УДК 370.12.53

УКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗАКОНАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРЫ “СБОР КАРТ”

Курманкулов Шекербек Жанышбаевич1, Норзалиева Гулбара Сагынбековна2
1Таласский государственный университет, Кыргызстан, к.т.н., доцент
2Таласский государственный университет, Кыргызстан, преподаватель

Аннотация
В статье рассмотрено применение и преимущество игровых элементов в традиционных уроках. Разработан способ применения игры «сборных карт», обуславливающий самостоятельное мышление ученика, направленное на укрепление знаний о законах физики.

Ключевые слова: игровые элементы, самостоятельное мышление, технология образования, укрепление знаний, уровень знаний


FORMING THE KNOWLEDGE OF THE LAWS OF PHYSICS USING THE GAME "COLLECTION CARDS"

Kurmankulov Shekerbek Zhanyishbaevich1, Norzalieva Gulbara Sagyinbekovna2
1Talas State University, Kyrgyzstan, Ph.D., Associate Professor
2Talas State University, Kyrgyzstan, lecturer

Abstract
The article deals with usage and benefits of the game elements in the traditional classroom. A method of use of the game "modular cards" that contributes to the student independent thinking, aimed at enhancing knowledge of the laws of physics.

Библиографическая ссылка на статью:
Курманкулов Ш.Ж., Норзалиева Г.С. Укрепление знаний о законах физики с применением игры "Сбор карт" // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5361 (дата обращения: 14.07.2023).

Демографический рост приводит к уменьшению рабочих мест. В таких условиях, работодатель основное внимание уделяет на практические способности специалиста, его умению искусно управлять делами. Развитие общества в рыночных условиях ставит перед школами и вузами страны новые требования. Сегодняшний выпускник – это кадр имеющий разностороннее образование, имеющий близкое знакомство с мировой культурой и наукой, способный к адаптации в жизни, конкурентоспособный. Поэтому, в качественном образовании в вузах, подготовке достойных кадров очень важна роль школы, – отмечают авторы [1].

Было доказано, что основной путь заинтересованности к урокам у учеников зависит от объективных и субъективных условий улучшения качества образования [2]. В своих трудах профессор Э. Мамбетакунов четко и ясно отметил, что интерес к урокам физики кроется в технологии образования [3]. Он также отметил, что нет никаких ограничений для исследования и изыскания путей и возможностей в этом направлении.

Быстрый темп роста электронной промышленности в ХХ веке оказал огромное влияние на процессы образования и на ее качество. В связи с чем возникла необходимость разработки методик, соответствующих требованиям современного образования. Когда речь идет о современных технологиях обучения, на сегодняшний день можно отметить, что был предложен ряд методов преподавания предметов естествознания[4]  и публикуется множество статей по их использованию [5]. В последние годы, в бюджете страны заметно возросло количество выделенных средств на образование. Но этот фактор не привел к ощутимым изменениям. Потому что, возможность выделенных средств ограничивается лишь повышением заработной платы школьным учителям. Конечно, это печальным образом сказывается на нехватке учебных пособий, книг, наглядно-лабораторных средств, оргтехники, персональных компьютеров. Этот факт препятствует полноценному внедрению в школах новых методов и технологий в образовании. Исходя из сложившихся обстоятельств стало ясно, что одним из верных способов привлечения учеников к урокам естествознания в сельских школах Кыргызстана  является внедрение игровых элементов в традиционные уроки.  В статье рассмотрена эта проблема.

В целях укрепления пройденного урока нетрадиционным игровым методом, нами был разработан способ с применением игры сбора карт, обуславливающий самостоятельное мышление ученика, направленное на укрепление знаний о законах физики.

Общая картина собирающихся карт была показана на рисунке №1. Карта состоит из 13 частей. Параллельные линии на рисунке показывают линию разделения. Если сложить по этой линии карту, мы получим: 1 квадрат (который стоит в центре), 4 прямоугольных четырехугольника (обозначено  цифрой 2) и 8 треугольников.

Центральный квадрат линиями разделен на 5 частей. В середине маленького квадрата в центральном квадрате пишем название закона, соответствующий  разбираемой теме (например, закон Кулона). Во всех частях четырех сторон квадрата пишем искомую величину данного закона, например: физический смысл, определение и алгебраическое выражение закона, символическое обозначение физических величин, применение закона в практике и др. В противоположно расположенной  четыреугольной соответствующей  площадке  (2)  пишем соответствующие правильные ответы искомых величин.

 

Рис. 1. Общий вид формы собранной карты: 1- центральный квадрат; 2- карта для записи ответов; 3-треугольные карты для записи вопросов; 4- треугольные карты для записи ответов; 5,7-штрихи, проверяющие правильность поставленных вопросов в ключе и вопросе; 6-штрихи, проверяющие правильность ответов  в ключе; 8-штрихи, знаки к ответам; 9-квадрат, выполняющий функцию ключа.

Также в четырех треугольных картах (3) написаны различные вопросы касающиеся к данному закону, а в остальных крайних четырех треугольниках,  (4) соответствующие ответы к ним. Если, таким образом разложим  подготовленную карту, то получаем разборную  целую группу вопросов и ответов, относящихся к одному закону.

Каждый комплект вопросов и ответов одного закона положим в отдельный конверт, чтобы не смешать материалами других законов. Ученики, получив задание в конвертах, снова самостоятельно собирают сборную карту, находя правильные ответы к соответствующим вопросам. После чего, результаты деятельности учеников проверяются учителем, и  дается оценка. Такое действие дает возможность осознать ученику уровень своих знаний, повышает в себе ответственность в отношении к учебе. Ученик может работать самостоятельно над ошибками.

Материалы, укрепляющие знания, содержащие в конверте, о том или ином законе в зависимости от объема материала, сложности заданных вопросов могут быть разными.

Например:

а). Есть совокупность карт, имеющий один вопрос и один ответ. В таком конверте общее количество карт – 13.

б). Есть карты, где на один вопрос даны два ответа: один правильный, другой неправильный. В таком случае, в конверте общее количество карт может колебаться от 14 до 21.

в). В конверте также может быть совокупность материалов, относящихся к двум или нескольким законам.  На таких конвертах ставят знаки А, Б, В и др.,  в соответствии уровня оценки можно составить целый ряд дифференцированных вопросов.

При укреплении знаний ученика используя «сборные карты» учитель одновременно может проверить несколько учеников. Если учитель при проверке собирается читать всё содержание вопросов и ответов, то для этого ему потребуется много времени. Поэтому, для проведения оперативной проверки, можно использовать квадрат, выполняющий функцию специального ключа.      Этот «ключ-квадрат» на рисунке №1 был обозначен пунктирной линией  (9). Чтобы правильно поставить «ключ-квадрат» используются знаки “Ю”, “С”, стоящие в центральном квадрате и в ключе. Если эти знаки расположить в соответствующем направлении, то штрихи проверяющие правильность поставленного вопроса в ключе (5) и штрихи, поставленные к вопросам (7) лежат на одной линии.  Если ответы вопросов определены правильно, то лежащие на одной линии штрихи, проверяющие правильность ответа в ключе (6)  и знаки-штрихи, поставленные к ответам (8),  показывают правильность ответа.

Можно сделать вывод, что укрепление знаний, о законах физики используя данную игру,  может иметь следующие преимущества:

  1. Эти карты можно использовать в конце каждого урока, т.е. после пройденного каждого закона и определенного раздела;
  2. Одновременно можно проверять уровень знаний нескольких учеников;
  3. В зависимости от уровня усвоенного знания ученика, можно дифференцированно разделить вопросы: простые и сложные;
  4. Ученики могут работать  один, в паре, в малых группах;
  5. Несколько раз, повторяя один и тот же вопрос можно повысить возможность усвоения материала учеником.

Библиографический список
  1. Курманкулов Ш.Ж., Дуйшенов Э.Д., Омурбеков А.М.  Билим беруу сапатын жакшыртуу коп факторлуу туюк процесс.// Материалы конференции. Вестник КНУ им Ж. Баласагына, серия-6 Выпуск -2  2008. –Бишкек.
  2. Курманкулов Ш.Ж., Норзалиева Г.С. Билим  оздоштуруунун структуралык негизи. // Эл агартуу журналы,  №1-2.  2009, стр. 39.
  3. Мамбетакунов Э.М.  Физиканы окутуу теориясы  жана практикасы. -Бишкек, МОК басма борбору, 2004г.
  4. Буранов Э.Ш., Бабаев М.Д., Эмилбекова Д.А. Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения. // Вестник КНУ им Ж. Баласагына . Выпуск 2, серия 6, Бишкек. 2008 г.
  5. С.  Байгазиев, Б. Исаев  Интерактивдуу  окутуунун   усулдары.  Бишкек., 2002.


Все статьи автора «Курманкулов Шекербек Жанышбаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: