УДК 372.881.111.1

ИГРА «SCRABBLE» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИИ, ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Пушкарева Вера Вадимовна
Новокузнецкий институт (филиал) «Кемеровский государственный университет»
студент факультета иностранных языков

Аннотация
В статье рассмотрена игра Scrabble как средство формирования навыков орфографии, повышения мотивации и расширения словарного запаса. Определены теоретические особенности использования игры в процессе обучения иностранным языкам. Описана проблема повышения мотивации при обучении английскому языку на среднем этапе. Данная работа представляет собой теоретическое исследование игры “Scrabble” в контексте обучения английскому языку.

Ключевые слова: игра, мотивация, навыки орфографии, процесс обучения, расширение словарного запаса, средняя школа, урок английского языка


THE GAME «SCRABBLE» AS A METHOD OF FORMING SPELLING SKILLS, INCREASING THE LEVEL OF MOTIVATION AND EXTENDING THE PERSONAL VOCABULARY AT THE ENGLISH LESSON

Pushkareva Vera Vadimovna
Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University
Student of the Department of Foreign Languages

Abstract
The article describes the game "Scrabble" as a way to formation of spelling skills, to increase motivation and to extend the personal vocabulary. The theoretical features of using games in learning foreign languages were determined. We describe the problem of increasing motivation in the process of teaching English. This work is a theoretical study of the game "Scrabble" in the context of learning a foreign language.

Keywords: Scrabble


Библиографическая ссылка на статью:
Пушкарева В.В. Игра «Scrabble» как средство формирования навыков орфографии, повышения мотивации и расширения словарного запаса на уроке английского языка // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5384 (дата обращения: 05.10.2017).

Игра, наряду с трудом и учением является одним из основных видов человеческой деятельности, удивительное явление нашего существования. Эльконин пишет: человеческая игра деятельность в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности [1, с. 54].

Невозможно дать исчерпывающее определение игры. Ее феномен состоит в том, что, по сути являясь развлечением, отдыхом, она может принять вид обучения, творчества, терапии, имитировать человеческие отношения, проявляться в труде, воспитании.

В развитии и воспитании ребёнка игра является важнейшим видом деятельности. Изучение психологии детей показывает, что вся информация усваивается намного лучше, а психологические процессы развиваются эффективнее во время игры. Изменения в психике детей, возникающие в ходе процесса игры, настолько существенны, что психологи определили игру, как основная деятельность дошкольников.

Вопрос игры в педагогическом процессе очень интересен и актуален, ибо игра является сильнейшим идентификатором «самости» человека: самореабилитации, самоопределения, самосуществования, самовыражения, самопроверки. В процессе игры ребёнок учится доверять окружающим, и прежде всего, самому себе, решать, что следует принять, а что отвергнуть в незнакомом окружающем мире [2; c.16].

Игра является поистине незаменимой составляющей в жизни каждого человека: игрой можно диагностировать особенности психики, познать ребёнка. Игрой можно одобрить ребёнка, пробудить в нем неподдельный интерес к определенной деятельности. Игра позволяет развивать важные психологические свойства у ребенка, улучшать их,  корректировать, ибо в процессе игры задействована абсолютно вся личность: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Как следствие, происходят процессы, которые мощнейшим образом влияют на поведение ребенка, его самосознание. Игра – процесс развивающий способность к образному мышлению и воображению.

Во время игры дети перенимают модели поведения, моделируют образцы решения жизненных задач, именно с помощью игры дети включаются в учебную работу без психологических нагрузок.

Из этого следует, что игра является основным видом деятельности ребёнка. Игра характеризуется свободой и самостоятельностью, которая появляется по инициативе ребенка. В процессе игры он пытается воссоздать окружающую его действительность, выходящую за пределы его собственной практической деятельности, но это будет невозможно без помощи условных действий.

Стоит отметить, что в процессе игры ребёнок получает определенную модель произвольного поведения, он учится контролировать себя, следуя правилам игры, при этом, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. Являясь одним из простейших и близких способов познания и исследования окружающего мира, игра должна быть простой и доступной, чтобы процесс овладения знаниями, умениями или навыками был естественным и непринужденным. Отметим, что именно в процессе игры ребенок в полной мере обнажает свои психофизиологические и умственные ресурсы.

В современном учебном процессе игра является педагогическим средством, ибо она играет существенную роль в развитии ребенка. Следовательно, необходимо рассмотреть игру, как педагогическую категорию. Игра в педагогическом процессе может дополнять другие виды деятельности. Известно, что объединение трудовой и игровой деятельности у детей показывает внушительные результаты. Отдельная ниша в педагогике отведена дидактическим играм, которые вносят существенное разнообразие в процесс обучения, обогащая его.

Существует множество вариантов обличения урока в игровую форму, но для его успешного проведения должны быть выполнены следующие условия: во-первых, игра должна соответствовать учебно-воспитательным целям урока; во-вторых, она должна быть доступна для учащегося данного возраста; в-третьих, нельзя злоупотреблять играми на уроках и т.д.

Вопрос повышения мотивации, сохранения и преумножения интереса школьников к предмету “английский язык”, актуален, как никогда. По данной проблеме проводятся исследования, как в психологии, так и в методике обучения иностранного языка. этот вопрос отличается особой сложностью и многогранностью, поэтому специалисты предлагают множество различных подходов к решению проблемы повышения мотивации.

Павлов показал: когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения [3, c. 9]. Учиться, как и заниматься какой-либо другой деятельностью без интереса, значит вне чувства, вне смыслов. Именно поэтому мотивацию надо формировать намеренно, стимулировать.

Игра является одним из самых эффективных способов повышения мотивации при изучении иностранного языка, именно в процессе игры ребенок отходит от монотонной деятельности и процесс обучения становится наиболее интересным и увлекательным. На уроке английского языка может быть использовано множество игр, направленных на расширение вокабуляра, совершенствование навыков орфографии и т.д.

Говоря об эффективности языковых английских игр в процессе обучения, остановимся на популярнейшей игре – Scrabble, в России она имеет другое название – Эрудит. Смысл игры заключается в составлении слов или форм слов по принципу кроссворда, используя специальные косточки с буквами, которые имеют разную ценность. Цель игры – набрать наибольшее количество баллов. Игроки должны расположить косточки таким образом, чтобы получить наибольшую выгоду от призовых клеток на поле и ценности букв [4]. Игра Scrabble способствует изучению лексики языка и развитию логического и творческого мышления, совершенствуются навыки орфографии. Играя в Scrabble, ученики расширяют свой словарный запас, также, Scrabble способствует развитию оперативной памяти, из-за необходимости вспомнить определенные слова в подходящий момент. Стоит отметить, что в процессе игры в Scrabble, ученики используют различные грамматические формы глаголов, степени сравнения прилагательных и т.д. Сегодня появилась возможность играть в Scrabble через Интернет или на компьютере. Безусловный плюс данной игры состоит в том, что ученик сразу же может узнать правильно ли он написал слово, в противном случае – исправить ошибочный вариант, при этом формируя орфографический навык.

В заключении отметим: исходя из приведенных выше материалов, нам стала очевидна необходимость повышения мотивации учащихся при изучении английского языка. Мы определили место игры и ее роль в процессе обучения.

Игра Scrabble помогает преодолеть скованность и инертность учеников, облегчает усваиваемый материал, обличая его в более интересную для усвоения форму. В процессе игры педагог учит детей прислушиваться к мнению окружающих, мотвирует на получение новых знаний.

Благодаря игре Scrabble, изучение орфографии проходит в более непринужденной и интересной форме, создавая атмосферу здоровой конкуренции, расширяя вокабуляр, и, безусловно, повышая мотивацию детей. Играя в Scrabble, способствует обогащению лексического запаса учащихся и развитию оперативной памяти, вспоминая необходимые слова в нужный момент; соревновательный дух игры помогает побороть усталость и вызвать живой интерес к учебному процессу. Во время игры в Scrabble, ученики отрабатывают различные грамматические формы глаголов, степени сравнения прилагательных и т.д.

Включая игры в процесс обучения, эффективность и плодотворность занятия возрастает в несколько раз, безусловно, если игра уместна. Но следует отметить, что учитель должен применять их в случае необходимости, не “пресыщая” учеников, ибо игра – это одно из множества средств обучения английскому языку. Игра не может заменить систематические занятия и интенсивные тренировки.


Библиографический список
  1. Эльконин, Д. Б.Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Захарова О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учебно-методическое пособие / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 95 с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2000.
  4. Настольные игры //  URL: http://www.bg.ohobby.ru (дата обращения 01.02.2016)


Все статьи автора «Пушкарева Вера Вадимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: