УДК 378.095

РАЗНООБРАЗИМ МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА: МЕТОДЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЛОКНОТА И МУЗЕЙНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Глобин Андрей Николаевич1, Крылова Мария Николаевна2
1Азово-Черноморский инженерный институт, кандидат технических наук, доцент, декан агротехнологического факультета
2Азово-Черноморский инженерный институт, кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье рассмотрены два метода инженерного творчества: метод коллективного блокнота и метод музейного эксперимента. Они эффективны при изучении студентами технического вуза дисциплины «Инженерное творчество», так как являются оригинальными методами, способными привлечь внимание студентов и стимулировать их учебную активность. Цель данных методов – развивать у студентов умения творчески мыслить и самостоятельно находить нестандартные решения сложных исследовательских задач технического характера.

Ключевые слова: инженерное творчество, метод инженерного творчества, метод коллективного блокнота, метод музейного эксперимента


MAKING THE METHODS OF ENGINEERING CREATIVITY MORE DIVERSE: THE METHODS OF COLLECTIVE NOTEPAD AND MUSEUM EXPERIMENT

Globin Andrey Nikolaevich1, Krylova Maria Nikolaevna2
1Azov-Black Sea Engineering Institute, Ph.D., Associate Professor, Dean of the Faculty of Agrotechnological
2Azov-Black Sea Engineering Institute, PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
This article two methods of engineering creativity are reviewed: the method of collective notepad and museum experiment. They are effective in the process of learning course "Engineering Creativity" by students technical university, as are the original methods able to attract the attention of students and stimulate their learning activity. The purpose of these methods – to develop students' ability to think creatively and find their own nonstandard solutions to complex research technical problems.

Keywords: engineering creativity, method of collective notepad, method of museum experiment, the method of engineering creativity


Библиографическая ссылка на статью:
Глобин А.Н., Крылова М.Н. Разнообразим методы инженерного творчества: методы коллективного блокнота и музейного эксперимента // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5428 (дата обращения: 14.07.2023).

В современных условиях, когда профессиональная пригодность инженера нередко определяется его умением творчески подходить к инженерной задаче, умением находить и обосновывать наиболее эффективные в техническом и экономическом смысле решения, обучение инженерному творчеству и его разнообразным методам в вузе, когда формируются основные профессиональные компетенции будущего выпускника, становится всё более актуальным. Современное общество характеризуется как техногенное, и «специалисты-инженеры занимают в складывающейся социотехнической реальности все расширяющуюся нишу и, как следствие, играют возрастающую роль в динамике современного общества» [1].

Существуют традиционные методы инженерного творчества, к которым можно отнести метод «мозгового штурма», эвристический метод, метод контрольных вопросов и другие. Их систематическое использование составляет основу инженерного творчества. Однако для того чтобы творчество было более эффективным, необходимо разнообразие его методов и поиск менее часто используемых, а от этого более привлекательных для студентов методов. Один из них – «конференция идей» – уже был рассмотрен нами ранее [2]. Цель данной статьи – раскрыть основные положения двух оригинальных методов инженерного творчества: метода коллективного блокнота и метода музейного эксперимента.

Несмотря на то, что методы инженерного творчества получили сегодня довольно глубокое изучение в статьях [3], [4], [5], учебных пособиях [6], [7], [8] и диссертационных работах [1], методы коллективного блокнота и музейного эксперимента освещены исследователями недостаточно.

Цель метода коллективного блокнота – стимулировать творческую активность группы лиц, в нашем случае – студентов, осваивающих основы инженерного творчества в процессе преподавания дисциплины «Инженерное творчество» в Азово-Черноморском инженерном институте. Метод основан на оперативном фиксировании спонтанно возникших у отдельных членов группы идей с последующей коллективной их оценкой и дальнейшим развитием и доработкой идеи, оказавшейся удачной.

Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом творческой группы с коллективной их оценкой и выработкой решения. На практике это осуществляется следующим образом. Каждый член студенческой группы получает блокнот, в котором в общих чертах, без детализации, изложено содержание технической (инженерной) проблемы. В блокноте также приведены все необходимые исходные и технические данные, позволяющие студентам уяснить суть проблемы. Информированность в процессе применения данного метода очень важна, так как она обеспечивает выдвижение наиболее адекватных идей. В течение месяца каждый член группы ежедневно и независимо от других ее участников записывает в блокнот возникающие у него в связи с рассматриваемой проблемой мысли. Важно подчеркнуть, давая целевую установку, необходимость записывать что-то, связанное с решением проблемы, именно каждый день. Суть в том, что студент тратит на запись несколько минут, а на её обдумывание – все оставшиеся сутки. Затем каждый дает оценку этих идей для принятия решения по рассматриваемой проблеме. Наряду с этим в тот же блокнот заносятся предложения, наиболее целесообразные для исследования на следующем этапе работы. Кроме того, в блокноте отмечаются идеи, которые касаются вопросов, второстепенных для основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения проблемы.

Затем участники обсуждения сдают блокноты координатору (наиболее подготовленному студенту или, в отсутствие такового, преподавателю) для подготовки на основе содержащихся в них материалов развернутой обобщающей записки. Естественно, что координатор должен быть не только специалистом в соответствующей области, но и творчески мыслящим человеком. Затем следует этап окончательного творческого обсуждения, на котором рассматривается детально обобщающая записка координатора. На этом этапе может использоваться мозговой штурм или другой метод стимулирования творческой активности.

Как видим, применение метода коллективного блокнота связано с достаточно значительным временем. Как показал опыт, удобно дать задание с использованием данного метода на одном из практических занятий по инженерному творчеству, затем сделать предварительный контроль ведения поисковой работы студентами (примерно через две недели). Время для глубокого изучения и разностороннего рассмотрения проблемы должно быть достаточным, но не избыточным. Через месяц интерес студентов к использованию метода начнёт угасать, поэтому примерно через четыре недели должно состояться завершающее практическое занятие.

Метод коллективного блокнота позволяет зафиксировать и собрать все предложения, возникающие у членов исследовательской группы во время обсуждения технической проблемы и вне его. Творческая активность у каждого человека, в силу его индивидуальных особенностей, проявляется в разное время суток и в разных условиях: для кого-то удобно вести записи рано утром, для кого-то – поздно вечером, кому-то идея придёт во время шумной вечеринки, кому-то – в общественном транспорте. В силу возможности глубоко обдумать проблему без ограничения во времени, предложения отличаются, как правило, большей практичностью и более широким спектром предложений. Однако выход на оптимальное решение не может быть полностью гарантирован.

В процессе использования метод не вызывает особых затруднений, а практический навык его применения у студентов формируется в процессе работы. При соответствующей подготовке особых трудностей в применении метод не вызывает. В стратегии поиска инженерного решения метод может играть основную или вспомогательную роль. Специального информационного обеспечения не требуется, поскольку метод рассчитан на случайные ассоциации. Количество участников не регламентировано, что важно в условиях обучения в вузе, когда группа может включать разное количество студентов. Высокий профессионализм участников повышает уровень предполагаемых решений, но сужает поле поиска, так что недостаток опыта и профессионализма у студентов успешно компенсируется их энтузиазмом и свежестью мышления. Организация работы ведущего сводится к четкой постановке задачи и систематизации предложений. При этом вероятность выхода на оптимальные (оригинальные) решения достаточно высокая.

Метод коллективного блокнота рекомендуется для решения следующих задач:

-     поиск функционально-схемных, пространственно-компоновочных технологичных конструкторских решений;

-     разработка и совершенствование технологических процессов изготовления изделия;

-     поиск дизайн решений;

-     обновление ассортимента и разработка орудий трудовым коллективам, для индивидуальной трудовой деятельности, приусадебных участков и товаров народного потребления;

-     поиск путей автоматизированного изготовления изделий, обходных кон­структорских решений и новых сфер применения инженерных решений в условиях маркетинговой деятельности предприятий.

Среди условий, в которых можно решать задачи, используя данный метод, можно назвать применение метода для решения единичных и многократно решаемых однотипных задач. Также важно, что состав группы остается постоянным до конца решения одной из задач, но может меняться частично или полностью для решения другой задачи. Кроме того, в группу должны входить более подготовленные участники, являющиеся специалистами в решаемом вопросе и в других областях. В методологии поиска глубокие знания не обязательны, что удобно для применения метода коллективного блокнота в студенческой группе, члены которой пока дипломированными специалистами не являются.

Цель метода музейного эксперимента – активизировать сознание студента для поиска конкретных технических решений. В процессе поиска используются музейные экспонаты, технические решения, реализо­ванные в изделиях прошлых лет (веков, тысячелетий).

Метод предложен группой специалистов по синектике в 1970 году. Особенность его заключается в следующем. Учебная группа посещает музей истории техники и осматривает натуральные экспонаты древних культур эскимосов, полинизейцов, индейцев, африканских народностей, скифов, кельтов и т. д. При этом изучаются технические объекты и отбираются те из них, которые производят наибольшее впечатление техническим совершенством и оригинальностью для своего времени. Эти объекты и принципы их действия тщательно изучаются с точки зрения выполняемых ими функций.

После возвращения из музея делается попытка реконструировать возможный ход мысли древнего изобретателя. Реконструкция осуществляется по схеме синектического процесса в письменном виде. Разрешается использовать только те понятия, термины и объекты, которые были известны во время создания изобретения.

Чаще всего на практике метод музейного эксперимента используется лишь для обоснования концепций синектики. Однако он может иметь более широкое применение. Следует обязательно объяснить студентам, что технический прогресс осуществляется по закону спиралевидного развития. Однажды найденное техническое решение входит в золотой фонд технического творчества, к которому человек периодически возвращается на более высоком витке развития, в иных условиях, располагая уже другими техническими возможностями. По этой причине изучение истории создания древних изобретений нередко может способствовать созданию высокоэффективных современных изобретений. Это объясняется и другими причинами. Случается, что уже давно найденные в человеческой практике инженерные способы и конструкции оказываются забытыми. Особый интерес представляют поиск древних изобретений, которые не получили широкого внедрения.

Музейный эксперимент можно проводить с разными экспонатами. Перспективно также изучение археологических, палеонтологических находок, осмысление строения древних животных и растений – как аналогий-прототипов современных технических устройств.

Метод музейного эксперимента имеет сходные с методом коллективного блокнота характеристики и применение. Отличие заключается в использовании специального информационного обеспечения в виде музейных экспонатов и заданных технических решений, выступающих в роли подсказок. В сопоставлении с методом коллективного блокнота сужается сфера поиска, зато конкретизируется задача и более точно задаётся направление изысканий. В этой связи можно отметить также сходство метода музейного эксперимента с эвристическими методами, хотя эвристика – обычная и даже, можно сказать, обязательная составляющая любого инженерного творчества. Метод не гарантирует на все сто процентов выход на рациональное решение, но является хорошим дополнительным приемом и может быть использован в сочетании с другими методами, в частности, с методом коллективного блокнота, при построении стратегии поиска.

Метод музейного эксперимента может быть рекомендован для решения следующих задач:

-     поиск функционально-схемных, пространственно-компоновочных и технологических решений;

-     разработка и совершенствование технологических процессов изготовления изделий;

-     поиск дизайн решений;

-     обновление ассортимента и совершенствование сельхозинвентаря и сельхозорудий, товаров народного потребления;

-     поиск путей автоматизированного изготовления изделия и обходных конструктивных решений;

-     поиск новых сфер применения инже­нерных решений.

Метод универсален и предполагает самое различное применение. Его рекомендуется использовать и для решения единичных задач, и применять многократно для решения однотипных задач. Состав группы исследователей, использующих данный метод, может быть постоянным или переменным с постоянным ядром, что очень удобно для использования в студенческой группе. Для решения конкретной задачи поиск осуществляется в одиночку или коллективно, желательно, с группой, хорошо владеющей рассматриваемым вопросом и знакомой (хотя и не обязательно) с методикой поиска. Время для анализа должно ограничиваться, например, временем в две недели (до следующего практического занятия).

Умение творчески мыслить, самостоятельно находить нестандартные решения сложных исследовательских задач технического характера – одно из важнейших профессиональных умений, получаемых студентом в техническом вузе и развиваемых им затем в течение всей жизни. Инженерное творчество – база плодотворной инженерной деятельности. Методы коллективного блокнота и музейного эксперимента рассчитаны на применение при изучении инженерного творчества как оригинальные методы, способные привлечь внимание студентов и стимулировать их учебную активность.


Библиографический список
  1. Гаврилина Е.А. Инженерное творчество в информационном обществе: типология, динамика, критерии оценки инженерной компетентности: автореферат дис. … канд. филол. наук: 09.00.11. М., 2006. 25 с.
  2. Глобин А.Н., Крылова М.Н. Конференция идей как метод инженерного творчества // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4725 (дата обращения: 21.2.2016).
  3. Гавриленко А.В., Буханец Д.И. Системная организация поиска новых решений в ходе инженерного проектирования // Новые исследования в разработке техники и технологий. 2014. № 2. С. 32-39.
  4. Золотарев П.В., Киселёва Э.А. Инженерное творчество // Молодежный научно-технический вестник. 2015. № 8. С. 47.
  5. Каменева Н.А. Развитие творческих способностей студентов высшего профессионального образования // В мире научных открытий. 2010. № 1-2. С. 197-204.
  6. Аверченков В.И., Малахов Ю.А. Методы инженерного творчества: Учебное пособие Брянск: Брянский гос. техн. ун-т, 2012. 110 с.
  7. Будник П.В. Методы инженерного творчества: Учебное пособие. Петрозаводск: Verso, 2014. 20 с.
  8. Методы инженерного творчества: Учебно-методическое пособие / Сост. А.И. Карманчиков. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2012. 174 с.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: