УДК 376.1

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «МАТРЕШКА»

Калашникова Елизавета Фатыховна1, Карманова Екатерина Владимировна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова», студент магистрант
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описаны общая идея, цель и задачи метода «Матрешка». Выявлены формы, средства и принципы используемы при применении в образовательном процессе данного метода. Представлены этапы реализации рассматриваемого метода.

Ключевые слова: дифференцированность, доступность, метод «Матрешка», наглядность, прочность, сознательность и активность


IMPLEMENTATION INNOVATIVE TEACHING METHODS «MATRYOSHKA»

Kalashnikova Elizaveta Fatyhovna1, Karmanova Ekaterina Vladimirovna2
1Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov, undergraduate student
2Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov, PhD, Associate Professor

Abstract
This article describes the general idea, goal and objectives of the method of "Matryoshka". Identified forms, tools, and principles used in the application in the educational process of the method. The stages of the implementation of the method.

Библиографическая ссылка на статью:
Калашникова Е.Ф., Карманова Е.В. Особенности реализации инновационного метода обучения «Матрешка» // Современная педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5806 (дата обращения: 27.05.2017).

Система образования с каждым годом претерпевает многочисленные изменения в своей структуре, все больше используются новые методы и подходы для организации обучения, требуется подготовка учителей к использованию инновационных методов обучения в практической деятельности [1]. Одним из таких методов является инновационный метод «Матрешка».

Общая идея метода «Матрешка» заключается в следующем: непосредственно перед занятием педагогом подготовлен весь дидактический материал, контрольные задания по теме урока на листочках, которые складываются в матрешки либо представлены в электронном виде. После прохождения теоретического материала, для закрепления полученных знаний, учащимся предлагается выбрать матрешку с заданием. Однако задания в матрешках разложены в порядке возрастания, чем меньше матрешка, тем задание легче, чем матрешка больше, тем задание труднее. Выбор матрешки может осуществить как сам ученик, веря в свои умственные способности по уровню усвоения темы урока, либо сам педагог на свое усмотрение.

Целью данного нетрадиционного метода является использование в рамках целенаправленного и самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний, под контролем педагога. К задачам метода относятся:

  1. Обеспечение усвоения учащимися нового материала инновационным методом.
  2. Формирование умения последовательно выстраивать процесс усвоения знаний, в соответствии с личностными особенностями каждого учащегося.
  3. Умение самостоятельно делать выбор, отстаивать точку зрения.

Достижение поставленных задач  предполагает применение как индивидуальной, так и парной (групповой) форм организации обучения.

При индивидуальной форме с применением данного метода происходит формирование личностных качеств, таких как выбор вопроса, в соответствии с его сложностью (учащийся сам рассчитывает свои возможности), ответственности за правильное выполнение задания.

При работе в паре или группе для данного метода характерно опосредованное взаимодействие в коллективе, четкая и лаконичная последовательность действий, которые в результате приведут к правильному выполнению задания.

В качестве достоинства данного метода обучения следует отнести его диагностическую функцию, которая позволяет в игровой форме организовать проверку уровня обучения учащихся [2,3].

Использование метода «Матрешка» подразумевает применение натуральных визуальных средств обучения, которые могут варьироваться от наглядных (5 матрешек разного размера) до электронных вариантов, например, создание матрешек в одном из сервисов Web 2.0 [4].

Для данного метода характерен ряд принципов для организации обучения.

Принцип сознательности и активности.  Данный принцип при использовании метода «Матрешка» отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности путем привлечения интереса через наглядный материал. Учащиеся должны осознавать и осмысленно подходить к процессу обучения, выбирая задания в соответствии со своими умственными возможностями.  Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность применяемого метода, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

Принцип наглядности. Данный принцип является самым основным при использовании метода «Матрешка». Пользуясь наглядным материалом в виде матрешек разной формы,  учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения.

Принцип прочности.  При применении метода «Матрешка» основная цель обучения прочное и долговременное усвоение полученных знаний будет достигнута.  Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой теме с помощью метода «Матрешка». Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности при использовании метода «Матрешка» является правильная последовательность преподнесения учебного материала в соответствии уровням сложности. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.

Принцип дифференцированного подхода. В рамках метода «Матрешка» данный принцип раскрывает индивидуально-психологические особенности учащихся и выделяет несколько уровне сложности представленных заданий. Задания делятся на 4 уровня: высокий, средний, низкий и очень низкий.

Высокий уровень – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

 Средний уровень – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.

Низкий уровень – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения.

Очень низкий уровень – обучающиеся с очень низким темпом продвижения обучения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.

Представим этапы реализации метода «Матрешка»:

1)       Этап проектирования – на данном этапе педагог планирует и проектирует дидактического материала. Определяется, в какой форме будет представлен лекционный материал (устный рассказ, презентация и т.д.), в каком виде будет реализован данный метод с применением ЦОР или натуральных визуальных средств (5 матрешек разной формы).

2)       Этап разработки – выбирается форма проведения метода (индивидуальная, парная или групповая). На данном этапе педагог четко отслеживает возможности класса и сам выбирает форму, присущую данному классу. Разрабатываются задания – матрешки.

3)       Этап проведения – учащиеся выбирают матрешки, педагог отслеживает правильность выполнения заданий.  В конце урока организуется подведение итогов, оценка урока учащимися (выявление положительных и отрицательных сторон использования метода, рефлексия).

При реализации данного метода следует учесть возрастные особенности учащихся. Уровень подготовки учащихся должен сильно различаться. Педагогу заранее следует подготовить дидактический материал, используемый в рамках метода.

Таким образом, применение в учебном процессе инновационного метода «Матрешка» способствует качественному контролю усвоения знаний. В ходе реализации данного метода у учащихся вырабатывается чувство ответственности и формируются личностные качества (вдумчивость, организованность, способность к решению задач, уверенность, умение работать в группе). Процесс обучения приобретает игровую и соревновательную форму, где учащиеся смогут продемонстрировать свои интеллектуальные способности.


Библиографический список
  1. Климова Т.Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности : учебно-методическое пособие / Т.Е. Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко // Магнитогорск, МаГУ, 2006. – 175 с.
  2. Климова Т.Е. Технология конструирования стандартизованных дидактических тестов для оценки качества образования: учеб. Пособие / Т.Е. Климова, И.Г. Овчинникова, Е.В. Федченко // Магнитогорск, 2003. – 147с.
  3. Федченко Е.В. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерного тестирования в учебном процессе : автореф. дисс. канд. пед. наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006. – 21 с.
  4. Карманова  Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Е.В. Карманова, М.А. Яковенко. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 59 с.


Все статьи автора «Калашникова Елизавета Фатыховна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: