УДК 37

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Светогорова Наталья Анатольевна1, Смолева Татьяна Октябриновна2
1Иркутский государственный университет, студентка
2Иркутский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования.

Ключевые слова: адаптация детей раннего возраста, дошкольное образование, психолого-педагогическое сопровождение


TO THE QUESTION ABOUT THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADAPTATION OF EARLY AGE CHILDREN IN DIFFERENT AGES GROUPS

Svetogorova Natalia Anatolevna1, Smoleva Tatyana Oktyabrinovna2
1Irkutsk State University, student
2Irkutsk State University, PhD, associate Professor

Abstract
This article discusses the problem of adaptation of children of early age in the changed conditions of modern preschool education.

Библиографическая ссылка на статью:
Светогорова Н.А., Смолева Т.О. К вопросу об организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5524 (дата обращения: 01.10.2017).

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федерального государственного стандарта, появление новых форм обучения и воспитания дошкольников становится более чем актуальной.

Возрастной период от года до трех лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка данного возраста стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.  Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ рассматривается в работах многих исследователей Н.М. Аксариной, В.Г. Алямовской, Н.Г. Пантюхиной и других. Этими исследователями изучены разные аспекты проблемы: раскрыта сущность процесса адаптации к ДОУ, выделены факторы, влияющие на процесс адаптации, фазы и критерии адаптации [1,6].

На современном этапе в системе образования одной из тенденций является возрастание числа разновозрастных групп, как в условиях частных детских садов, так и муниципальных детских садов, особенно в сельских районах. В разновозрастной группе складывается особая система взаимоотношений, которая влияет на процесс развития личности ребенка.

По мнению большинства исследователей, ключевой особенностью и отличительной чертой разновозрастной группы является специфика взаимодействия между детьми разного возраста.

Применительно к взаимодействию старшего и младшего ребенка в разновозрастной группе Т.Н. Доронова указывает, что объектные качества младшего (его способности, умения и навыки) будут значительно уступать качествам старшего, по сравнению с соответствующими качествами ровесников. Это обстоятельство открывает два возможных варианта развития отношений детей в зависимости от преобладания того или иного начала. С одной стороны, снижается конкурентная позиция старших дошкольников (поскольку соревнование с младшим, заведомо более слабым, не имеет смысла), что может вызвать проявление сочувствия, усиление поддержки и помощи со стороны старшего. В этом случае начинает доминировать личностная составляющая межличностных отношений [3].

С другой стороны, присутствие младших детей создает для старших очевидные и разнообразные возможности для утверждения своего превосходства и повышения своей значимости. Эта тенденция отражает усиление предметной составляющей межличностных отношений у старших детей.

По мнению В.Н. Бутенко, совместная жизнь старших и младших детей становится некоторым катализатором, усиливающим проявление того или иного начала в межличностных отношениях. Они могут быть основаны либо на помощи, поддержке, сочувствии к младшим, либо на их подавлении, пренебрежении или игнорировании  [2].

Анализ практической работы в дошкольных организациях показывает, что взаимоотношения детей в разновозрастных группах имеет свою специфику. При этом, как отмечает Е.О. Смирнова, разновозрастное окружение в дошкольной образовательной организации обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других [8].

Исходя из возрастных особенностей, интерес к сверстнику у детей раннего возраста развит ещё недостаточно. В то же время старшие дети, видя, как педагог уделяет гораздо больше внимания детям раннего возраста. Поскольку они находятся в ситуации адаптации и испытывают эмоциональный и физиологический стресс. Также могут испытывать разнообразные чувства, в число которых могут входить и чувство негативизма, раздражения по отношению к детям раннего возраста. В то же время данный аспект и специфика адаптации детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы фактически является неисследованным на данный момент. В результате особенности течения адаптации детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы остаются без внимания и не учитываются при организации процесса обучения и воспитания, на фоне чего у детей раннего возраста могут возникать осложнения в процессе адаптации, в результате чего они могут нуждаться в целенаправленной педагогической или психологической помощи. Кроме того, для повышения эффективности и качества образовательного процесса эти особенности необходимо учитывать.

В соответствии с этим, актуальным становится вопрос об организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы. Сопровождение представляет собой систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В работе О.О. Монгуш под сопровождением также понимается не только сумма разнообразных методов профилактической-коррекционно-развивающей, реабилитационной, оздоравливающей и защитно-правовой работы, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач обучения, воспитания, развития и социализации детей [5].

Психолого-педагогическое сопровождение, уже исходя из самого названия, предполагает участие психолога как одного из ключевых специалистов в сопровождении. В условиях малокомплектных детских садов, где преимущественно присутствуют разновозрастные группы, как правило, специалиста педагога-психолога в штате нет. Это означает, что особенностью психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы будет являться опора педагога на психологические подходы к организации работы с детьми раннего возраста в период адаптации.

На данный момент в литературе не представлено научно-обоснованной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации, но представлен опыт отдельных дошкольных образовательных учреждений по построению данного процесса.

Обобщив подходы Е.О. Смирновой, Ю.В. Пистун, Л.В. Макшанцевой, мы смогли выделить следующие аспекты. Исследователи отмечают, что решению проблем адаптации и созданию условий для благоприятного течения адаптации является создание модели психолого-педагогического сопровождения ребёнка в дошкольном учреждении. Ребёнок при этом выступает как субъект собственной деятельности, его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъектностью и активностью взрослых [4,7,8].

В основе психолого-педагогического сопровождения должны быть положены возрастные особенности развития детей и их учёт. На данный момент психолого-педагогическое сопровождение рассматривают как комплексную технологию поддержки и помощи ребёнку в решении задач обучения, воспитания и развития.

Объектом психолого-педагогического сопровождения в рамках нашего исследования будет выступать процесс адаптации детей раннего возраста, предметом будет выступать ситуация развития ребёнка, особенности его отношений с другими людьми.

Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению представляет собой поэтапный процесс. О.О. Монгуш выделяет следующие этапы [5].

Первым этапом исследователи рассматривают постановку проблемы. На этом этапе может происходить поступление запроса, осознание сути проблемы, разработка плана сбора информации о ребёнке и проведение диагностического исследования. На втором этапе осуществляется анализ полученной информации, оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений. Третьим этапом является разработка плана комплексной помощи, определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации, разработка рекомендаций и родителей и ребёнка, а также для педагогов. Четвёртым этапом выступает реализация плана по решению проблемы, на этом этапе осуществляется выполнение каждым участником сопровождения, определённых рекомендаций. Заключительным этапом является осмысление и оценка результатов деятельности сопровождения.

На основе анализа литературы мы можем выделить следующие направления психолого-педагогического сопровождения, адаптации детей раннего возраста в условиях разновозрастной группы:

  1. Оценка степени адаптации ребёнка к ДОУ.
  2. Разработка мероприятий, направленных на адаптацию ребёнка.
  3. Организация совместной деятельности с родителями детей раннего возраста.
  4. Организация совместной деятельности с детьми данной группы.

Мы полагаем, что данные направления являются одними из основных и позволяют выстроить процесс психолого-педагогического сопровождения следующим образом: на основании оценки степени адаптации определяется необходимость и содержание коррекционно-развивающих мероприятий с ребёнком, их форма, их продолжительность, осуществляется разработка плана данных мероприятий, в соответствии с этим разрабатываются рекомендации для родителей по взаимодействию с ребёнком, также важной составляющей является организация совместной деятельности детей в группе для развития взаимодействия между ними и гармонизации психологического климата в группе.


Библиографический список
  1. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М.Н. Аксарина. – Москва: Медицина 2007. – 304с.
  2. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников [Текст]: автореферат дисс. канд. псих. наук / В.Н. Бутенко. М. 2007. – 22 с.
  3. Доронова, Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях [Текст]  /  Т.Н. Доронова  // Дошкольное образование. – 2004. – №2. – С.46-50.
  4. Макшанцева, Л. В.  Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду [Текст]  /   Л.В, Макшанцева // Психолог в детском саду. 2014. – №1.- С. 24-49.
  5. Монгуш,  О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).  - М.: Буки-Веди, 2015. – С. 59-62
  6. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] /  К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – Москва.: Владос, 2007. – 176 с.
  7. Пистун, Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1064-1066.
  8. Смирнова,  Е.О. Отношения между детьми в разновозрастных группах детского сада  [Текст]  / Е. О. Смирнова, В. Н. Бутенко // Психолог в детском саду. – 2007. – № 2. – С. 66–80


Все статьи автора «Светогорова Наталья Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: