УДК 37.032

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ

Кобаренкова Анастасия Валерьевна1, Самарина Анна Евгеньевна2
1Смоленской государственный университет, Смоленск, магистрант, учитель информатики, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №35”
2Смоленской государственный университет, Смоленск, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье приводятся результаты эксперимента по выявлению интереса подростков к техническому творчеству, обосновывается необходимость разработки программы дополнительного образования по образовательной робототехнике для учащихся 5-7 классов.

Ключевые слова: образовательный конструктор, робототехника, техническое творчество


DEVELOPMENT OF INTEREST IN TECHNICAL CREATIVITY OF STUDENTS GRADES 5-7 USING EDUCATIONAL ROBOTICS

Kobarenkova Anastasia Valerievna1, Samarina Anna Evgenievna2
1Smolensk state University, Smolensk, graduate, teacher, Municipal budget educational institution “Secondary school №35”
2Smolensk state University, Smolensk, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
The article describes the results of an experiment to identify the interest of teenagers to technical creativity, substantiates the need to create a program of additional education for educational robotics for students in grades 5-7.

Keywords: educational kit, robotics, technical creativity


Библиографическая ссылка на статью:
Кобаренкова А.В., Самарина А.Е. Развитие интереса к техническому творчеству учащихся 5-7 классов средствами образовательной робототехники // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5885 (дата обращения: 01.07.2017).

Создание современных условий для развития технического творчества детей становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий. В настоящее время наше государство испытывает дефицит инженерно-технических работников и квалифицированных кадров. Развитие производства, новые достижения в науке и технике возможны лишь при условии раннего развития не только технических, но и творческих способностей у детей и подростков. Предоставление услуг по дополнительному образованию детей технической направленности может способствовать расширению технического творчества, росту интереса к дисциплинам физико-математического цикла, в дальнейшем к техническим профессиям.

Одним из способов развития технического творчества является робототехника – область науки и техники, которая предполагает создание автоматизированных технических систем с компьютерным управлением и базируется на знаниях в области механики, электроники и микропроцессорной техники, информатики, программирования.

Образовательная робототехника является одним из направлений, которое способно объединить в себе все школьные предметы (естественно-математический цикл – математика, физика, информатика, биология, химия); реализовать и укрепить межпредметные связи в соответствии с ФГОС; сформировать у обучающихся интерес к инженерно-техническим специальностям и развить познавательную активность [1].

Прикладной характер робототехники позволяет успешно ввести этот раздел в учебный процесс средней школы, а также в систему внеурочной деятельности.

У учащихся 5-7 классов зачастую существует интерес к техническому творчеству и занятиям робототехникой.

В мае 2016 года был проведен педагогический эксперимент, целью которого было выявление степени интереса к техническому творчеству и занятиям робототехникой у младших подростков. В эксперименте приняли участие учащиеся 5, 6 и 7 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 35» города Смоленска.

В опросе приняли участие 127 учеников: 54 из 5 классов, 31 из 6 классов, 42 из 7 классов. Мальчиков и девочек оказалось примерно поровну – 51,2 и 48,8% соответственно.

Распределение ответов на вопрос о степени увлечения наукой и техникой (от 1 – “не интересно” до 5 – “очень интересно”) оказалось следующим (см. рис.1). В целом число интересующихся наукой и техникой составило порядка 80% опрошенных.

Рис.1. Распределение ответов на вопрос об интересе к науке и технике.

 Образовательная робототехника позволяет не только программировать роботов, но и конструировать собственных, а современные школьники часто имеют опыт использования игровых конструкторов (например, Лего). В опросе 76,4% респондентов отметили, что им нравится конструировать (рис.2).

Рис.2. Ответы на вопрос «Любишь ли ты конструкторы?»

 Почти ¾ учащихся слышали о робототехнике, а количество тех, кто занимался робототехникой или ничего о ней не знают, приблизительно одинаково (см. рис. 3).

Рис.3. Ответы на вопрос о знакомстве с робототехникой.

 Несмотря на то, что приоритеты в выборе профессии у учащихся 5-7 классов часто меняются, было выявлено, что примерно треть учащихся настроены получить техническую профессию.

Рис. 3. Доля желающих получить техническую профессию.

 Несмотря на то, что школьная программа предполагает занятие программированием только в 8-9 классе, 42,5% учащихся уже пробовали заниматься программированием (рис.4).

Рис.4. Доля школьников, самостоятельно занимавшихся программированием.

 Таким образом, на основании результатов опроса можно сделать следующие выводы:

  1. учащиеся достаточно информированы о робототехнике;

  2. большая часть учащихся 5-7 классов любит заниматься конструированием и имеет интерес к техническому творчеству;

  3. значительная часть подростков проявляет склонность к получению профессии, связанной с техникой и программированием.

Можно предположить, что занятия по робототехнике вызовут интерес у подростков и будут весьма востребованы. Следовательно, существует необходимость разработки образовательной программы по курсу образовательной робототехники.

Такой курс мог бы способствовать

  • пропедевтике курса информатики и программирования [2];

  • развитию навыков проектной и конструкторской деятельности [3], [4];

  • формированию метапредметных навыков и универсальных учебных действий в соответствии с новыми ФГОС [5].

Кроме того, важно для организации занятий подобрать техническое обеспечение – конструктор роботизированных устройств.

Существует большое количество робототехнических конструкторов, позволяющих организовать обучение основам технического творчества в школе. Среди них Lego WeDo,  Lego Mindstorms NXT и EV3, Arduino, Fischertechnic, Roborobo. Появляются и новые, в том числе отечественные разработки – Scratchduino, TRIK. Для каждого из них разрабатываются собственные методики и методические материалы, которые требуют сравнительного анализа и обобщения.


Библиографический список
  1. Современное состояние и перспективы развития образовательной робототехники в школе как интегративной учебной дисциплины, ее место и роль в системе общего образования. // Интернет-газета «Лаборатория знаний» изд-ва БИНОМ. Выпуск 3-4, март-апрель 2015. Электронный ресурс. URL:  http://gazeta.lbz.ru/2015/3/3-4nomer.pdf (дата обращения: 19.07.2016)
  2. Шевченко Н.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты организации пропедевтической работы по информатике в рамках кружка по робототехнике // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41513 (дата обращения: 25.05.2016).
  3. Софронова Н.В. Проектная деятельность в обучении робототехнике в школе //Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 2. С. 182-185.
  4. Наталевич А. Н. Основы конструкторской и проектно-исследовательской деятельности в учебных программах по робототехнике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55255.htm (дата обращения: 19.07.2016)
  5. Скороходова Г. Г. Робототехника и LEGO-конструирование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54147.htm (дата обращения: 20.07.2016)


Все статьи автора «Самарина Анна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: