УДК 378.147.88:057.87

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СТУДЕНТОВ

Репринцева Елена Васильевна1, Зюкин Данил Алексеевич2
1ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат фармацевтических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента
2ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра экономики и менеджмента

Аннотация
В статье изучен и обобщен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) студентов в Курском государственном медицинском университете, оценена ее доля по всем направлениям подготовки, представлена и проанализирована существующая система управления ВСР в университете, предложены направления повышению мотивации студентов к продуктивной ВСР.

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа, обучение, организационно-методическая работа, педагогика


ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF INDIVIDUAL WORK STUDENTS

Reprintseva Elena Vasilievna1, Zyukin Danil Alekseevich2
1Kursk state medical university, candidate of science of pharmacy, associate professor, department of economy and management
2Kursk state medical university, candidate of science of economy, senior lecturer, department of economy and management

Abstract
There has been studied and generalized experience of extracurricular individual work (EIW) students at the Kursk State Medical University, estimated its share in all directions of education, presented and analyzed current management system of EIW in the university, proposed the direction of increasing the motivation of students to productive EIW.

Keywords: education, extracurricular indi-vidual work, organizational and methodical work, pedagogy


Библиографическая ссылка на статью:
Репринцева Е.В., Зюкин Д.А. Организационно-методическое сопровождение внеаудиторной самостоятельной студентов // Современная педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5928 (дата обращения: 13.07.2023).

Внеаудиторная работа в вузе – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая студентом самостоятельно по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью развития профессиональных навыков обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) является важнейшей составляющей образовательного процесса. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности, организованности студентов, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. ВСР профессионального образования (ВПО) направлена на углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, развитие исследовательских навыков и умений, формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов и бакалавров.

Нами изучен и обобщен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в Курском государственном медицинском университете (КГМУ). Установлено, что ВСР является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в даноом вузе, ее выполнение обязательно для каждого студента. Объем времени, который приходиться на ВСР, составляет для медицинских специальностей (лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация) не менее 18 часов в неделю, для клинической психологии – не менее 22 часов, для направлений подготовки бакалавров биотехнология, социальная работа, экономика и менеджмент) – не менее 27 часов при общей продолжительности аудиторной и внеаудиторной работы 54 часа в неделю (1,5 зет).

Сравнительный анализ объема ВСР, предусмотренного основными профессиональными образовательными программами и учебными планами по направлениям подготовки, реализуемым в КГМУ, показал, что на внеаудиторную работу по дисциплинам приходится для медицинских специальностей 36,7-39,5%  от общего объема учебного времени,  для специальности клиническая психология – 45,6%, по направлениям подготовки бакалавриата – 48,6-52,5%  (таблица 1).

Таблица 1 -  Сведения об объеме ВСР в КГМУ в соответствии с  рабочими учебными планами по направлениям подготовки

Направление подготовки

Количество часов

Доля ВСР,

%

Всего

в т.ч. ВСР

Лечебное дело

11412

4192

36,7

Педиатрия

11412

4512

39,5

Медико-профилактическое дело

11430

4475

39,1

Стоматология

9900

3708

37,4

Фармация

9108

3454

37,9

Клиническая психология

9792

4471

45,6

Биотехнология

7812

3955

50,6

Социальная работа

7596

3992

52,5

Экономика

7776

3780

48,6

Менеджмент

7812

3978

50,9

Таким образом, при реализации основных образовательных программ на ВСР в зависимости от направления подготовки приходится 36,7-52,5% общего объема учебного времени, что определяет важность самостоятельной работы в подготовке специалистов и бакалавров.

В КГМУ создана система управления ВСР студентов, которая включает три взаимосвязанных направления: 1) методическое руководство, 2) планирование и организация ВСР на кафедрах университета, 3) контроль (рисунок 1).

Общее методическое руководство ВСР осуществляет Центральный методический совет университета. При ЦМС работает методическая комиссия по самостоятельной работе. Эта комиссия непосредственно занимается вопросами организационно-методического планирования ВСР в вузе: разрабатывает нормативную документацию по ВСР, оказывает методическую помощь кафедрам по организации ВСР, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию в вузе.

Основная роль в организации ВСР отводится кафедрам и профессорско-преподавательскому составу университета, которые обеспечивают планирование, методическое обеспечение ВСР, оказывают консультативную поддержку и контроль выполнения ВСР студентами. Библиотека универси­тета обеспечивает студентов учебной и научной литературой, необходимой для выполнения ВСР.

Процесс ВСР находится под контролем проректора по образовательной деятельности и общим вопросам, деканатов и учебно-методического управления университета. В результате решается основная цель ВСР: развитие самостоятельности, ответственности и организованности студентов, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней [1].

Рисунок 1 -  Система управления ВСР в КГМУ

Для оптимизации процесса организации и управления ВСР в КГМУ разработано и утверждено «Положение о внеаудиторной самостоятельной работе студентов», определены основные формы и виды ВСР, которые рекомендуется использовать при организации самостоятельной работы с учетом особенностей преподаваемых дисциплин. Это различные виды ВСР, направленные на:

1) совершенствование теоретических знаний студентов, выработку умений и навыков работы с литературой:

- обязательное изучение тем и разделов дисциплин;

- дополнительное изучение специальной литературы, терминов, нормативно-технической документации, Интернет-ресурсов;

- перевод специальной  литературы с иностранных языков;

- подготовка рефератов, обзоров литературы, конспектов, эссе;

- подготовка к выступлениям с докладами, сообщениями на занятиях;

- разработка схем, алгоритмов, таблиц, слайдов, тестов, кроссвордов и т.п;

- подготовка учебных  презентаций, видеофильмов;

- тестовый самоконтроль, работа с обучающими программами и т.д.

2) развитие практических умений и навыков студентов:

- освоение навыков проведения исследований, манипуляций, работа с  препаратами;

- решение проблемных задач, ситуаций;

- выполнение расчетно-графических заданий, контрольных и курсовых работ;

- создание тематических учебных наборов, анатомических препаратов, муляжей, приборов, стендов;

- заполнение документов, разработка планов, регламентов;

- написание и рецензирование историй болезни, амбулаторных карт;

- дежурства в лечебных учреждениях, на телефоне «доверия», психологические консультации;

- санитарно-просветительская  работа.

3) научно-исследовательская работа студентов:

- участие в работе СНО, научных исследованиях кафедры;

- сбор и обработка теоретических и экспериментальных данных по научным проблемам дисциплины, специальности;

- выполнение внеплановых курсовых и дипломных работ;

- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах по профилю дисциплины и т.д. [2].

Выбор видов и форм ВСР зависит от профиля дисциплины и содержания  общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в результате ее изучения.  Виды и формы ВСР дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла, изучаемых на 1-2 курсах, в основном обеспечивают на выработку умений и навыков работы с литературой. Для дисциплин профессионального цикла преимущественно используются виды и формы ВСР, направленные на развитие практических умений и навыков студентов.

Ввнеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. В связи с этим в КГМУ осуществляется планирование ВСР студентов, результатом которого является план внеаудиторной работы по дисциплине, который должен составляться ежегодно на каждый учебный семестр преподавателем, ответственным за данную дисциплину. План ВСР содержит обязательные для каждого студента и альтернативные виды самостоятельной работы; перечень заданий; объем времени, предусмотренный на выполнение указанных видов ВСР; срок сдачи работы и способы контроля выполненных заданий. Объем времени, необходимый для выполнения конкретных видов ВСР, выражается в часах и определяется кафедрой эмпирически с учетом объема работы и трудности предлагаемых заданий.

Методическое обеспечение ВСР является составной частью учебно-методического обеспечения дисциплин и включает:

- методические рекомендации для подготовки  (самоподготовки) студентов к практическим, лабораторным и/или семинарским занятиям;

- методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине;

- методические рекомендации по выполнению курсовой работы (при наличии в видах учебной работы);

- методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения (при наличии в видах учебной работы);

- прочие учебно-методические материалы (учебные и учебно-методические пособия для изучения тем и разделов дисциплины, деловые игры, сборники ситуационных задач, тестов, текстов, словари, альбомы, стенды, видеофильмы, презентации и др.) [3].

Таким образом, в КГМУ созданы необходимые организационно-методические условия для самостоятельной деятельности обучающихся. Разработана и утверждена нормативная база, созданы структуры, осуществляющие методическое руководство и контроль выполнения ВСР, определены задачи кафедр и профессорско-преподавательского состава по планированию и организации ВСР по дисциплинам направлений подготовки. Повышению мотивации студентов к продуктивной внеаудиторной работе способствует целенаправленная работа профессорско-преподавательского состава кафедр университета, включающая следующие направления:

-                    планирование и методическое обеспечение ВСР по преподаваемым дисциплинам;

-                    расширение видов и форм самостоятельной работы;

-                    накопление фондов заданий для ВСР и обеспечение возможности выбора заданий для выполнения ВСР;

-                    обеспечение межпредметных связей по курсам и годам обучения;

-                    наличие публичных форм контроля и презентации результатов ВСР;

-                    учет результатов самостоятельной работы в рейтинге студентов.

Однако процесс управления ВСР студентов требует постоянной оптимизации. В качестве приоритетных направлений совершенствования ВСР можно выделить следующие:

- развитие видов и форм ВСР в соответствии с формируемыми компетенциями и планируемыми результатами освоения дисциплин,

- предоставление студентам возможности выбора видов учебно-исследовательской самостоятельной работы с учетом уровня их подготовки, способностей и интересов;

- широкое внедрение в учебный процесс различных форм научно-исследовательской работы студентов с предоставлением возможности публичного обсуждения результатов такой работы;

- оптимизация информационной поддержки ВСР, в том числе за счет пополнения библиотечного фонда университета современными печатными и электронными изданиями, подготовки преподавателями университета дополнительной учебной литературы (учебников, учебных пособий и др.);

- разработка методического обеспечения ВСР по новым дисциплинам учебных планов и переработка имеющихся методических рекомендаций в соответствии с требованиями ФГОС ВО и внутренними нормативными документами;

- оптимизация процесса планирования внеаудиторной работы студентов, доведение планов ВСР по изучаемым дисциплинам до сведения всех студентов;

- повышение информационной доступности учебного и методического обеспечения ВСР студентов с использованием возможностей библиотеки университета, обеспечением выхода в Интернет, представлением материалов на сайтах кафедр;

- совершенствование форм и средств контроля ВСР, в том числе подготовка и переработка банков тестов, ситуационных задач и других материалов для самоконтроля результатов ВСР студентами.


Библиографический список
  1. Управление внеаудиторной самостоятельной работой студентов в КГМУ: методические рекомендации / А.И. Конопля, Е.В. Репринцев – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2015. – 24с.
  2. Самостоятельная работа студентов: традиции и инновации: учебное пособие / А.И. Конопля, Н.Б. Дремова, Е.В. Репринцева, М.В. Медведева – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2015. – 88с.
  3. Активные методы обучения: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Куркиной М.П. – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2013. – 94с.


Все статьи автора «Зюкин Данил Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: