УДК 378.147

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПЛАТФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Вильмова Светлана Ивановна1, Зaмулин Ивaн Сeргeeвич2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, магистрант кафедры теоретической физики и информационных технологий в образовании
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем

Аннотация
В данной статье рассмотрены основные этапы становления современного дистанционного образования. Так же отмечены основные характеристики и минусы платформ для его осуществления.

Ключевые слова: Дистанционное образование, интернет-технологии, электронное обучение


STAGES OF DEVELOPMENT OF MODERN DISTANCE EDUCATION AND SOME OF ITS IMPLEMENTATION PLATFORM

Vilmova Svetlana Ivanovna1, Zаmulin Ivаn Sеrgееvich2
1Katanov Khakass State University, student of the department of theoretical physics and information technology in education
2Katanov Khakass State University, assistant at the department of computing software and automated systems

Abstract
This article describes the main stages of formation of modern distance education. As the principal characteristics and cons of the platforms for its implementation.

Keywords: Distance education, e-learning, Internet technologies., MOOC


Библиографическая ссылка на статью:
Вильмова С.И., Зaмулин И.С. Этапы становления современного дистанционного образования и некоторые платформы его реализации // Современная педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5942 (дата обращения: 12.07.2023).

Существует множество работ, например [1-3], авторы которых выделяют основные этапы становления современного дистанционного образования (ДО). При рассмотрении становления и развития ДО в обществе можно выделить три основных этапа, рассмотрим их более подробно.

На первом этапе использовались только бумажные носители с написанными на них от руки (или с помощью печатных станков) материалами. Рукопись была в обиходе на протяжении многих веков и с появлением книгопечатанья скорость набора данных значительно возросла. С середины XIX века развитие железнодорожных систем и соответственно ускорение почтовых служб позволили осуществлять доставку учебного материала большому количеству учеников, расположение которых географически было достаточно рассредоточенным.

Второй этап. С изобретения радио в XX веке появилась возможность создавать радиокурсы состоящие из серий некоторого количества бесед. Иногда такие курсы сопровождались печатными материалами, разосланными ранее в письмах или с использованием статей в газетах. В 50-х активное развитее получили уже телевизионные курсы, с ними часто выпускалось пособие, а так же проводились аудиторные занятия в ближайших вузах с экзаменационным контролем.

Открытый университет в Великобритании, начавший свое существование в 1969 году, ознаменовал эру третьего этапа ДО. На этом этапе дистанционного образования началось активное применение комплексных подходов к обучению с применением всех возможных средств, хотя доминирующим все же был печатный материал. В Открытом университете было разработано большое количество учебных пособий, предназначенных для дистанционного образования. Взаимодействие преподавателей со студентами осуществлялись посредством печатных материалов, дополняемых радио- и телепередачами. Обратная связь происходила по средствам переписки студента с преподавателями, очных консультаций и курсов по месту жительства студента. Данный этап был достаточно затратным на подготовительном уровне, особенно при создании нового материала.

Третий этап ДО опирается на активное применение как информационных, так и коммуникационных технологий, тем самым способствуя созданию двухсторонней связи в самых разнообразных формах: анимация, текст, звук, графика и т.д. Это позволило облегчить взаимодействия межу учеником и учителем, а так же между учеником и разными типами учебных ресурсов [3].

На сегодняшний момент достаточно популярной формой для оказания услуг дистанционного образования является массовый открытый онлайн-курс (MOOC), работа которой осуществляется с использованием интернет технологий. Возможности данного средства ДО проявляют интерес и в нашей стране. На текущий момент написано большое количество работ посвященных MOOC, его проблемам и применению в образовании, в том числе и российскими авторами [4-6].

Существует множество платформ для осуществления дистанционного обучения таких предметов, как криптографии, языкам программирования, иностранным языкам, робототехнике, физике, математики, экологии, бухгалтерии, менеджменту и т.д. с использованием системы MOOC. По мнению авторов статьи [7] наиболее популярными платформами для реализации ДО MOOC являются Coursera [8], Udacity [9] и edX [10]. Нам хотелось бы еще добавить систему Stepic [11], в большей степени направленную на русскоязычного пользователя.

Все четыре рассмотренные нами платформы имеют достаточно приятный не перегруженный лишней информацией интерфейс. Для того чтобы начать обучение необходимо пройти достаточно простую регистрацию, в которой необходимо указать свое ФИО, e-mail, логин и пароль для входа в систему. Часть курсов доступно постоянно, т.е. после подписания на них нет ограничения по временным рамкам их завершения (получения зачета). Другая часть имеет так называемый «Дедлайн», т.е. крайний срок, когда нужно сдать задание, пройти тест, написать контрольную работу, другими словами завершить некоторый модуль обучения. Если «студент» вовремя не успевает «закрыть» модуль, то ему либо задания не засчитываются, либо начисляется меньшое количество баллов. В обоих случаях, что бы завершить курс и получить сертификат о его прохождении, необходимо набрать некоторое, минимальное для курса, число баллов.

В большинстве своем курсы бесплатные, а платные услуги у каждой платформы индивидуальные. Так, например, у платформы edX при прохождении курса бесплатно пользователь получает «Honor Code Certificate» (сертификат чести) в виде ссылки на pdf документ на сайте самой системы. При оплате обучения, так же необходимо пройти верификацию, тем самым потвердеть личность проходящего курсы.

Курсы разбиты на несколько основных тем (разделов), которые в свою очередь делятся на подразделы, в каждом из которых присутствует несколько видеороликов по 5-8 минут и проверка полученных знаний в виде теста или задания с открытым ответом. Проверка выполняется в автоматическом режиме, что позволяет почти мгновенно узнать о наличии ошибки и решить задание еще раз, если это предусмотрено системой. Данный автоматизированный подход имеет и некоторые минусы, например если пользователь решает не шаблонным (или близким к нему) способом задачу, то компьютер может принять ответ на данное задание за ошибку.

Еще один из возможных недостатков системы онлайн курсов заключается в несоответствие лекционного и практического материалов, либо в более сложном уровне практического задания по сравнению с лекционным. Данная проблема происходит по причине того, что лекции и практики готовят разные специалисты, либо авторы настолько хорошо знают материал, что не видят проблему, которая может появиться у начинающего пользователя. Такие недостатки присущи и классической системе образования, и по этой причине необходимо правильно формулировать свои вопросы и задавать их преподавателям (авторам) курса. В случае онлайн курсов для этой цели существует чат в каждом задании.

С каждым годом ДО построенные на системе MOOC становятся все более популярными. Например, рассмотренную нами систему edX курирует Массачусетский Технологический институт и Гарвардский Университет, которые и организовали ее в 2012 году. Благодаря Stepic можно пройти некоторые онлайн курсы таких вузов России, как: СПбАУ, МФТИ, СПбПУ, и т.д.


Библиографический список
  1. Батаев А. В. Анализ российского рынка дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 350-353.
  2. Прокофьева Т.Ю. Становление и развитие дистанционного обучения в мире //  Проблемы  местного  самоуправления,  2008.-  №  5(29). [Электронный ресурс] URL: http://www.samoupravlenie.ru/29-09.php/ (дата обращения: 21.06.2016)
  3. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. , РГПУ им.А.И Герцена [Электронный ресурс] URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/ (дата обращения: 21.06.2016)
  4. Золотухин С.А. Контекстные методы оценки массовых открытых онлайн курсов / Современные исследования социальных проблем. – 2015. – №8. – с. 250 – 259.
  5. Дмитриев Д.С.  Модель  формирования  когнитивного  компонента  готовности  преподавателей вуза к разработке МООК // Образовательные технологии и общество. 2015. №2.  С. 638-652.
  6. Костюк Ю.Л., Левин, И.С., Фукс, А.Л., Фукс, И.Л., Янковская, А.Е. Массовые открытые онлайн курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестн. Том. гос. ун-та. Управление, вычислительная техника и информатика. 2014. №1. С. 89-98.
  7. Голубничий А.А., Полуэктова И.М. Обзор массовых открытых онлайн курсов в сфере экологического образования // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4821 (дата обращения: 21.06.2016)
  8. Coursera – бесплатные онлайн-курсы от ведущих университетов мира | Coursera [Электронный ресурс] URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 21.06.2016)
  9. Udacity – Free Online Classes & Nanodegrees [Электронный ресурс] URL: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 21.06.2016)
  10. edX | Free online courses from the world’s best universities [Электронный ресурс] URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 21.06.2016)
  11. Courses – Stepic.org [Электронный ресурс] URL: https://stepic.org/explore/coursesж (дата обращения: 21.06.2016)


Все статьи автора «Замулин Иван Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: