УДК 378.1; 371.3

ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Беспалов Дмитрий Евгеньевич1, Зубанов Владимир Петрович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье уточнен категориальный аппарат, отражены общие и специальные условия продуктивной подготовки будущих педагогов по физической культуре в ресурсах формирования потребностей самоанализа (педагогической рефлексии), основ ведения и пропаганды здорового образа жизни, принятия основ гуманизма и продуктивности, нормального распределения способностей и здоровья, креативности и гибкости, конкурентоспособности и востребованности продуктов развития и самоутверждения личности и коллектива ценностями и целями педагогической деятельности.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогическая рефлексия, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


FUNDAMENTALS OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION IN A MODEL OF PEDAGOGICAL REFLECTION

Bespalov Dmitriy Evgenievich1, Zubanov Vladimir Petrovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
Article updated categorical apparatus, reflected the general and special conditions of the productive training of future teachers of physical culture resource formation needs introspection (pedagogical reflection), the foundations of knowledge and promoting a healthy lifestyle, making the foundations of humanism and efficiency, the normal distribution of abilities and health, creativity and flexibility, competitiveness and demand for product development and self-assertion of the individual and collective values and objectives of the educational activities.

Keywords: competence, independent work culture (the culture of self-study), pedagogical reflection, students' independent work, teacher discipline, teacher modeling


Библиографическая ссылка на статью:
Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5429 (дата обращения: 26.05.2017).

Процессуальные понятия (т.е. понятия, являющиеся педагогическими процессами) «социализация» и «самореализация» в опыте анализа и самоанализа (рефлексии) деятельности – наисложнейшие структуры, определяющие специфические продукты и условия воспроизводства антропосреды в ситуативных условиях детерминации, верификации, оптимизации качества выделяемых функций и единиц сопоставления и сравнения результатов педагогической деятельности и культуры.

Социальная педагогика и специальная педагогика определяют возможности исследования качества социальных отношений и способов воспроизводства социального опыта в модели акмепедагогической и адаптивной формах решения задач развития и самореализации личности, что может быть подтверждено дидактическим материалом работ [1-4].

Педагогическая рефлексия – это и ресурс, и продукт самоанализа, который является механизмом сравнения и сопоставления, оптимизации и верификации качества реализуемых идей в поликультурном образовательном пространстве. Заложив с основу познания возможностей педагогической рефлексии работы [5-7], определим возможности исследования социализации и самореализации личности в профессиональной подготовке обучающегося и педагога.

В структуре использования продуктивного знания и практики включения будущего педагога в научно-педагогический поиск оптимальных возможностей развития и саморазвития [8-17], мы попытаемся уточнить особенности определения и исследования качеств социализации и самореализации обучающегося, включенного в систему непрерывного образования.

Специфика исследования качества социализации и самореализации обучающегося может быть исследована с использованием портфолио обучающегося и профессионально-педагогических кейсов. Профессионально-педагогические кейсы относят к предметно- и профессионально-педагогическим презентациям [18-20], портфолио обучающегося относят к средствам самоанализа деятельности или рефлексии [21-24].

Качество исследования продуктов деятельности, представленных в портфолио обучающегося и профессионально-педагогических кейсах, может быть определено в структуре выделенных критериев анализа качества создания детерминированных презентаций. Возможно, что будет выделены определенные критерии и показатели качества представления данных.

Портфолио обучающегося различаются по типологии в современной образовательной практике. Все нюансы и виды портфолио интересны для качества анализа продуктов саморазвития и самореализации личности, социализации и общения.

Возможно, что для педагогов будут в качестве ресурсов педагогической рефлексии использованы не только профессионально-педагогические кейсы, но и портфолио. В данной ситуации портфолио является упрощенной формой профессионально-педагогических кейсов.

Для самоанализа качества решения задач самореализации личности у педагога может быть использовано программно-педагогическое обеспечение, состоящее из шаблонов профессионально-педагогических кейсов. В структуре визуализации данных обычно используют презентации.

У педагогов по физической культуре существует общепринятая форма самоанализа данных: 1) достижение в спорте; 2) достижение в науке; 3) достижение в педагогической деятельности [18, 21].

Объективность достижений в спорте и качество достижений с течением времени может быть определено на определенной ступени, выше которой личность уже не поднимается. «Достижения в спорте» могут быть определены в иерархии и на определенном уровне заморожены, если это бывший спортсмен, который больше не участвует в соревнованиях. Качество визуализации данных в направлении «достижения в спорте» могут быть как объективными, так и субъективными. Особенности самоанализа в решении задач развития и самореализации уникальны. Качество контроля за результатами рефлексии – объективный процесс, т.к. заявленные критерии анализа позволяют выделить результаты и их оценки в определенной модели, способствующей оптимальной оценке представленных данных в самопрезентации.

В верифицируемом процессе достижений в спорте личность определяет себя как продукт самореализации, в структуре отдаления от достижений в спорте могут быть определены только механизмы социализации, в совокупности которых определяется вклад личности в развитии спорта и достижение определенных результатов, являющихся ценностью и персонифицированной планкой определенных обществом благ и уровня состоятельности в выбранном поле деятельности (в нашем случае – это спорт).

В структуре анализа направления «достижение в науке» можно использовать научные публикации, для доказательства состоятельности данного направления можно привести в пример публикации будущих педагогов по физической культуре в детерминации возможностей социализации и самореализации [25-52].

Для доказательства качества наполнения «достижения в педагогической деятельности» можно использовать профессионально-педагогические кейсы для педагогов и портфолио обучающихся – для обучающихся. В структуре достижений обучающегося прослеживается педагогическая работа и педагогическая поддержка педагога. От качества и возможностей обучающихся зависит будущее педагогической теории педагога, определившего уровень и специфику решения задач развития и саморазвития личности в модели современного образования.

