УДК 159.923:616-053.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ»

Сорокман Тамила Васильевна
Буковинский государственный медицинский университет

Аннотация
В статье рассматривается проблема профессиональной самоидентификации студентов высшего медицинского учебного заведения, в частности будущих врачей-педиатров. Показано, что профессиональная самоидентификация является одним из механизмов и в то же время детерминант становления профессионального самосознания личности врача-педиатра.

Ключевые слова: профессиональная самоидентификация, специальность «педиатрия», студенты


PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF MEDICAL STUDENTS IN THE SPECIALTY "PEDIATRICS"

Sorokman Tamila Vasilyevna
Bucovinian State Medical University

Abstract
Abstract. The problem of professional identity of students of higher medical educational institutions, in particular the future pediatricians. It has been shown that professional identity is one of the mechanisms and at the same time the determinants of formation of professional consciousness of the person pediatrician.

Keywords: professional identity, specialty "pediatrics", the students


Библиографическая ссылка на статью:
Сорокман Т.В. Профессиональная самоидентификация студентов-медиков по специальности «Педиатрия» // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5245 (дата обращения: 01.10.2017).

Современные тенденции в области образования, опираясь на принципы гуманизации и индивидуализации обучения, направленные в первую очередь на помощь в достижении каждой личностью, задействованной в учебном процессе, собственной социальной эффективности и успешности. Именно это является приоритетной задачей высшего учебного заведения [1, c.7].

Профессиональная сфера является одной из важнейших сфер жизнедеятельности личности. Это объясняется тем, что профессиональное развитие является неотъемлемой частью личностного развития человека. Так, например, как отечественные так и зарубежные ученые, указывают на то, что процессы самоактуализации и самореализации личности связаны именно с трудовой деятельностью [5, c.122; 8, c.10].

В общем, вопросами профессиональной самоидентификации и особенностями самосознания специалистов разных профессий занимались такие ученые как Агеев В.С., Эриксон Э., Зливков В.Л., Иванова А.Н., Кривоконь Н.И., Макаренко П.В., Маркова А.К., Панок В.Г., Чабан Л.Н., Чепалова Н.В., Ядов В.А. и другие.

Как и общая, профессиональная «Я-концепция» личности включает три основных компонента: когнитивный (представления о своих профессиональных способностях и возможностях, самоидентификация с представителями профессиональной группы и профессиональной деятельностью), эмоционально-оценочный (самоотношения к себе как к профессионалу, эмоциональная идентификация с профессиональной средой) и поведенческий (стремление быть понятным, определения стиля деятельности, повышение своего профессионального статуса, установление профессионального контакта с различными партнерами по профессиональному общению).

Известно, что приобретения профессии требует соответствующей подготовки, квалификации и предполагает овладение определенным объемом теоретических знаний и практических навыков в определенной области деятельности. Ученые, осуществляя всесторонний анализ сущности профессии, характеризует этот феномен как общность людей, занятых определенным видом труда; комплекс трудовых обязанностей; регламентированную организацию действий личности; необходимую для общества отрасль приложения физических и духовных сил человека; систему знаний, умений и навыков человека; логически связан набор возможных видов работ и т.п. [8, с. 24].

Основной целью профессиогенеза будущих медицинских работников в высшем учебном медицинском учреждении является формирование у студентов профессиональной компетентности. По мнению ученых, профессиональная компетентность объединяет шесть ее типов: 1) концептуальный (владение теоретическими основами профессии) 2) инструментальный (владение базовыми профессиональными навыками); 3) интегративный (способность сочетать теорию и практику) 4) контекстуальный (понимание социальной, культурной и экономической среды, где осуществляется профессиональная деятельность); 5) адаптивный (предвидение изменений, важных для профессии, готовность к ним); 6) межличностный (эффективное профессиональное общение). Таким образом, указанные понятия характеризуют человека, который в процессе специальной подготовки получил определенную профессию. Расширяя палитру признаков профессии к таким характеристикам относят также: выполнение ведущих функций, требующих высокой степени мастерства как в стандартных, так и в новых ситуациях деятельности; системность знаний и достижений, приобретенных в процессе длительного обучения, во время которого они интегрируются в профессиональные ценности; решения профессиональных ситуаций на основе полученных знаний и умений, предусматривающий свободу профессионалов в сочетании с их высокой ответственностью и общественным контролем.

Особый научный интерес представляет такая категория специалистов, как врачи-педиатры. Связано это с тем, что во-первых, сама специфика профессии требует от специалиста высокого уровня профессионализма, который невозможно сформировать без знания психологических детерминант, составляющих профессиональную картину мира. Во-вторых, современная система образования имеет существенные недостатки и не дает возможности студентам пройти профессиональную идентификацию и начать профессиональную деятельность с достаточным уровнем адаптированности к новым условиям такой деятельности. В-третьих, врач-педиатр взаимодействует с определенной возрастной категории пациентов – детьми. Это условие требует от медика владения дополнительной базой психолого-педагогических знаний, которым не уделяется значительного внимания на этапе подготовки будущих врачей-педиатров в вузах.

Современные исследования профессиональной картины мира врачей-педиатров также посвящены различным психологическим аспектам. Так, М. Романцов, И.Ю. Мельникова провели исследования с целью установления локуса контроля личности врача-педиатра [6, с.34]. Н.М. Матвеева в своей статье анализирует особенности взаимоотношений врача-педиатра и детей-пациентов, и отмечает, что необходимым условием высокого уровня профессионализма такого специалиста есть знания по возрастной психологии [2, 12]. В исследовании, посвященном оценке уровня удовлетворенности участковых педиатров своей работой (А. Долгова, М.В. Власова и др.), встановлено, что в сегодняшних условиях этот уровень очень низкий [3, 67]. А.А. Самойлик, А.А. Левкова исследовали ценностно-смысловую сферу как фактор успешности обучения студентов педиатрического факультета, обосновывая актуальность указанной проблематики тем, что результаты исследования позволят дифференцированно подойти к вопросу востребованности в различных лечебных учреждениях, а также определить ценностно-смысловые характеристики студентов педиатрического факультета для формирования устойчивой мотивации в профессиональной деятельности [7, 13].

Таким образом теоретический анализ проблемы формирования профессиональной картины мира врачей дает основания указывать, что научная мысль по этому вопросу не является окончательно сформированной, поскольку многие аспекты требуют исследования, освещения и систематизации. Обобщая существующие научные достижения, отметим, что понятие «профессиональная картина мира» является сложным образованием, включающим в себя несколько компонентов. Первый – это осознание индивидом себя в будущей профессии и выделение ее места в системе других профессий. Второй – ощущение таких категорий как пространство, время, движение, которые могут прямо не осознаваться человеком, но необходимые для интерпретации и оценки любой профессиональной ситуации. Третий – совокупность теоретических знаний, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности, специфическая система мышления.

Профессиональная картина мира врачей-педиатров включает в себя все три выше указанные компоненты, которые наполняются характеристиками, связанными со спецификой этой профессии [4, c.27].

“Самодвижение” личности будущего специалиста к “вершинам профессионализма” начинается с профессиональной подготовки, предусматривает формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач, и состоит из пяти основных стадий, а именно: 1) оптация, заключающаяся в формировании профессиональных и личностных намерений, мотивов на основе осознанного выбора профессии и с учетом индивидуально-психологических способностей; 2) субъективизация профессии  (раскрывается на основе рефлексивного содержания профессиональной деятельности в форме удовлетворенности работой, профессиональным выбором, сформированными профессиональными ценностями и т.п.); 3) профессиональная адаптация, которая основывается на процессе вхождения в профессию, усвоении новой социальной роли, профессиональном самоопределении, формировании личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности; 4) практически активная профессионализация – формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые направления образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности; 5) профессиональное мастерство, проявляющееся в ходе самореализации личности в профессиональной деятельности, но зарождается еще в процессе профессиональной подготовки.

Важным условием становления и сохранения идентичности человека является самоидентификация, однако, в отличие от процесса идентификации, где человек сравнивает себя с другими, в процессе самоидентификации происходит соотнесение себя с самим собой [2, c.65] В результате этого формируется представление о себе как о самотождественной, уникальной личности.

Одним из существенных уровней формирования идентичности, который преобладает в студенческой молодежи, является социально-профессиональных уровень самоидентифкации. Основываясь на проведенном анализе теоретических доработок можно отметить, что формирование профессиональной «Я-концепции» базируется на общей «Я-концепции», в процессе профессионального самоопределения личности, усвоении функционально определенных профессиональных ролей, вхождение личности в профессиональную среду и динамике оценки себя как специалиста.

Как и общая, профессиональная «Я-концепция» личности включает три основных компонента: когнитивный (представления о своих профессиональных способностях и возможностях, самоидентификация с представителями профессиональной группы и профессиональной деятельностью), эмоционально-оценочный (самоотношения к себе как к профессионалу, эмоциональная идентификация с профессиональной средой) и поведенческий (стремление быть понятным, определения стиля деятельности, повышение своего профессионального статуса, установление профессионального контакта с различными партнерами по профессиональному общению).

Необходимым условием профессиональной самоидентификации является непременное прохождение всех ее этапов, с присущими им особенностями, а именно:

1. Подготовительный этап – здесь происходит профессиональное самоопределение личности (учитываются представление о профессии, ее стереотипы и образы; мотивационный компонент выбора профессии, профессионально важные качества необходимы для ее овладения; определяется свое место в выбранной профессии, на основе учета требований к личности по конкретной специализации).

2. Этап принятия – готовность студента к выполнению профессиональных функций (осознание социальных профессиональных ролей и установок; сформированность индивидуальных стереотипов данной профессии, соотнесения их со взглядами, выработанными в обществе; сравнение системы личностных смыслов индивида относительно системы профессиональных ценностей).

3. Самореализация – уход от репродуктивного выполнения в пользу творческого (соотнесение человеком собственных жизненных целей, способностей, способностей с объективными возможностями их реализации в сфере труда, учет собственного уровня притязаний, опыта успеха и неудач в профессиональной деятельности).

4. Самосовершенствование – переход к потребности в самодиагностике, самопознании, профессиональная самооценка и тому подобное.

Вывод. Оптимизация профессиональной подготовки будущих медицинских работников в вузах предполагает определение и обоснование сущности процесса профессионализации студентов медицинского профиля и осуществления методологического анализа основных компонентов профессиогенеза будущих специалистов-педиатров. Профессиональная самоидентификация является одним из механизмов и в то же время детерминант становления профессионального самосознания личности врача-педиатра. Это в определенной степени осознанное (эмоционально насыщенное) ощущение принадлежности к категории врачей-педиатров. Главной задачей медицинского учебного заведения является создание максимально комфортных условий для интеграции студента в профессию врача-педиатра.


Библиографический список
  1. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. с англ. //СПб. : Питер, 2007.
  2. Матвеева Н.Н. Особенности взаимоотношения врача и детей-пациентов [Электронный ресурс] / Н.Н.Матвеева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2014. – Том 4. – № 5.
  3. Оценка удовлетворенности участковых педиатров своей работой [Электронный ресурс] / Е.М. Долгова, М.В. Власова, М.В. Еругина [и др.] // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2013. – Том 3. – № 10.
  4. Пєхота О. М. Особистісно орієнтоване навчання: підготовка вчителя: монографія / О. М. Пєхота, А. М. Старєва //Миколаїв: Іліон. – 2005.
  5. Пашукова Т. І. Практикум із загальної психології / Т. І. Пашукова. – К.: Знання. − 2011.
  6. Романцов М.Г. Локус контроля личности врача-педиатра / М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10.
  7. Самойлик О.А. Ценностно-смысловые детерминанты успешности обучения студентов-педиатров / О.А. Самойлик, Е.А. Левкова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1.
  8. Davis M.S. Variation in patient’s compliance with doctor’s advice: an empirical analysis of patterns of communication /M.S. Davis Amer. Journal of Public Health and Nation’s Health (New York). – Vol. 58. №2, 1998.


Все статьи автора «Cорокман Тамила Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: