УДК 37.026

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Верина Юлия Борисовна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация
В статье акцентируется внимание на вопросах изучения направлений социокультурной адаптации иностранных студентов, приводится пример их реализации в одном из федеральных университетов Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранный студент, направления социокультурной адаптации, социокультурная адаптация


SOCIOCULTURAL GUIDELINES IMPLEMENTATION OF FOREIGN STUDENTS ADAPTATION IN THE MODERN HIGH SCHOOL

Verina Yulia Borisovna
Northern (Arctic) federal university named after M.V. Lomonosov

Abstract
The article focuses on the issues of sociocultural adaptation of foreign students and tries to answer how this process is implemented in one of the federal universities of the Russian Federation.

Библиографическая ссылка на статью:
Верина Ю.Б. Реализация основных направлений социокультурной адаптации иностранных студентов в современной высшей школе // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5826 (дата обращения: 12.10.2017).

Одной из ведущих стратегий для современных отечественных университетов стала ориентация на интернационализацию деятельности. В главном программном документе Российской Федерации «Концепции 2020» обозначена задача вывести не менее пяти вузов страны в мировой рейтинг «Топ-100», занять прочное место на мировом рынке образовательных услуг. Без взаимного обмена студентами, профессорско-преподавательского состава этого невозможно добиться. Количество иностранных студентов — один из показателей успешности и привлекательности вуза на мировом рынке образовательных услуг.

«Эффективность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало учебной деятельности связано с переходом организма человека на новый уровень функционирования, включением студента в сложную систему адаптации, которая тесно связана с вопросами их здоровья, профилактики заболеваний, вызванных условиями обучения в вузе» [1].

Учебно-воспитательная среда является составной частью социокультурной среды университета, поэтому мы будем акцентировать внимание на социокультурной адаптации иностранных студентов.

В своем исследовании мы соглашаемся с позицией, что социокультурная адаптация – это процесс выстраивания отношений между иностранным студентом и окружающей его социокультурной средой, в ходе которой он вынужден преодолевать психологические, культурные, этнические и религиозные трудности, принимать новые нормы поведения, смысл традиций, обычаев иной страны, при этом оставаясь верным своей национальной культуре [2].

Проанализировав отечественную и зарубежную литературу по теме социокультурной адаптации, мы, в след за Хассан Мохамед А. Хасан [2], выделяем следующие направления данного вида адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, а именно:

- Информационное направление

Для иностранного гражданина, приезжая в другую страну, очень важно быстро получить всю необходимую для него информацию, затрагивающую разные стороны жизни: быта, учебы в университете, нормы нравственности и морали и др.

Так, в ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (САФУ) по приезду в город к каждому иностранному студенту приставляется русский студент старших курсов, который встретит его в аэропорту или ж/д вокзале, сопроводит до общежития, поможет заселиться, познакомит с городом, расскажет об основных традициях и правилах организации быта.

Сотрудники международного отдела помогут с организацией прохождения медицинского осмотра и в постановке на учет в ОУФМС по Архангельской области; выдадут справочник ВУЗа для иностранных студентов на английском или русском языках.

- Психологическое направление

Важность данного направления кроется в самом явлении социокультурной адаптации, так как оно подразумевает психологическую и социальную интеграцию индивида, его знакомство и последующие принятие образцов, ценностей поведения не привычного для него общества. В процессе реализации данного направления происходит изменения психических характеристик личности, с постепенным подстраиванием своих желаний и потребностей под каноны нового мира. Насколько комфортно внутренне чувствует себя студент, настолько легче протекает процесс адаптации.

В отчете по исполнению мероприятий Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» на 2010 — 2020 годы значится, что медико-психологическое направление в ВУЗе координируется Центром по работе с иностранными обучающимися и реализуется на базе Института медико-биологических исследований, социально-психологического центра и профилактория университета. Проводимое по желанию иностранных студентов комплексное обследование позволяет выявить их физиологические и психологические особенности и выдать соответствующие рекомендации по адаптации в северном регионе [3].

- Культурологическое направление

Когда мы говорим об этом направлении, мы имеем в виду знакомство иностранного студента с ценностями, традициями, укладом, обычаями чуждого в начале для него общества. Желая или не желая, но мы все испытываем, по определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс, когда попадаем в инородную среду (перед отъездом мы в воображении рисуем одну картинку, по приезду получаем иную).

В САФУ в первые две недели своего пребывания каждого учебного года проходят ориентационные недели для иностранных студентов, в рамках которых студенты едут на экскурсию по городу, посещают музей деревянного зодчества «Малые Корелы», участвуют в Программе квест-ориентирования по городу и кампасу, посещают музеи и главные достопримечательности города.

- Коммуникативное направление

Иностранный студент, попадая в другую среду и ставя перед собой цель стать членом нового общества, должен выстраивать контакт с представителями этого общества, следовательно, ему необходимо освоить систему знаков и символов этого общества, главной составляющей которой является язык. Знания языка должно быть на таком уровне, чтобы иностранец мог безболезненно для себя взаимодействовать с индивидами из инородного социума. Как правило, в бытовом и социальном контексте студенты справляются с возникающей трудностью, но когда речь заходит об академическом языке, на котором происходят выступления, пишутся рефераты и публикуются статьи, то базовых знаний становится недостаточно.

Трудности возникают и с невербальной системой знаков, которая присутствует в каждом обществе и которая, как показывают многочисленные исследования, иногда отличается от общества к обществу. Так, например, один и тот же знак поможет трактоваться разными культурами по-разному, что иногда приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Данное направление в САФУ реализуется в первую очередь в рамках заселения и проживания в общежитии. В ВУЗе нет отдельно построенного общежития для иностранных студентов, поэтому все студенты живут вместе. Как правило, иностранных студентов селят совместно с их земляками, если это возможно, когда данный принцип не удается реализовать, то заселение происходит с представителями других иностранных государств или русскими студентами. Такое заселение помогает студентам в выстраивании диалога на русском языке, ведь русские студенты живут по соседству. При этом иностранные студенты общаются либо со своими соотечественниками, что помогает сохранить их национальную идентичность, либо с другими иностранными студентами, которые сталкиваются с такими же трудностями, как и они.

Учебный процесс в тех институтах, где обучаются иностранные студенты, реализуется в полинациональных группах, то есть нет отдельных групп, в составе которых находятся граждане одной страны, за исключением групп, состоящих только из русских студентов. Следовательно, иностранные студенты в рамках получения образования общаются как с русскими преподавателями, так и с русскими студентами, присутствуя на лекциях, выступая на семинарских, практических, лабораторных занятиях, делая совместные проекты. Это помогает иностранным студентам практиковать навыки общения на русском языке, устно докладывать подготовленный материал, письменно оформлять рефераты и курсовые работы, проекты.

- Академическое направление

Данное направление является базовым для социокультурной адаптации иностранных студентов. При реализации данного направления происходит знакомство с системой образования страны пребывания, новыми правилами организации учебно-воспитательного процесса, принятием учебной информации.

В университете реализуется система электронного расписания, функционирует директора, учебные офисы, где иностранные студенты могут получить интересующую их информацию по организации учебного процесса. На кафедрах и библиотеках имеются методические справочники по изучаемым дисциплинам. За каждой группой закреплен куратор, который также помогает студентам в нахождении ответов на поставленные вопросы.

Таким образом, в процессе успешной социокультурной адаптации иностранный студент, изменяя себя или усваивая правила нового мира, принимает требования этого социокультурного общества, его нормы и ценности. Это делается для того, что индивид мог успешнее реализовывать свою деятельность, свою жизнь. Поддержка деятельности иностранных студентов по выделенным направлениям должна осуществляться совместными усилиями администрации вуза, преподавателей, самих студентов.

 


Библиографический список
  1. Корецкая Л.В. Взаимная адаптация иностранных студентов из арабских стран и преподавателей в учебном процессе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2015. – № 1. – С. 31-44.
  2. Хассан Мохамед А. Хасан. Педагогическая технология социокультурной адаптации арабских студентов в российских вузах: автореф. дис…. канд. пед. наук. Воронеж, 2012.с
  3. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» на 2010 — 2020 годы /Утверждена Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2010 № 1695-р // http://narfu.ru/upload/medialibrary/df9/1604_r_programma-razvitiya-safu.pdf [электронный ресурс]. – доступ 18.06.2016


Все статьи автора «Верина Юлия Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: