УДК 372.881.161.1

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ 2 НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморский инженерный институт
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье приводятся советы учащимся, касающиеся выполнения части 2 на едином государственном экзамене по русскому языку. Советы касаются структуры, содержания и языкового оформления сочинений, особенностей подготовки к их написанию. Автор, эксперт по проверке части 2 в течение нескольких лет, исходит из собственного опыта и советует, как написать сочинение именно так, чтобы эксперт его высоко оценил.

Ключевые слова: аргумент, ЕГЭ, Единый государственный экзамен, задание 25, композиция, русский язык, сочинение, часть 2


TRAINING OF PUPILS 11 CLASSES TO CARRY OUT PART 2 ON THE USE IN RUSSIAN: ADVICES TO PUPILS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea Engineering Institute
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
The article presents advices to pupils regarding the fulfillment of the part 2 on the uniform state exam in Russian language. Advice are relating to the structure, content and language of works, to features of prepare to their writing. The author, an expert in testing part 2 in a few years, based on their own experiences, gives the advises how to write an essay so that the experts praised the work.

Keywords: composition, essay, Russian language Part 2, task 25, Unified State Examination, USE


Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Подготовка учащихся 11-х классов к выполнению части 2 на ЕГЭ по русскому языку: советы учащимся // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5470 (дата обращения: 26.05.2017).

Выполнение задания 25 (части 2, ранее – задания С) на едином государственном экзамене по русскому языку в 11-м классе средней школы – это создание собственного текста-рецензии на основе исходного текста, или развёрнутый письменный ответ по поставленным к исходному тексту вопросам. Можно много спорить о достоинствах и недостатках этого типа задания. Нам представляется разумным и логичным мнение о значении данного задания учителя-практика Е.А. Бушман: «Думаю, в современных условиях “минимизации языка” просто необходимо уметь грамотно и толково формулировать свою точку зрения по любому вопросу» [1, с. 56].

Проверить часть 2 с помощью компьютера, как задания части 1, невозможно, поэтому создаётся группа экспертов, в которую входят учителя средних школ, преподаватели образовательных учреждений среднего и высшего образования. Каждая работа проверяется двумя никак между собой не связанными экспертами, в случае небольшого расхождения между их оценками выбирается та оценка, которая выше, а в случае большого расхождения – назначается третья экспертиза наиболее опытного специалиста. С каждым годом коллектив экспертов становится всё более объективным, и не только потому, что нарабатывает опыт, а ещё и в результате постепенного отсеивания экспертов, показавших себя менее компетентными.

В течение нескольких лет автору статьи довелось быть экспертом по проверке части 2. Экспертиза проводится в областном центре, работы поступают экспертам анонимно, они распределены по вариантам, каждой присвоен номер. При проверке каждого сочинения эксперт выставляет 12 оценок по различным критериям. Это оценки в 2-3 балла максимум, общее количество баллов может составить от 0 до 24.

Работая в качестве эксперта, автор имел возможность сравнить работы последних лет, проследить динамику. Можно отметить две тенденции, прямо противоположные.

Во-первых, стало больше хорошо подготовленных работ, за которыми чувствуется рука учителя. То есть многие преподаватели русского языка уже научились готовить учеников к сочинению, а ученики – научились слышать своих учителей и правильно готовиться к экзамену. Складывается более благоприятное впечатление о композиции текстов учащихся. Стало больше сочинений, достаточных по объёму (150-300 слов), а работ в 70-150 слов, оценка за которые по ряду критериев снижается, меньше.

Во-вторых, значительная часть работ (хотя и менее половины) выполнена так, словно учащийся вообще не знал, что такое задание 25 и как его выполнять. По-прежнему есть учащиеся, просто переписавшие исходный текст без комментариев. Наши наблюдения показывают, что многое уже достигнуто, но многому ещё надо учиться.

Подготовка учащихся к выполнению задания С стала предметом обсуждения преподавателей и методистов сразу после введения такой формы экзамена [2]. Для исследователей несомненно, что во многом качество подготовки старшеклассника зависит от педагога, в частности, Ю.Б. Пикулева отмечает: «Чтобы предупредить замешательство, панику при встрече с незнакомым материалом, учителю необходимо отработать с учениками все возможные варианты, а лучше всего – внедрить в сознание своих учеников алгоритм выполнения подобного творческого задания» [3, с. 25].

Но многое зависит и от самих учащихся. Поэтому мы предлагаем несколько советов одиннадцатиклассникам, которым предстоит в этом учебном году сдавать ЕГЭ и, в частности, выполнять задание 25. Учитель русского языка может, неизменно или немного изменив в соответствии со своим опытом, поместить эти советы, к примеру, на стенде в кабинете русского языка или на школьном сайте.

  1. Не отказывайтесь от задания 25. Возможно, вы и без его выполнения, только за задания 1-24, наберёте необходимый вам минимум баллов. Но, даже если часть 2 даст вам всего лишь 1-5 баллов, – это не значит, что его не нужно писать. Что если именно этих баллов вам не хватит? И, кстати, задание 25 не страшно неграмотным ученикам. Выполняя его, вы можете потерять не более шести баллов за орфографические и пунктуационные ошибки и не более четырёх – за речевые и грамматические. То есть, даже если вы полностью безграмотны, то имеете шанс заработать целых 13 баллов!
  2. Уделите в этом учебном году русскому языку немного больше внимания, чем обычно. Исследователи отмечают, что «подготовка к ЕГЭ изменила мотивацию и настроила учащихся на более серьёзное отношение к урокам русского языка, к повторению и обобщению изученного материала» [4, с. 111]. Пусть эти слова будут и о вас.
  3. Внимательно изучите критерии оценивания, запомните их и ориентируйтесь на них, создавая свой текст. Не думайте, что эти критерии нужны только учителям, для вас они – инструкция по написанию работы.
  4. Не стоит участвовать в мошенничестве, всё равно – с привлечением взрослых или без. С каждым годом всё более велика вероятность того, что факт мошенничества станет явным, и неприятности в данном случае ждут не только вас, но и ваших родителей, учителя, школу. Кстати, странно выглядит, когда учащиеся дословно приводят длинные цитаты известных людей, называют имена и отчества не самых знаменитых писателей и приводят другие точные сведения.
  5. Правильный объём сочинения – 150-300 слов, а идеальный, оптимальный – 150-160. По объёму это лист – полтора листа, в зависимости от почерка. Не пишите больше, не стремитесь к максимальному объёму. Во-первых, вы не допустите лишних ошибок, во-вторых, будете иметь возможность больше поработать над сочинением, в-третьих, не станете раздражать проверяющих слишком длинной работой. Но обязательно пересчитайте слова, дописав черновик, проследите, чтобы их было не менее 150!
  6. Учитесь вдумываться в содержание исходного текста, выделять его идею. Иногда основная мысль содержится в последнем абзаце, и учащиеся просто не дочитывают текст до конца.
  7. Не надо проводить языковой анализ исходного текста. В одном из первых вариантов выполнения задания 25 (тогда задание С) было такое требование, но оно уже давно отменено, а контроль данного умения учащихся перенесён в часть 1. Тем не менее до сих пор встречаются сочинения, в которых такой анализ присутствует. Он отнимает время у учащихся и проверяющих и служит источником ошибок, которых можно было избежать.
  8. Не нужно, если не уверены, указывать тип текста (описание, повествование, рассуждение). Во многих работах он определён неверно. А ведь этой ошибки можно было избежать, просто не называя тип, так как это необязательно.
  9. Высказывайте собственное мнение, даже если оно расходится с мнением автора исходного текста. Как отмечают учителя-практики, «некоторые педагоги на практике советуют учащимся не спорить с автором, соглашаться с его мнением, так как доказать противоположную точку зрения им будет сложно» [5, с. 2]. Однако комиссия экспертов по проверке относится к этому расхождению нормально, правда, тогда ученику сложнее аргументировать свою позицию. А это обязательно. Не любите читать – будьте искренни, не бойтесь честно написать об этом, но при этом убедительно доказать. Ни в коем случае при этом нельзя унижать автора исходного текста фразами типа: «Я считаю, что автор неправ». Можно сказать иначе: «Автор доказывает свою точку зрения очень убедительно, но я всё же не могу с ним полностью согласиться». Кстати, учащиеся нередко очень оригинальны в своих суждениях. К примеру, после анализа текста о том, что читательская культура – показатель интеллигентности, что и президентов неплохо бы выбирать в зависимости от того, что они прочитали, старшеклассник даёт такой комментарий: «Хотелось бы дать совет нашему президенту: уделять внимание больше Диккенсу, чем Обаме».
  10. Лучше вообще никак не называйте автора (публицист, писатель, сатирик и т. д.), если не уверены в своей правоте. Пишите просто «автор» или называйте фамилию. Иначе появляются шедевры вроде «гениальный русский писатель А. Шорохов» (ученик явно спутал М. Шолохова и поэта и публициста А. Шорохова), «знаменитый философ Бродский», «неизвестный мне автор Бродский» и т. п. Кстати, если после текста фамилия автора стоит в дательном падеже, например: «По А. Яшину», «По В. Далю», то обязательно в нескольких работах встретится: «Автор текста А. Яшину», «Далю в своём тексте хотел сказать…».
  11. Научитесь выстраивать работу композиционно. Сочинение должно иметь вступление, связанное с основной мыслью, формулировку одной из проблем текста с комментарием и отражением позиции автора, аргументированное изложение собственного мнения (2 аргумента) и вывод, который может содержать призыв, раздумья, риторический вопрос и т. д. Каждая часть должна начинаться с красной строки. И вступление, и заключение – обязательные и яркие части сочинений! Пример вступления: «С давних времён природа поражала человека своей красотой, восхищала и завораживала, заставляла благоговеть перед нею и подражать ей…».
  12. Не приводите больше двух аргументов своей точки зрения, так как всё равно учитываются и оцениваются только первые два. Приводя третий и последующие аргументы, вы лишь отнимете время у себя и проверяющих, а возможно, превысите требования к размеру сочинения. Вместо этого – продумайте и сделайте более качественными два требуемых по условиям задания аргумента, так как «грамотная аргументация суждения – показатель умственной и культурной зрелости учащихся» [6, с. 38]. При этом помните, что один из аргументов должен быть взят из литературы – художественной, публицистической или научной. Кстати, литература не обязательно может быть просто источником для аргумента. Когда она вам близка, то «произведение становится поводом для личного размышления о литературе и вместе с тем – о времени и о себе» [7, с. 21]. Если же вам никак не придёт в голову второй аргумент (из своей жизни, жизни окружающих), то его можно и придумать, ведь эксперты не знакомы с вами лично и не смогут проверить точность информации. Это не мошенничество, а маленькая хитрость. Между аргументами делайте переходы, выделите каждый в отдельный абзац, начните словами «во-первых», «во-вторых».
  13. Цитировать большие отрезки при объяснении содержания текста не надо. Многие работы начинаются так: «Автор считает, что…» и далее цитата размером в пару абзацев. Лучше пересказать кратко, своими словами, вставив при этом небольшую цитату.
  14. Не забывайте, что создаваемый вами текст должен быть выразительным. Вы потеряете целых 2 балла, если не будете использовать сравнений, метафор, риторических восклицаний и других средств выразительности, если лексика и грамматический строй сочинения будут бедными и однообразными. Определитесь с тем, какое именно средство выразительности является для вас наиболее привлекательным (простым в использовании, понятным) и применяйте его в каждой тренировочной работе, постепенно доводя до совершенства.
  15. Вооружитесь клише, которые помогут вам написать каждую из частей сочинения, соединить части между собой, сделать вывод. Эксперты нормально относятся к клише, как к признаку того, что учащийся работал при подготовке к ЕГЭ с хорошим педагогом. Разработайте (запишите за учителем) систему клише, даже заучите. К примеру,
  • текст построен на авторских размышлениях на тему…;
  • горьким упрёком (болью, радостью) звучат слова…;
  • мне кажется, автор полностью прав (не совсем прав)…

Один из примеров алгоритма написания сочинения и речевых моделей для каждой его части приведён, к примеру, в статье Е.А. Бушман [1, с. 56-58]. В идеале каждый ученик должен иметь свои клише, тогда работы не будут однообразными.

  1. И, наконец, не бойтесь экспертов! Они – обычные люди, преподаватели, учителя и мамы (реже папы), и они максимально доброжелательно настроены по отношению к каждому из вас, проверяя работы. При любых колебаниях эксперт принимает решение в пользу ученика.

В заключение несколько реальных отрывков из сочинений части 2:

«Я читаю текст и думаю, как же его можно давать на экзамене…».

«Тема этого текста мне вполне ясна, впрочем, как всегда».

«Передайте привет Путину. Скажите, что мы живём хорошо».

«Мне кажется, автор написал этот текст специально».

«Роман Достоевского “Горе от ума”».

«Хочется привести цитату классика, но не помню, поэтому не приведу».

«Миклуха Маклаевич».

«Здравствуй, мой дорогой друг преподаватель. Я хочу, чтобы, читая сочинение, вы почувствовали себя своим по отношению ко мне».

«Не читая книги, хотя бы одну, человек себя губит».

«Я свою позицию с автором разделяю».

«За свою малогодовую жизнь я…».

«Не очень-то природа отблагодарила М. Пришвина…».

«Текст рассчитан на большую толпу читателей».

«Я с ним несогластно».

«Монолиза».

«Мы, великие…».

«Ветераны второй великой Отечественной войны».

«Будённовский проспект назван в честь Будённовского».

«Дорогой преподаватель, добавь мне, пожалуйста, один балл за сочинение. Если дама, то целую, если мужик, жму руку».

Конечно, подобные фразы очень развлекают экспертов, делают процесс проверки задания 25 не таким рутинным и утомительным. Но всё же постарайтесь, чтобы в вашем сочинении таких опусов не было!

И помните: методистам, учителям, родителям ЕГЭ можно хвалить и ругать; вам же нельзя делать ни того, ни другого просто потому, что вы не должны отвлекаться от своей основной задачи в текущем (или в каком-то из следующих) учебном году – хорошо сдать единый государственный экзамен по русскому языку.

Удачи вам в этом!


Библиографический список
  1. Бушман Е.А. Часть «С» ЕГЭ: проблемы, поиски, находки // Образование в современной школе. 2009. № 7. С. 56-58.
  2. Седых Н.С., Ванецян Л.Р., Бойчук Л.Б., Котов С.А. Фантазии Фарятьева под музыку ЕГЭ // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2005. № 8. С. 20-23.
  3. Пикулева Ю.Б. Логический анализ текста (ЕГЭ по русскому языку – задание С) // Филологический класс. 2008. № 19. С. 25-30.
  4. Мусаева В.А. Корректность тестов и критериев проверки ЕГЭ по русскому языку // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 111-114.
  5. Антамошкина З.С. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: написание части С //
    Современная педагогика. 2013. № 8 (9). С. 2.
  6. Доронина В.В. Обучение учащихся навыкам аргументации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // Образование в современной школе. 2011. № 2. С. 38-43.
  7. Айзерман Л.С. Есть ли смысл в сочинении о смысле жизни // Литература в школе. 2015. № 11. С. 21-25.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: