УДК 347.92

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Колонцова Ольга Владимировна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
студентка факультета дошкольного образования

Аннотация
Статья посвящена вопросу о том, как использование компьютерных технологий открывает педагогам новые возможности в воспитательном и образовательном процессе. Освещена проблема нехватки новых методических разработок, которые бы воплотили инновационные идеи воспитательного и образовательного характера. А так же отсутствие у многих педагогов навыков пользования компьютером, нехватка профессиональных знаний в этом вопросе. Применение информационных технологий в детском саду – это возможность существенно улучшить и обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, сделать его более эффективным.

Ключевые слова: ДОУ, информационные технологии, компьютер, компьютерные программы, методические разработки, обучение, развитие, учебный процесс


PROBLEMS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

Kolontsova Olga Vladimirovna
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
student of faculty of preschool education

Abstract
Article is devoted to a question how use of computer technologies opens for teachers new opportunities in educational and educational process. The problem of shortage of new methodical development which would embody innovative ideas of educational and educational character is covered. And also absence at many teachers of skills of use of the computer, shortage of professional knowledge in this question. Application of information technologies in kindergarten is opportunity significantly to improve and update educational and educational process in DOU, to make it more effective.

Keywords: computer, computer programs, development, educational process, information technologies, methodical development, training


Библиографическая ссылка на статью:
Колонцова О.В. Проблемы применения информационных технологий в дошкольных учреждениях // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5332 (дата обращения: 27.05.2017).

Чтобы подготовить к школе разносторонне развитых личностей, не обойтись без применения в ДОУ информационных технологий.

Общество развивается, но у педагогов остается низкий уровень знаний об ИТ, а также отсутствует мотивация. А зачем использовать в своей работе информационно-коммуникативные технологии и самое главное, где брать методические разработки, как с ними работать на практике? Очевидно, что на сегодняшний день эти вопросы волнуют каждого второго педагога и воспитателя.

Сегодня большинство детских садов оснащены компьютерами, современной аудио- видеотехникой, а так же создаются электронные учебники, дидактические пособия, развивающие программы и игры для детей разных возрастов.

Существенной проблемой сегодня является отсутствие методик и практик по применению компьютерных информационных технологий в учебном процессе ДОУ, отсутствие систематизации существующих компьютерных развивающие программ, которые на сегодняшний день остаются не регламентированы.

По моему мнению будущие педагоги и воспитатели должны в совершенстве владеть ПК, уметь пользоваться Интернетом, что позволит оттолкнуться от традиционных методов обучения, а так же найти ответы по методическим вопросам.

«Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект» [1].

Для качественного образовательного процесса,  преподаватели должны быть настоящими специалистами, отвечать общим требованиям, предъявляемым к педагогам и воспитателям на сегодняшний день, пройти базовые курсы информатики, уметь обращаться с компьютером, стать автором новой методики.  Так же важно, чтобы занятия с компьютером, интерактивными досками и проекторами  не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье детей. На мой взгляд, необходимо качественное и дорогое оборудование. Очень важно соблюдать и знать простые правила работы за компьютером. Для этого должен существовать определенный регламент, в котором бы и был представлен перечень таких правил.

Компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, поэтому необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

На сегодняшний момент существует огромное количество обучающих и развивающих программ, дидактических игр для детей с 3 лет. Соответственно целям занятий ставится вопрос о применении компьютерных программ и игр. Работая с компьютером, ребёнок  учиться пользоваться мышкой, развивает при этом координацию движения руки, мелкую моторику. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

В статье Шмулевский Е.М, я выделила 3 условия для того, чтобы обучение в ДОУ компьютерным навыкам было на пользу ребенку:

  1. Отобрать содержание, которое было бы наиболее оптимальным для развития
  2. Применение методик, которые позволяют ребенку активно взаимодействовать с компьютером
  3. Ребенок должен являться субъектом деятельности, то есть занимать позицию активного участника работы, выполняющего задания [2].

Воспитатель должен не только давать базовые знания ребенку, но и уметь привить интерес дошкольникам к учебному процессу, а так же способствовать развитию у них мыслительных способностей. Для этого педагогу нужно планировать занятия так, чтобы они были интересными, насыщенными и занимательными, т.е. материал должен быть красочным, доступным и увлекательным.

Для этого и появились информационные технологии в ДОУ. Широко используются компьютерные презентации для ознакомления детей с окружающим миром. Презентации должны состоять из красочных анимаций, картинок и строго подобранного кратко-изложенного материала.

В ДОУ как и в начальной школе на уроках информатики, педагоги должны уметь использовать возможность построения и использования единой художественной среды сказки, элементами которой являются сказочная ситуация, сказочные герои, связи, соотношения, которые необходимы для разрешения поставленной проблемы и являются типичными для изображаемых объектов или явлений, наглядные образы, которые помогают завершить описание героя и облегчают восприятие теоретического материала курса информатики [19].

Таким образом, можно сделать вывод, что не смотря на широкое оснащение информационными технологиями образовательных учреждений и ДОУ, остается открытым вопрос о правильной и эффективной работе педагогов с компьютером и информационными технологиями. Хорошо подобранный материал и его грамотное применение поможет отслеживать знания детей и планировать дальнейшую работу. Разработка современных методик в данном направлении воспитания и обучения позволит повысить уровень развития дошкольника. Овладевая компьютером и информационными технологиями необходимыми для развития и обучения дошкольников, педагог само-развивается и само-совершенствуется, идет в ногу со временем, что несомненно отражается на образовании наших детях и их качественном развитии.


Библиографический список
  1. Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения.  // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2006. – 1 сентября.  [электронный ресурс].- http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm.
  2. Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников. [электронный ресурс].- http://logotim.com/load/doshkolnik_i_kompjuter/rekomendacii_pedagogam_po_ispolzovaniju_kompjutera_v_obuchenii_doshkolnikov/38-1-0-19
  3. Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании»  // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19 - 22 мая 2015 года, г. Томск)  [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
  4. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
  5. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в
  6. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
  7. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
  8. Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О Использование современных информационных технологий в образовании. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономикиМатериалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н.. 2015. С. 208-212.
  9. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
  10. Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
  11. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  12. Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
  13. Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
  14. Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2005, – 197 с.
  15. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
  16. Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
  17. Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3.
  18. Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Есть ли у ежика хвостик, или некоторые размышления об ошибках и неточностях в современных учебниках информатики для начальной школы / Информатика и образование. 2009. № 4. С. 93-97
  19. Устинова Н.Н. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе / Начальная школа. 2011. № 1. С. 79-82.
  20. Чусавитина Г.Н. Изучение информационно-поисковых технологий Internet студентами педагогических специальностей университета / Г.Н. Чусавитина // Сборник Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании. – 2002. – С. 160-161.
  21. Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
  22. Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике: монография / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, – 2005. – с. 242.


Все статьи автора «Колонцова Ольга Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: