УДК 37

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕЖИМЕ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Найденова Ирина Сергеевна
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
научный сотрудник

Аннотация
В статье поднимается актуальная проблема мониторинга учебных достижений в процессе обучения, уделяется внимание не только эффективным средствам и методам, которые помогают оценить уровень подготовки учащихся, как итоговый, но между тем поднимается вопрос о развивающей функции диагностических работ, а также мониторинга с целью построения индивидуальной траектории развития каждого ученика.

Ключевые слова: качество образования, мониторинг, оценка, тесты


EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF THE MONITORING MODE

Naydenova Irina Sergeevna
Institute of Education Development Strategy Russian Academy of Education
researcher

Abstract
The article raises the urgent problem of monitoring of learning achievements in learning, attention is paid not only effective tools and methods that help to evaluate the level of preparation of students as the final, but in the meantime raised the issue of developing the functions of diagnostic work, as well as monitoring to construct individual trajectory the development of each student.

Библиографическая ссылка на статью:
Найденова И.С. Оценка качества образования в режиме мониторинга учебных достижений // Современная педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5623 (дата обращения: 14.07.2023).

Все чаще признается, что измерение результатов обучения необходимы не только для мониторинга успехов системы школьного образования, но и для повышения его качества. Информация о достижениях учащихся может использоваться и для выбора траектории учебно-воспитательного процесса в конкретном учебном заведении, и для выработки дальнейшей стратегии развития политики в области образования на разных уровнях. В том числе в разработке и осуществлении программ по улучшению качества преподавания и обучения; выявление слабоуспевающих учащихся и направления работы, ориентированной на помощь таким обучающимся; предоставление технической поддержки; а также переподготовка и повышение квалификации учителей, помощь школам с низкими показателями и т.д.

Помимо специалистов в образовательной деятельности большое количество людей в обществе заинтересовано и обеспокоено результатами обучения и для каждой заинтересованной стороны беспокойство может быть разным. Так, например, для любого ученика важно знать насколько хорошо он справляется с учебными задачами, а полученная оценка один из компонентов осознания этого. Оценка является некой взаимообратной связью его и педагога и должна отражать, что ученик знает и насколько хорошо, что не может выполнить и к чему нужно стремиться и, в том числе, как исправить свои ошибки, в чем совершенствоваться и количественным показателем оценки является отметка поставленная ученику в баллах. Учителям необходимо знать, насколько хорошо они выполняют свою работу и насколько успешны и мотивированны их ученики. Семья и общество задаются вопросом о том, что если дети учатся, то насколько продуктивна школа и для самого ребенка в частности и для подготовки его к жизни в социуме. В итоге система образования в целом стремится к пониманию того, что если обучение проводится в соответствии со стандартами, то насколько оно эффективно и обучающиеся будут хорошо подготовлены. Однако делать выводы и ориентироваться на «оценку» можно только тогда, когда она непредвзятая, используя современные методы объективной оценки в педагогическом процессе. В последние десятилетия, вызванные изменения в сфере образования, изменили требования и отношение к оценке. В понимание хорошая школа помимо материально-технической оснащенности, количества учителей, имеющих высокую квалификацию, созданных комфортных условий для педагогического процесса (наличие классов, библиотек, залов для физической культуры и т.д.) не маловажным является результат школы, т.е. уровень подготовки выпускника. Образовательные стандарты развитых стран содержат необходимость проверки полученных знаний и умений учениками, однако, не через воспроизведение заученного материала, а способности применения знаний по различным предметам на междисциплинарном уровне [1].

Зачастую учебным планом школы предусмотрены диагностические работы по текущим изучаемым темам и работы на выявление остаточных знаний на начало/окончание учебного года, так называемые «входные» и итоговые диагностические работы. Однако мониторинг в классе включает более обширный вид деятельности учителя, который включает помимо диагностики предусмотренной учебным планом и административными работами, также и текущий (опрос в классе, викторины, проверку домашних заданий и пр.).

По мнению ученых в области образования на сегодняшний день тестирование в процессе обучения детей является наиболее эффективной формой оценки знаний [2]. Однако современные требования русских и зарубежных тестологов – не сводить проверку знаний учащихся к угадыванию, тесты должны содержать разнотиповые задания. Как правило, учителя используют готовые тесты, предлагаемые педагогам различными издательствами, и они содержат вопросы закрытого типа. Мониторинг такого рода направлен исключительно на проверку воспроизведения учеником полученной информации от учителя или других источников. Это несколько противоречит поставленным задачам современного образования, где ребенок должен уметь не воспроизводить полученные знания, а уметь их использовать, анализировать, делать выводы и т.д. Поэтому даже для текущей проверки знаний, используя тесты, преподаватель может активизировать мыслительную деятельность учащихся. Грамотно составленный тестовый материал может нести и развивающую функцию, где обучающийся мыслит, анализирует, делает выводы, выражает свое мнение. Таким образом, помимо диагностической функции тесты могут нести и развивающую и обучающую функцию. Разрабатывая тесты по любому предмету эффективно включать в работу небольшие отрывки познавательных текстов, исторические карты, выстраивая вопросы и по предложенному материалу, и по ранее изученному. Например, в один из тестов по естествознанию (окружающий мир) был предложен отрывок из научно-популярного текста «Мир в бочке» и в одном из вопросов на основе прочитанного предлагалось составить цепь питания экосистемы, которая образовалась в этой бочке. Таким образом мы даем дополнительный материал для расширения кругозора обучающегося, посмотреть навыки работы с текстовым материалом, умеет ли уловить главную и важную информацию, все ли живые организмы учел, данным вопросом проверяем, конечно и усвоение программного материала, т.е. умение самостоятельно составить цепь питания на основе полученных ранее знаний на уроке и данных из прочитанного текста. В то же время мы можем посмотреть навыки читательской грамотности, а чтение – основа обучения на протяжении всего периода и если на начальном этапе учитель не акцентирует внимание на этой проблеме, то в дальнейшем ребенок может стать неуспешным по многим предметам. Отсюда следует, что проверочная работа может быть и познавательной и диагностической, поверяя знания не только по одному предмету [3].

Текущий мониторинг на уроке помогает учащимся продемонстрировать понимание изученного материала при применении учителем в изучении данной темы конкретных методик, а учителю помогает понять «работает» ли данная методика или ее необходимо корректировать либо менять. При проведении устных опросов, викторин, дискуссий, побуждая вопросами, педагог может увидеть, кто отвечает на вопросы, как правильно, как рассуждают и пр., а в дальнейшем, используя информацию об уровне понимания и принять решение о целесообразности увеличения темпа или его снижение для достижения наибольшего эффекта в процессе обучения.

Педагогу, который заинтересован в повышении качества обучения и улучшения результатов учеников, необходимо проводить, не только стандартные проверочные работы по выявлению знаний на данный момент по изученной теме или за год, но и проводить диагностические работы, выявляющие динамику развития ученика за период его обучения. Мониторинг, осуществляемый преподавателями для отслеживания динамики обучения учащихся, должен проводиться с целью выработки стратегии дальнейшей взаимной работы с учащимися[4]. При грамотном применении такой вид мониторинга имеет определенные преимущества: скорректировать поурочные планы; учащимся получать соответствующую их уровню программу обучения; организовать более эффективную работу с учителями-предметниками/специалистами и семьями, способствующую учебному росту и т.д.

Мониторинг, разработанный с ориентиром на цели ученика, его способности будет наиболее эффективен и результативен для повышения качества обучения. В мониторинг ориентированный на результат можно включать и беседу в атмосфере сотрудничества преподавателя с учеником, побуждая учащегося думать и рассуждать о:

ü  необходимости саморазвития, о формировании своей точки зрения, высказывание своей позиции с учетом полученных знаний;

ü каковы могут быть их совместные дальнейшие шаги на пути к достижению успеха;

ü что помогает ученику понять, достиг ли успеха и насколько он считает себя успешным;

ü какие методы были наиболее эффективны в его достижениях, какие менее или не эффективны;

ü какая помощь необходима для лучшего результата и т.д.

После проведения любого вида мониторинга, из которого преподаватель не делает выводы, и не корректирует свою дальнейшую работу, а относится к этой форме работы формально, качество его обучения может снижаться.

Конечно, в условиях большой наполняемости классов, для педагога такая работа может быть затруднительна, так как требует дополнительного временного ресурса. Такой вид работы можно провести в виде анкетирования, составив анкету для ученика, а для более полной картины и анкету для родителей. С теми учениками, которым сложно невербальное общение, которые не раскрылись в полной мере, необходима и беседа. Таким образом, педагогу будет легче эффективно планировать свою работу с классом по конкретному предмету. Помимо эффективного планирования такая работа может индивидуализировать обучение, определив какие учебные задачи посильны ученику, а какие еще не посильны (например, объем ещё слишком велик или мал, слишком легкий или слишком сложный и пр.)

Грамотно планируемый и проводимый мониторинг результатов обучения помогает более эффективно выстраивать педагогический процесс для достижения важных целей государственных образовательных стандартов и повышения качества обучения.


Библиографический список
  1. Мясников В.А., Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике: Монография. – М.: ИТИП РАО, 2008. – 144 с.
  2. Кадневский В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. – 336 с.
  3. Найденова И.С. Адаптация международной методологии разработки тестов (на примере международных исследований качества общего образования)// Современная педагогика. –2014. –№ 11. – С. 22-26
  4. L.S. Fuchs, Fuchs D. What Is Scientifically-Based Research on Progress Monitoring? ERIC. – 2001.
  5. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании: Автореф. дис.доктора пед. наук: 13.00.01 / Н.Ф. Ефремова. -Ростов-на-Дону, 2003.
  6. Mayer D.P., Mullens J.E., Moore M.T. Monitoring school quality: An Indicators Report. NCES, 2000
  7. Даммер М.Д., Рогозин С.А. Способы реализации компетентностного подхода в тестовом контроле по теории и методике обучения физике // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 183-186.


Все статьи автора «Найденова Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: