Российских вузов и работодателей: Учеб. пособие / Н.В. Акинфиева, И.В. Вешнева, Е.В. Куприянчук, Г.А. Черемисинов. Саратов: Саратовский источник, 2012.–147 с.
  4. Шипова А.В. Феномен воспитательного пространства в современной образовательной парадигме // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 93-96.
  5. Кухарчук О.В. Формирование психолого-педагогических способностей – важнейшая составляющая подготовки студентов-дефектологов к профессиональной деятельности  // Социокультурная интеграция и специальное образование Сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Москва, 2015. С. 468-473.
  6. Суслова О.И. Условия формирования мотивационного компонента профессионального становления у будущих специальных психологов // Социокультурная интеграция и специальное образование Сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Москва, 2015. С. 514-520.
  7. Сотникова С.И., Сотников Н.З. Профессиональная карьера работника: актуальность, сущность, виды, детерминанты // Вестник Омского университета. Серия «Экономика» № 1 / 2015. С. 101-107.


Все статьи автора «Шаров Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: