УДК 37

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПИЧНЫХ СИТУАЦИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Феофилова Марина Руслановна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)"
студентка факультета Психологии и социальной педагогики

Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения влияния типичных ситуаций жизнедеятельности школьника на его эмоциональное состояние. Автором разработана диагностическая методика, направленная на выявление особенности эмоционального восприятия учащимися младших классов типичных ситуаций школьного обучения.

Ключевые слова: младший школьник, поведение, стресс, эмоциональное состояние


PROBLEMS OF STUDY OF INFLUENCE OF TYPICAL SITUATIONS OF VITAL FUNCTIONS OF SCHOOLBOY ON HIS EMOTIONAL STATE

Feofilova Marina Ruslanovna
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov, branch of Rostov State University of Economics
student of psychology and social pedagogic faculty

Abstract
The article is devoted to the study of the influence of typical situations of vital functions of schoolboy on his emotional state. The author developed a diagnostic method aimed at identifying the peculiarities of emotional perception of students of Junior classes of typical situations of schooling.

Keywords: behavior, emotional state, younger schoolboy


Библиографическая ссылка на статью:
Феофилова М.Р. Проблемы изучения влияния типичных ситуаций жизнедеятельности школьника на его эмоциональное состояние // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5419 (дата обращения: 01.10.2017).

Современная школа наполнена стрессовыми ситуациями, в особенности им подвержены младшие школьники, так как это качественно новый этап в их жизни. В этот период происходит развитие произвольной регуляции поведения, и от правильности восприятия проблемных ситуаций зависит становление эмоциональной стабильности ребенка. Но не всегда данная особенность младшего школьного возраста учитывается педагогами в процессе обучения.

Следовательно, актуальной остается проблема изучения особенностей поведения младших школьников в конкретных ситуациях, и, вытекающая из нее, проблема учета индивидуальных черт эмоционального развития учащихся младших классов в педагогическом процессе.

Какие изменения эмоционального состояния школьника происходят под влиянием типичных стрессовых ситуаций в учебном процессе?

Цель нашего исследования – создание диагностической методики, направленной на выявление особенности эмоционального восприятия учащимися младших классов типичных ситуаций школьного обучения.

В процессе исследования мы использовали следующие методы: анализ литературы; анализ ситуаций жизнедеятельности школьников, оказывающих большое эмоциональное воздействие на ребенка.

Мы  проанализировали психолого-педагогическую литературу, посвященную  особенностям младшего школьного возраста (работы Л.С.Выготского, А.В. Петровского, И.В. Дубровиной, Ф. Н. Гоноболина).

Все авторы сходятся в том, что младший школьный возраст – один из важнейших этапов в развитии эмоциональной сферы ребенка. Они говорят о том, что в этот период происходит активное становление произвольности в поведении человека.

Л.С.Выготский говорит об эмоциях, как ценных средствах воспитания.  Он делает акцент на том, что если педагог хочет добиться определенного поведения и реакции ученика, то воздействие должно оставить эмоциональный след в ребенке, потому что эмоции очень влияют на все формы поведения человека [1].

А.В. Петровский утверждает, что младший школьный возраст – это период «усиления сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний». Он говорит о том, что у младших школьников появляется способность сдерживать и иногда скрывать свои эмоции; что эта возрастная группа эмоционально более устойчива, чем подростки и дошкольники. Еще ученый говорит о связи аффективных состояний ребенка с проблемами в достижении собственных целей (притязаний) [2].

И.В. Дубровина  указывает на то, что родители и учителя очень влияют на процесс становления произвольности поведения ребенка. Она говорит о том, что ребенка необходимо направлять по правильному пути развития, ведь, как утверждал Л.С. Выготский, новое поведение может возникнуть только на основе совместной деятельности со взрослым, которая является образцом действий ребенка, и только потом становится способом действия самого ребенка [3].

На важной роли отношений ребенка со взрослыми акцентирует внимание Т.Д. Молодцова. Это должны быть отношения, «сформированные на доверии, сотрудничестве, уважении и т.д. Именно в таких взаимоотношениях ребенок может раскрыться, поведать о своих проблемах, а педагог, работающий в парадигме поддержки, благодаря этому должен понять глубинные мотивы поведения ребенка, раскрыть его скрытый личный потенциал, осмыслить подлинные причины поступков формирующейся личности» [4, с. 43].

Ф. Н. Гоноболин говорит о том, что младшие школьники – оптимисты. И горечь неудач достаточно быстро сменяется другими положительными эмоциями. Теперь переживания ребенка, в большей степени, связаны с переживанием успеха или неуспеха в учебной деятельности и отношения с окружающими строятся через призму школы. В связи с этим важным становится развитие адекватного отношения к типичным ситуациям образовательного процесса [5].

Характеризуя современных школьников, исследователи отмечают, что «дети уже в юном возрасте понимают значимость образования, имеют более-менее четкие цели в том, чего хотят от жизни. К сожалению, чаще всего это связано с материальным благополучием» [6].

В целом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1) младший школьный возраст – один из важнейших этапов в развитии эмоциональной сферы ребенка;

2) родители и учителя играют очень важную роль в процесс становления произвольности поведения ребенка;

3) эмоции оказывают высокое влияние на все формы поведения человека.

Для создания эффективной методики необходимо соблюдение условий, которые достаточно четко сформулировала Л.А. Регуш [7].

Первым условием она называет ограниченность, которая является заданной. Ограничение может быть по времени, в пространстве, в видах деятельности. Также исследование должно быть ограничено в исследуемых качествах, явлениях и т.д..

Второе условие – это постоянность ограничения для всех испытуемых на протяжении всего исследования.

Также важным условием является понимание того, что исследование проводится в определенных жизненных обстоятельствах, влияние которых нельзя исключать.

Не менее важным условием является возможность получения результатов исследования в виде статистических данных.

Проанализировав типичные ситуации жизнедеятельности младших школьников, мы выделили те, которые, на наш взгляд, оказывают наибольшее эмоциональное воздействие на ребенка.

Такими ситуациями являются следующие:

1.Утром ребенок идет в школу.

2.Школьник получил оценку «5».

3. Ученик получил оценку «2».

4. Вызвали к доске.

5. Ребенок пишет контрольную работу.

6. Школьник получил диплом за призовое место или сертификат участника олимпиады.

7. Младший школьник самостоятельно (без помощи учителя, одноклассника) выполнил трудное задание.

8. Учитель проводит интересные познавательные игры на уроке.

9. Школьник  узнал много нового на уроках.

10.Началась перемена.

Суть методики заключается в том, что младший школьник при помощи цветных карандашей, должен изобразить иллюстрации к задаваемым ситуациям на подготовленных бланках (см. Приложение 1).

Исследование ограничено по времени – урок (40 минут).

Перед началом  работы ученикам необходимо четко объяснить правила и особенности исследования (способы работы с бланками, используемые материалы и т.д.) и ответить на вопросы.

Разработанная нами методика нацелена на анализ отношения учащихся начальной школы к типичным ситуациям школьной жизни через рисунок, а также на выявление отношения школьника к конкретной ситуации тестирования, в частности, отношения к исследователю через цвет рисунков.

Методика рассчитана на учащихся 2-3 классов.

При анализе бланков важно интерпретировать каждый рисунок и пытаться объединить их в группы по типам отношений: положительное, нейтральное, отрицательное.

Интерпретация рисунков должна проводиться по таким характеристикам, как  содержание рисунка, размеры объектов и т.д..

Каждый бланк рассматривается индивидуально!

Также важным аспектом анализа бланков является расшифровка цвета. Как правило, цветовая гамма будет свидетельствовать об эмоциональном состоянии младшего школьника в момент тестирования, и отражать отношение ребенка к происходящему.

Таким образом, на основе анализа литературы и типичных ситуаций жизнедеятельности учащихся младших классов мы создали методику, благодаря которой мы можем выявить особенности влияния типичных ситуаций жизнедеятельности школьника на его эмоциональное состояние, а так же отношение к ситуации тестирования.

Надеемся, что данная методика будет действенной. Нам предстоит ее апробировать. Но эта проблема для дальнейшего исследования в этой области.

Приложение 1.

1.

6.

2.

 

7.

 

3.

 

8.

4.

 

9.

 

5.

10.


Библиографический список
  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  2. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1973.
  3. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В.-  М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2000.
  4. Молодцова Т.Д. Роль педагогической поддержки в преодолении дезадаптации подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №5. С. 42 – 44.
  5. Гоноболин Ф. Н. Психология. – М.: Просвещение, 1973
  6. Шалова С.Ю., Токмакова Д.С. Отношение к образованию в России: традиции и современность. // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Том 7, №2 (27). С. 157
  7. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008.


Все статьи автора «Феофилова Марина Руслановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: