Чтобы подготовить к школе разносторонне развитых личностей, не обойтись без применения в ДОУ информационных технологий.
Общество развивается, но у педагогов остается низкий уровень знаний об ИТ, а также отсутствует мотивация. А зачем использовать в своей работе информационно-коммуникативные технологии и самое главное, где брать методические разработки, как с ними работать на практике? Очевидно, что на сегодняшний день эти вопросы волнуют каждого второго педагога и воспитателя.
Сегодня большинство детских садов оснащены компьютерами, современной аудио- видеотехникой, а так же создаются электронные учебники, дидактические пособия, развивающие программы и игры для детей разных возрастов.
Существенной проблемой сегодня является отсутствие методик и практик по применению компьютерных информационных технологий в учебном процессе ДОУ, отсутствие систематизации существующих компьютерных развивающие программ, которые на сегодняшний день остаются не регламентированы.
По моему мнению будущие педагоги и воспитатели должны в совершенстве владеть ПК, уметь пользоваться Интернетом, что позволит оттолкнуться от традиционных методов обучения, а так же найти ответы по методическим вопросам.
«Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект» [1].
Для качественного образовательного процесса, преподаватели должны быть настоящими специалистами, отвечать общим требованиям, предъявляемым к педагогам и воспитателям на сегодняшний день, пройти базовые курсы информатики, уметь обращаться с компьютером, стать автором новой методики. Так же важно, чтобы занятия с компьютером, интерактивными досками и проекторами не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье детей. На мой взгляд, необходимо качественное и дорогое оборудование. Очень важно соблюдать и знать простые правила работы за компьютером. Для этого должен существовать определенный регламент, в котором бы и был представлен перечень таких правил.
Компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, поэтому необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
На сегодняшний момент существует огромное количество обучающих и развивающих программ, дидактических игр для детей с 3 лет. Соответственно целям занятий ставится вопрос о применении компьютерных программ и игр. Работая с компьютером, ребёнок учиться пользоваться мышкой, развивает при этом координацию движения руки, мелкую моторику. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
В статье Шмулевский Е.М, я выделила 3 условия для того, чтобы обучение в ДОУ компьютерным навыкам было на пользу ребенку:
- Отобрать содержание, которое было бы наиболее оптимальным для развития
- Применение методик, которые позволяют ребенку активно взаимодействовать с компьютером
- Ребенок должен являться субъектом деятельности, то есть занимать позицию активного участника работы, выполняющего задания [2].
Воспитатель должен не только давать базовые знания ребенку, но и уметь привить интерес дошкольникам к учебному процессу, а так же способствовать развитию у них мыслительных способностей. Для этого педагогу нужно планировать занятия так, чтобы они были интересными, насыщенными и занимательными, т.е. материал должен быть красочным, доступным и увлекательным.
Для этого и появились информационные технологии в ДОУ. Широко используются компьютерные презентации для ознакомления детей с окружающим миром. Презентации должны состоять из красочных анимаций, картинок и строго подобранного кратко-изложенного материала.
В ДОУ как и в начальной школе на уроках информатики, педагоги должны уметь использовать возможность построения и использования единой художественной среды сказки, элементами которой являются сказочная ситуация, сказочные герои, связи, соотношения, которые необходимы для разрешения поставленной проблемы и являются типичными для изображаемых объектов или явлений, наглядные образы, которые помогают завершить описание героя и облегчают восприятие теоретического материала курса информатики [19].
Таким образом, можно сделать вывод, что не смотря на широкое оснащение информационными технологиями образовательных учреждений и ДОУ, остается открытым вопрос о правильной и эффективной работе педагогов с компьютером и информационными технологиями. Хорошо подобранный материал и его грамотное применение поможет отслеживать знания детей и планировать дальнейшую работу. Разработка современных методик в данном направлении воспитания и обучения позволит повысить уровень развития дошкольника. Овладевая компьютером и информационными технологиями необходимыми для развития и обучения дошкольников, педагог само-развивается и само-совершенствуется, идет в ногу со временем, что несомненно отражается на образовании наших детях и их качественном развитии.
Библиографический список
- Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2006. – 1 сентября. [электронный ресурс].- http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm.
- Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников. [электронный ресурс].- http://logotim.com/load/doshkolnik_i_kompjuter/rekomendacii_pedagogam_po_ispolzovaniju_kompjutera_v_obuchenii_doshkolnikov/38-1-0-19
- Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19 - 22 мая 2015 года, г. Томск) [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в
- Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
- Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
- Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О Использование современных информационных технологий в образовании. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономикиМатериалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н.. 2015. С. 208-212.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
- Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
- Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2005, – 197 с.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
- Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
- Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3.
- Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Есть ли у ежика хвостик, или некоторые размышления об ошибках и неточностях в современных учебниках информатики для начальной школы / Информатика и образование. 2009. № 4. С. 93-97
- Устинова Н.Н. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе / Начальная школа. 2011. № 1. С. 79-82.
- Чусавитина Г.Н. Изучение информационно-поисковых технологий Internet студентами педагогических специальностей университета / Г.Н. Чусавитина // Сборник Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании. – 2002. – С. 160-161.
- Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике: монография / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, – 2005. – с. 242.