Социализация и самореализация личности в модели рефлексии представляют две ниши современной теории развития личности, в структуре которых определяются социальная направленность и востребованность личности и ее продуктов, а также – качественное определение и решение задач развития в модели достижений, в конечном счете сводимых к первому направлению анализа – социализации личности, т.е. личность определяется через ее продукты идеального и материального генеза.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
  3. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
  4. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с.
  5. Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации.  2014.  № 12(16). С. 11-16.
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  7. Байменов М. С., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество : сборник статей III Международной научно-практической конференции (Уфа, 25 октября 2014 г.). – Уфа : Аэтерна, 2014.  С. 96-98.
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
  9. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  10. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
  11. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  12. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  13. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  14. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  15. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  16. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  17. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  18. Козырева О. А., Филиппова Ю. О., Чурин Н. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как ресурс и результат формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК // Вестник КузГПА.  2014.  1 (30). 10 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/260/
  19. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. С.62-73.
  20. Чурин Н. А. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по ФК // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.271-273.
  21. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978-5-7148-0378-9.
  22. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  23. Колпаченко Л.Я., Козырева О.А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учеб. пособ. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
  24. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011.  38 с. [+DVD].  ISBN 978–5–85117–615–9.
  25. Зубанов В. П., Алеева Т. А. Специфика уточнения категории «социализация» в модели подготовки будущего учителя физической культуры // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.133-135.
  26. Зубанов В. П., Базарный К. Г. Некоторые аспекты социализации и самореализации личности подростка, занимающегося легкой атлетикой // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.114-115.
  27. Зубанов В. П., Гайко Н. М. Некоторые возможности уточнения категории «самореализация» в структуре педагогики физической культуры и спорта // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.51-52.
  28. Зубанов В. П., Горбунова Е. С., Зауэр Н. Г. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущего педагога по физической культуре // Закономерности и тенденции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 17 января 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.80-82.
  29. Зубанов В. П., Егунов В. В., Меркушева Э. А. Продуктивная самореализация обучающегося, занимающегося спортом, как социально-педагогическая проблема // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 февр. 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.81-83.
  30. Зубанов В. П., Егунов В. В., Петухова Н. А. Некоторые аспекты реализации идей продуктивности и гуманизма в социализации и самореализации личности обучающегося // Приоритетные направления развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 февраля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-109.
  31. Зубанов В. П., Простева Е. О., Меркушева Э. А. Возможности социализации и самореализации личности в спорте: акмеологический аспект // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 января 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.97-98.
  32. Зубанов В. П., Сусоев О. А. Социализация как ресурс развития и самореализации личности в непрерывном профессиональном образовании // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.137-139.
  33. Зубанов В. П., Тумашев М. А., Карпова Т. В. Некоторые возможности детерминации понятий продуктивной самореализации будущего педагога по физической культуре // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 января 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.207-209.
  34. Зубанов В. П., Фролов М. П., Седова К. С. Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре общепедагогического знания // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 февраля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.115-117.
  35. Зубанов В. П., Фролов М. П., Стройкина Л. В. Особенности моделирования категории «социализация» в структуре общепедагогического знания // Тенденции формирования науки нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 февраля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.129-130.
  36. Зубанов В.П., Багрий А.Ю., Петухова Н. А. Некоторые возможности уточнения понятия «самореализация» в структуре идей педагогики физической культуры и спорта // Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 27-28 февр. 2015г.). Уфа: РИО ИЦИПТ,2015.С.51-53.
  37. Зубанов В.П., Багрий А.Ю., Седова К. С. Некоторые возможности уточнения понятия «социализация» в структуре идей педагогики физической культуры и спорта // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях: матер. Межд. науч.-практ. конф. (16-17 февр. 2015 г.). Уфа: НИЦ «НИКА», 2015. С.46-48.
  38. Зубанов В.П., Егунов В.В., Седова К.С. Детерминация категории «самореализация» в системе знаний педагогики спорта // Векторы развития современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа,30-31 янв. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.20-22.
  39. Зубанов В.П., Ополев Ф.А., Дьячков В. А. Возможности моделирования категории «самореализация» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер.  (Уфа, 15-16 января 2015 г.) ; отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.31-33.
  40. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
  41. Зубанов В.П., Шишкин Б.А., Шишкина Т.И. Некоторые аспекты детерминации категории «самореализация» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Векторы развития современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 января 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.32-34.
  42. Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13069
  43. Лютаев В. Ф., Зубанов В. П., Зауэр Н. Г. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» будущими педагогами по ФК // Наука XXI века: теория, практика, перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 декабря 2014 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.163-165.
  44. Михайлов А. Н., Седова К. С., Зубанов В. П. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» в моделях педагогики спорта // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 декабря 2014 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.106-108.
  45. Подсадник И. Г., Зубанов В. П. Возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах современной педагогической методологии // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.146-148.
  46. Простева Е. О., Зубанов В. П. Специфика детализации и уточнения категориального аппарата современной педагогики физической культуры и спорта // Актуальные проблемы психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 марта 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.81-83.
  47. Сальникова Л. В., Зубанов В. П. Некоторые аспекты детерминации категорий социально-педагогического знания // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.114-115.
  48. Чорный И. В., Зубанов В. П. Педагогическая деятельность в структуре постановки задач и условий продуктивной самореализации личности // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.138-139.
  49. Шишкин Б. А., Шишкина Т. И., Зубанов В. П. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» будущими педагогами по ФК // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.179-181.
  50. Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продуктивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168
  51. Щетинина Ю. Ю., Зубанов В. П., Дьячков В. А. Некоторые возможности моделирования категории «социализация» в подготовке педагогов // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30 июня 2015 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2015. С.258-260.
  52. Эмекова Н. П., Зубанов В. П., Дьячков В. А. Некоторые возможности моделирования категории «социализация» в подготовке педагогов по физической культуре // Наука и современность: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 июня 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.211-213.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: