УДК 372.8

EVENT-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Полякова Генриетта Геннадьевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский нефтяной колледж»
преподаватель первой категории

Аннотация
Традиционные технологии в обучении не в состоянии удовлетворять все потребности современного производства в квалифицированных специалистах, поэтому современная педагогика вынуждена искать новые подходы к образовательному процессу с целью повышения качества образования. Одним из таких подходов является «event-технологии», применяемые при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования».

Ключевые слова: профессиональное образование, современное образование, экологические основы природопользования, экология


EVENT-TECHNOLOGIES IN «ECOLOGICAL BASES OF NATURE USING» SPECIAL DISCIPLINE TEACHING

Poliakova Genrietta Gennadievna
Perm Petroleum College
teacher, first qualifying category

Abstract
Very special attention is paid to introduce active teaching methods in professional education studying process nowadays. It assumes not only using modern equipment and information technologies but also changing teaching technique and applying new form of interaction between teacher and student. New ways of lecture, seminar and practice lessons conduction are required for deeper learning of the material and building skills and abilities. Introduction of active lesson forms like discussion, round table and business game are very popular.

Keywords: ecological bases of nature usage, ecology, education technologies, event, event-technology, professional education


Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Г.Г. EVENT-технологии в преподавании дисциплины «Экологические основы природопользования» // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5304 (дата обращения: 01.10.2017).

Обоснование актуальности применения EVENT-технологии при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования»

Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к среднему профессиональному образованию. Колледж должен подготовить квалифицированных специалистов, способных к эффективной  работе, готовых к постоянному самообразованию, умеющих мыслить творчески, брать на себя ответственность, работать в команде и благодаря этому приносить успех предприятию.  Традиционные технологии в обучении, основанные на усвоении как можно большего объема знаний и способности решать типовые задачи, не в состоянии удовлетворять все потребности современного производства в квалифицированных специалистах. И как следствие, современная педагогика вынуждена искать новые подходы к образовательному процессу с целью  повышения качества образования. Одним из таких подходов является «event-технологии».

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [1]. Педагогический потенциал «event-технологий» в формировании  компетентностей студента  еще недостаточно  изучен и оценен в современной педагогической науке.

Понятие event включает в себя событие, мероприятие, церемонию и шоу. В мире существуют учебные заведения, которые предлагают обучающие программы, связанные с event.

Цели event-технологий в образовательном процессе:

- помочь реализовать личностные запросы в процессе образования;

- способствовать успешному освоению дисциплины;

- научить сотрудничать, взаимодействовать (работать в команде);

- социализация и профессиональное самоопределение личности [2].

Еvent-занятия могут проводиться в виде ролевых игр, тренингов,  семинаров и др. C помощью еvent-занятия активизируются все обучающиеся. Сильные, средние и слабые студенты могут реализовать себя, принять участие в коллективной работе, вносить свой вклад в «общее дело», одновременно совершенствуя свои знания, умения, навыки. Еvent-занятие способно создать атмосферу успешности для каждого обучающегося, создать условия для реализации его творческих возможностей.

В основе организации event-занятия лежит event-технология – превращение занятия посредством вспомогательных эффектов в исключительное событие для личности.

«Еvent-технологии» выполняют ряд функций:

- дидактическую (формирование знаний, умений и навыков в области рационального природопользования);

- релаксационную (снятие напряжения, тревожности, неудовлетворенности, создание благоприятной атмосферы в коллективе);

- социализирующую (реализация способностей личности)[3].

Еvent-занятие не может заменить ни лекцию, ни практическое занятие и преподаватель ограничен во времени учебной программой. Однако перед проведением рубежного контроля сложного и объемного раздела дисциплины, еvent-занятие способствует восполнению пробелов в пройденной теоретической части дисциплины, закреплению теоретических положений и умению применять их при выполнении практических заданий.

В данной статье рассматривается применение «event-технологий» в преподавании дисциплины «Экологические основы природопользования» на примере изучения раздела: Особенности взаимодействия человеческого общества и природы.

План проведения занятия с использованием Еvent-технологии

Учебные цели занятия:

Закрепить знания студентов по разделу «Особенности взаимодействия человеческого общества и природы» дисциплины.

Способствовать развитию исследовательских и рефлексивных умений, умений действовать в ситуации неопределенности, коммуникативных навыков.

Способствовать формированию сплоченного коллектива группы, формированию активной жизненной позиции студентов, повышению уровня экологической культуры обучаемого.

Компетенции [4]

ПК 1.5. Принимать меры по охране окружающей среды и недр.

ПК 3.3. Организовывать безопасное выполнение производственного задания в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Прогнозируемый результат:

Студенты знают современные экологические проблемы человечества, пути решения проблем. Студенты приходят к выводу о необходимости рационального использования природных ресурсов.

Чтобы занятие прошло на высоком уровне, преподаватель должен подготовить ведущего и членов жюри (студенты из группы).

Пример сценария Еvent-занятия

Сценарий занятия может быть разным по сложности и типу. По ходу сценария можно применять мультимедийные технологии, раздаточный материал т.д.

Ведущий:

Доброе утро, дорогие друзья! Все мы — жители одного большого дома под названием планета Земля. Уже почти не осталось на Земле мест, где можно встретить чистую воду, не отравленную землю, не загрязненный воздух. Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что наша планета нуждается в бережном отношении, в защите.

Давайте вспомним русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

Сегодня мы проявим творчество, покажем экологические знания, попытаемся истолковать  народную мудрость на современный лад. Открываем интеллектуальное соревнование! Представляю вам компетентное жюри (студенты), которое справедливо будет судить наше соревнование…

Группа делится на 2 команды.

Ведущий: Каждой команде достаются герои хорошо известных с детства сказок: «Маша и медведь», «По щучьему велению». Тяните жребий, кому какая сказка досталась. И так определились команды со своими сказочными героями.

1 задание. Вы должны определить от имени медведя и щуки экологические проблемы, возникшие в их среде обитания по вине человека (медведь – лесная экосистема, щука – экосистема реки) и записать на карточках  последствия этих проблем (уничтожение лесов,  токсичные отходы, деградация земель, водный кризис, исчезновение видов, загрязнение атмосферы).

На обдумывание этого задания дается 15 минут. После выполнения задания вы должны озвучить эти проблемы для всех присутствующих. Можете это обыграть.

Проходит дискуссия.

2 задание. Команды  обдумывают и записывают мероприятия по улучшению и оздоровлению среды обитания медведя и щуки (например: рекультивация почв, полезащитное лесоразведение, разработка малоотходных технологий, не допустимость  загрязнения земель производственными и иными отходами, сточными водами и т.д.)

На обдумывание этого задания дается 15 минут. После выполнения задания вы должны озвучить природоохранные мероприятия для всех присутствующих. Можете это обыграть.

Проходит дискуссия.

Жюри оценивает не только умения и навыки, опыт творческой деятельности, но и интересное представление материала студентами, сотрудничество в коллективе и т.д.

Ведущий: В прошлом напряжение, волнение, связанные с выполнением конкурсных заданий. Слово предоставляется председателю жюри… Сейчас будут объявлены  победители…

В ходе занятия студенты играют роли медведя и щуки, щучьих мальков, браконьеров и «черных» лесорубов, правоохранительных органов, волонтеров, «горе» туристов, экологов, геологов, нефтяников и т.д. Занятие превращается в запоминающееся театрализованное представление.

Исследования результативности обучения с помощью «event-технологии»

Для исследования результативности обучения с помощью «event-технологии» в течение семестра  в одних группах рефлексия проводилась традиционно (устно или письменно), а в других с помощью «event-технологии». Для построения диаграммы (Диаграмма 1) брались оценки за текущий контроль по каждой теме, на основании этих оценок прогнозировался результат рубежного контроля по разделу дисциплины. В группах, в которых применялись «event-технологии»  уровень освоения материала оказался значительно выше прогнозируемого:

Диаграмма 1 – сравнение ожидаемого и фактического результата рубежного контроля

 

Подводя итог вышеизложенному, результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике успеваемости студентов, по отношению к которым применялись «event-технологии», в сравнении с теми студентами, которые обучались традиционно.


Библиографический список
  1. Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» – Успешное обучение, 1997
  2. Сковородкин, А.В. Научно-педагогическое обеспечение организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи на основе “Event – технологии”: автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сковородкин Артем Владимирович; [Место защиты: Ин-т теории и истории педагогики РАО] – Москва, 2010 – 19 с.
  3. Смирнова Регина Валерьевна, Никитина Елена Викторовна EVENT-технологии в мультикультурном образовании студентов ВУЗов // Материалы IV Международной научно-методической конференции г. Астрахань, 17 апреля 2012 г.. c 88-91.
  4. ФГОС СПО по специальности 21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин» от 12 мая 2014 г.  с. 10.


Все статьи автора «Полякова Генриетта Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: