УДК 37

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Бойматова Анорхол Гульмурадовна
Центральный институт повышения квалификации работников народного образования им. А.Авлони (г. Ташкент, Узбекистан)
старший преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания. Автор считает, что засилье информационных технологий способствуют проникновению вредных и опасных идеологических течений, поэтому задача всех институтов воспитания большое внимание уделять духовности и воспитанию настоящих нравственных идеалов у молодежи.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание, молодежь, нравственные идеалы


GOALS AND OBJECTIVES SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF YOUTH

Boimatova Anarchol Gulmuradovna
The Central Institute of improvement of professional skill of workers of national education. A. Avloni, Tashkent, Uzbekistan
senior lecturer

Abstract
This article deals with the problem of spiritual and moral education. The author believes that the dominance of information technologies contribute to the penetration of harmful and dangerous ideologies, so all institutions of education to pay great attention to the spirituality and education nravstvennyh ideals among young people.

Keywords: education, moral ideals, spiritually-moral education, youth


Библиографическая ссылка на статью:
Бойматова А.Г. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания молодежи // Современная педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5940 (дата обращения: 01.10.2017).

Одной из первоочередных задач современного развития Узбекистана является работа с молодежью. Президент РУз И.А.Каримов уделяет этому вопросу самое пристальное внимание. Из года в год расширяются возможности и создаются условия для гармоничного воспитания подрастающих поколений. И это оправданно. В современном мире размытые границы между государствами и, конечно же, новые информационные технологии, Интернет, способствуют проникновению вредных и опасных идеологических течений, насаждению западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, преступности.   Бездуховность и безнравственность современного времени породили такие уродства как ИГИЛ и ему подобные организации.  Мы не можем не замечать негативного воздействия этого на   сознание людей различных возрастных групп населения, но прежде всего современной молодежи. Все это не может не беспокоить государство и общество. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. [3]

Задачей семьи, школы, лицея и вуза, махаллинских комитетов и общества в целом является воспитание образованных и духовно богатых, моральностойких граждан своей страны. Значительная роль в этом принадлежит  духовно-нравственному воспитанию.    Духовно – нравственное воспитание в целом – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Духовность – понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, художественные ценности, обычаи, традиции, ритуалы, религиозную практику. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Нравственность часто отождествляется с понятием «мораль», но в разные времена и в различных частях света мораль может быть разной – и сегодня мы понимаем, что моральные устои западного и азиатского миров различна – категория нравственности же – это вечная и неизменная категория. Под нравственностью мы понимаем общечеловеческие ценности – честность, справедливость, великодушие, добро, любовь к своей Родине, чувство ответственности и долга перед семьей, обществом и страной, уважение к истории и своим предкам, милосердие, отзывчивость, человечность, великодушие, щедрость,   дружелюбие,   этические нормы, правила поведения, защита окружающей природы, культурное поведение, и еще многое.

Как и любое другое воспитание духовно-нравственное воспитание должно быть систематичным. Каждое мероприятие должно преследовать определенную цель, которую понимают и учителя и учащиеся. В коллеж, лицей или вуз молодые люди уже приходят с некоторым багажом своих представлений и о жизни и людях. Расхожее мнение о том, что заниматься надо только с «трудными» подростками абсолютно неверно. В учебном заведении формируется личность учащегося, то, как он будет проживать эти годы, что наполнит его душу и сердце, во многом определит его дальнейшую судьбу.  Поэтому так важна не только фронтальная, но и индивидуальная работа с учащимися.

Виды деятельности и формы занятий по духовно-нравственному воспитанию   обучающихся должны быть разнообразными, увлекательными для подростков. Беседы, требования, убеждения, напоминание, поручения, поощрения и наказания прежде всего должны иметь гуманистическую суть и направленность. Еще с советских времен у нас сформировалось понятие о воспитательной работе, как о второстепенном деле, которому уделялся всего один час в неделю, после всех основных занятий. Но в современном мире именно воспитательная работа имеет большую ценность, чем познавательная деятельность, потому, как известно, знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего. Как и в учебной деятельности, в воспитательной работе надо зажечь, мотивировать и заинтересовать учащихся, используя современные технологии и Интернет. Используя убеждение, воздействуя  на сознание и чувства  и применяя упражнения, можно добиться формирования положительных качеств и отторжение отрицательных. В подростковом периоде у юношей и девушек, как правило, возникает идеал, которому они стараются подражать. Сегодня героями наших детей являются сильные (в физическом плане) и успешные люди. Зачастую эти идолы не выдерживают никакой критики, но в глазах молодежи – они герои. В условиях рыночной экономики представление о счастье подростки неразрывно связывают с материальным благополучием. Девушки мечтают о миллионерах, мальчики – о крупном бизнесе. Обсуждения и диспуты на такие темы, совместный просмотр кинофильмов или спектаклей, расширит представления детей о людях, позволит им узнать оборотную, часто нелицеприятную сторону «красивой жизни» о которой они мечтают. Воспринятый или созданный идеал человека – это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других людей и себя самого. Тем самым наличие положительного идеала означает и наличие постоянно действующего нравственного мотива. [2]

Основные направления работы c учащимися могут выглядеть так [1]

Блоки

Воспитательные задачи

1

2

Я и Я

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе.

3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли религии Ислама для Узбекистана.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3) Воспитание верности духовным традициям Узбекистана.

4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

1

2

Я – защитник Отечества

1) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к истории своей страны, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я и здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.

2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – жены.

Я и школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2) Воспитание гуманистического отношения к людям.

3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

В процессе духовно-нравственного воспитания важно выработать у учащихся навыки самодисциплины, самовоспитания и самореализации. Критериями уровня оценки и самооценки духовно – нравственной воспитанности могут быть:

  • наличие у молодого человека научного мировоззрения;
  • наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
  • стремление к самореализации;
  • успешность ведущей образовательной деятельности;
  • адекватность самооценки;
  • сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.

Постоянная работа по утверждению нравственных идеалов позволит вовремя заметить в учащихся отклонения от норм нравственного поведения, и коррекция еще не ставших устойчивыми чертами характера будет эффективной.


Библиографический список
  1. Материал частично взят с сайта http://festival.1september.ru/articles/504592/
  2. План духовно-нравственного воспитания студентов ptz.ru/file…/
  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576(747) с.
  4. Программа духовно-нравственного воспитания http://kursk-school33.ru/documents/ProgrammaDUH.html.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов. М. : Гардарики, 1999. – 520 с.


Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: