УДК 37

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Феофилова Марина Руслановна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
студентка факультета Психологии и социальной педагогики

Аннотация
В данной статье мы попытались определить роль творчества в профессиональной деятельности социального педагога, а так же описали результаты исследования по проблеме готовности выпускников педагогического вуза к творческой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовности к профессиональной деятельности, педагогика, социальный педагог, творчество


TO THE PROBLEM OF STUDYING OF A ROLE OF CREATIVITY IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE SOCIAL TEACHER

Feofilova Marina Ruslanovna
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov State University of Economics
student of psychology and social pedagogic faculty

Abstract
In this article we have tried to define a creativity role in professional activity of the social teacher, and have also described results of research on a problem of readiness of graduates of pedagogical higher education institution for creative professional activity.

Keywords: creativity, pedagogic, readiness for professional activity, social teacher


Библиографическая ссылка на статью:
Феофилова М.Р. К проблеме изучения роли творчества в профессиональной деятельности социального педагога // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5520 (дата обращения: 28.05.2017).

Современное поле деятельности социального педагога подвержено изменениям, связанным с социальными общественными процессами. В связи с нестабильной обстановкой в обществе на специалиста возлагаются большие надежды в сфере решения проблем поддержки наименее защищенной части общества – детей, оставшихся без попечения родителей; людей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Деятельность социального педагога имеет высокий уровень значимости для общества: педагог, являясь примером для подражания, неформальным лидером для воспитанников, вносит весомый вклад в развитие подрастающего поколения.

Следовательно, актуальность данной проблемы заключается в том, что каждый объект социально – педагогической деятельности, как и его проблема, уникален, и требует индивидуального и, как следствие, творческого подхода при взаимодействии с ним социального педагога.

Какова роль творчества в профессиональной деятельности социального педагога?

Цель нашего исследования – продиагностировать степень готовности студентов – бакалавров к творческой профессиональной деятельности.

В процессе исследования мы использовали следующие методы: анализ литературы; диагностика уровня невербальной креативности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.); количественно-качественный анализ результатов.

Исследование проводилось на факультете психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» с группой студентов 4 курса (всего 25 человек).

Педагогическая деятельность невозможна без творческого подхода к решению проблем. Связанно это с тем, что каждый клиент социального педагога уникален, как и его проблемы, что влечет за собой необходимость построения индивидуальной стратегии взаимодействии и помощи каждому подопечному. Поэтому творческую активность считают неотъемлемым компонентом профессиональной культуры педагога, предполагающей инновационную интерпретацию опыта других педагогов и изобретение качественно новых способов взаимодействия с воспитанниками, а так же принятие на себя ответственности за последствия своей деятельности.

Исаев В.Ф. выделяет творческую активность личности как один из критериев сформированности профессионально-педагогической культуры   [1 , с.103-104].

Так же автор, наравне с  адаптивным, репродуктивным, эвристическим,  выделяет креативный уровень сформированности профессионально-педагогической культуры. Сущность данного уровня заключается в том, что в решении социально-педагогических задач важную роль играют  импровизация, педагогическая интуиция и воображение [1 , с.104-106].

Симоненко В.Д. и Ретивых М.В., среди компонентов профессиональной культуры педагога, выделяют личностно-творческий компонент, который предполагает, что педагогическая деятельность невозможна без творчества, которое необходимо развивать. Предположили, что педагогическое творчество раскрывается в самореализации педагога           [2,с.34-39].

Для продуктивной деятельности педагогу нужна свобода, в которой он сможет самореализоваться. В свою очередь, в творческой деятельности максимально организованы условия для самовыражения специалиста. Так же не стоит забывать, что творчество – динамическая составляющая профессиональной культуры, которую нужно постоянно развивать. По мнению ученых, развитие творчества наиболее интенсивно происходит в процессе взаимодействия  субъекта и объекта педагогического процесса [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая деятельность невозможна без творчества, которое постоянно необходимо развивать. А  для продуктивной деятельности и использования творческого подхода педагогу необходима достаточная профессиональная свобода.

На этапе эмпирического исследования перед нами стояла задача – выявить степень готовности студентов-бакалавров выпускного курса к творческой деятельности. Для этого мы использовали методику диагностики уровня невербальной креативности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.). Респондентам  предлагалось завершить 10 изображений. Мы проводили анализ полученных изображений по шкале, предложенной авторами методики.

Разработчики методики, по результатам диагностики, выделяют нормы по возрастным категориям: для учащихся 4-8 классов (9-14 лет) – от 5 до 13 баллов; для учащихся 9-11 классов(14-17 лет) – от 7 до 14 баллов; для студентов и взрослых( от 17 лет) – от 6 до 14 баллов.

Получены следующие данные:

1) Набравшие меньше нормы – 1 человек (4%);

2) Набравшие больше нормы – 4 человека (16%);

3) Результаты в рамках нормы- 20 человек (80%).

Хотелось бы отметить, что были работы, где респонденты явно проявили творческие способности, предложив нестандартны варианты решения поставленной задачи.

В процессе тестирования проводилась беседа, в результате которой мы выявили, что 68% респондентам (17 человек) было сложно выполнить данное задание. Напротив, 16% (4 человека) с легкостью и удовольствием справились с предложенной работой. Еще 16 % воздержались от комментариев.

Для одного из респондентов данная работа вызвала явные затруднения: после нескольких попыток справиться с заданием, испытуемый сдал почти пустой бланк.

Подводя итоги, можно сказать, что 96% респондентов обладают творческим потенциалом. В анкетах присутствовали только положительные образы. Некоторые респонденты пытались разнообразить изображения, использовали цвета. Следовательно, по результатам данной методики, можно предположить, что большинство выпускников – бакалавров готовы к творческой деятельности. Но для более точных результатов необходимо дальнейшее исследование в этой области.


Библиографический список
  1. Исаев В.Ф. Профессионально- педагогическая культура преподавателя.: Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.
  2. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах.- Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003 г.-кн.1.
  3. Становление профессиональной субъектности в психолого- педагогическом образовании / Под ред. Скудновой Т.Д..- Ростов-на-Дону: Антей, 2015г.


Все статьи автора «Феофилова Марина Руслановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: