Привнесение в процесс обучения в высшей школе дистанционных и электронных технологий становится неотъемлемой частью современного развития высшего образования в России [1,2]. Однако, такого рода технологии, как правило, носят пока не повсеместный характер, а сложности их реализации на практике зачастую решаются каждым преподавателем (разработчиком курсов) заново, в связи с отсутствием установленных рекомендаций и правил в системе e-learning.
Наличие свободного доступа к материалам предмета вне стен вуза с одной стороны дает возможность изучения предмета в удобное для студента время, помимо времени учебу, но с другой стороны исключает необходимость студента находится в вузе во время проведения таких занятий. Решение данного казуса возможно лишь при ограничение неких составных частей обучения в дистанционной электронной форме.
Такого рода ограничения могут иметь разную природу и основу, рассмотрим основные из них:
Ограничение основной информацией.
В данном случае проектируемый курс содержит лишь основные сведения в каждой теме предмета. Видимыми преимуществами для студента будет исключение необходимости непосредственного фиксирования информации во время лекции, преимуществом для преподавателя станет возможность выдать больший материал или же в большей степени остановиться на разборе предлагаемого материала за аналогичный промежуток времени. Однако такой подход, как показывает практика, не всегда приводит к положительному эффекту, низкий уровень внимания обучающихся, связанный с отсутствием необходимости фиксировать данные может свести обозначенные плюсы к нулю. Таким образом объем и количество информации представляемое студентам в сжатой и тезисной форме должны быть заранее определены для соблюдения нужного равновесия.
Ограничение пояснений решения практических задач.
При выполнении практических заданий важным элементом является методика, объясняющая ход решения той или иной задачи. При составлении задач и подборе методов решения важным является возможность выбора студентом того или иного хода решения задачи. В случае дисциплин, предполагающих поиск дополнительной информации, например, нормативной документации в той или иной области знаний, наличие таковой документации в значительной степени упрощает процесс решения задачи приводя его к замене переменных константами, таким образом решение задачи сводится к механическим действиям не требующих высоких когнитивных способностей. Введение ограничений в пояснениях к заданиям в значительной степени снизит вероятность решить задачу. Выходом для студента в данном случае будет альтернативный выбор: затрата большего времени на самостоятельный разбор задания или же консультирование с преподавателем. Каждый из представленных вариантов имеет свои преимущества и недостатки, однако наименьшим по количеству затрат (временных и умственных) предпочтительным для студента будет вариант консультирования, что наиболее целесообразно непосредственно в процессе обучения.
Представленные методы являются одним из вариантов решения задачи дисциплины в учебном процессе при применении дистанционных и электронных видов обучения, однако данные варианты не в полной мере могут решить рассматриваемою задачу без применения их со стандартными педагогическими методиками.
Библиографический список
- Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования: положительные и отрицательные стороны МООС//Успехи современного естествознания. 2015. № 3. C. 199-204.