УДК 37.022

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коноплева Валерия Сергеевна1, Коноплева Ирина Аполлоновна2
1Северный (Арктический) федеральный университет, к.э.н., доцент кафедры маркетинга и предпринимательства
2Северный (Арктический) федеральный университет, к.т.н., доцент кафедры маркетинга и предпринимательства

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы информатизации высшего учебного заведения на основе построения корпоративной вычислительной сети с централизованных хранением всех информационных ресурсов. Авторы указывают на возможность организации репозитория для поддержки научного и учебно-методических направлений деятельности специалистов и студентов, автоматизированного хранилища данных для концентрации экономической, финансовой и управленческой информации, формирования автоматизированных рабочих мест для всех пользователей образовательного учреждения. Все это позволит перевести функционирование ВУЗа на качественно новый уровень развития.

Ключевые слова: вуз, высшее учебное заведение, информатизация высшего учебного заведения, репозиторий, репозиторий образовательного учреждения, современное образование


THE DETERMINISM EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

Konopleva Valery Sergeevna1, Konopleva Irina Apollonovna2
1Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk), Ph.D., assistant professor of marketing and entrepreneurship
2Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk), Ph.D., assistant professor of marketing and entrepreneurship

Abstract
In the article the questions of Informatization of higher educational institutions on the basis of construction of corporate computing networks with centralized storage of all information resources. The authors point to the possibility of organizing repository to support research and educational activities of professionals and students, automated data warehouse for the concentration of economic, financial and management information, the formation of the workstations for all users of the educational institution. All this will allow to translate the functioning of the University on qualitatively new level of development.

Библиографическая ссылка на статью:
Коноплева В.С., Коноплева И.А. Информатизация высшего учебного заведения как парадигма развития современного образования // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5300 (дата обращения: 14.07.2023).

Автоматизированное управление образовательным учреждением во всех направлениях его деятельности является одним из самых высоких приоритетов для обеспечения функционирования высшего учебного заведения, особенно в сфере управленческого, образовательного и научного направлений. В этой связи на одно из первых мест выступают информационные ресурсы, которые формируются из следующих источников:

-       законы Российской Федерации, постановления, приказы, распоряжения министерств и ведомств;

-       приказы, указания, справочные материалы и другие документы по образовательному учреждению;

-       отчетность преподавателей, кафедр, факультетов и подразделений ВУЗа;

-       учебные планы, образовательные программы, учебные и методические пособия, дидактические, раздаточные материалы,­ аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМы) и т.д.;

-       фундаментальные ресурсы, представленные фондами научно-методической литературы;

-       учебно-методические материалы, представленные в электронном виде (так называемые электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК)), разрабатываемые кафедрами;

-       электронные материалы как фундаментальной, так и прикладной направленности;

-       результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников и студентов ВУЗа, собранные в виде отчетов по научно-исследовательской работе, монографий, статей, докладов, диссертаций, дипломных проектов, патентов, авторских свидетельств и др.;

-       периодические издания общего и тематического содержания;
научная, научно-популярная и художественная литература;

-       отчеты, справки, доклады и другие материалы, представляемые ВУЗом по требованию вышестоящих организаций;

-       результаты опытно-экспериментальных работ, данные различных опросов и социологических исследований, результаты научно-методической работы по внедрению новых форм преподавания и тестирования учащихся разных форм обучения и многое другое.

Работа и использование всех этих информационных ресурсов невозможна без организации автоматизации высшего образовательного учреждения, которая связана, прежде всего, с процессом информатизации ВУЗа на базе сетевой технологии, т.е. построения автоматизированной информационной технологии (АИТ) учебного заведения. АИТ позволит организовать процесс накопления информации в электронном виде, обеспечит более качественное ее хранение, удобство в использовании и расширение круга потребителей данных, повышение качества принятия управленческих решений руководством образовательного учреждения. Таким образом, можно сказать, что информатизация высшего учебного заведения – есть парадигма образовательного, научного и управленческого процессов в ВУЗах.

Основными направлениями развития информатизации высшего образовательного учреждения является внедрение автоматизированной технологии сбора, накопления, хранения и предоставления информационных ресурсов и электронных сервисов  студентам, ученым, специалистам ВУЗа для решения управленческих задач, научных и учебных разработок .

Крайне важна роль информатизации в обеспечение обучающихся по дистанционной форме электронными информационными ресурсами, организации диалога on-line между всеми участниками образовательного процесса, удаленный контроль знаний обучающихся. При этом нельзя не остановиться на необходимости соблюдения и организации конфиденциальности внутрисетевых информационных обменов. Данные процессы также связаны с внедрением рациональной технически и экономной, с точки зрения финансовых затрат, схемы предоставления ресурсов глобальной сети Internet пользователям сети [1].

Информатизация высшего учебного заведения позволит организовать патентно-лицензионный поиск нужной информации на глубину до 30-40 лет и более, обеспечит эффективность совместной обработки информации специалистами ВУЗа, рациональное использование средств вычислительной техники, периферийного и телекоммуникационного  оборудования, специализированного программного обеспечения. Все это позволит обеспечить информационную поддержку научного, образовательного, методического и управленческого процессов, сокращение объемов бумажной технологии в сфере обеспечения управленческих, хозяйственных процессов, учебной и научной работы, быстроты, простоты и удобства доступа к совместно используемым информационным ресурсам и электронным сервисам.

Концептуальной базой организации информатизации образовательного учреждения должна являться концепция единого информационного пространства деятельности ВУЗа и вытекающая из нее концепция интеграции информационных ресурсов всего высшего учебного заведения.

Организация единого информационного пространства потребует создания и внедрения трех основных компонентов: информационного, программно-аппаратного и организационно-управленческого.

Информационный компонент единого информационного пространства включает формирование корпоративных баз данных со специализированными информационными ресурсами ВУЗа. Сюда относятся не только научная и учебно-методическая информация, но и управленческие информационные ресурсы, позволяющие автоматизировать процесс руководства высшим учебным заведением.

Программно-аппаратный компонент включает целенаправленное и комплексное использование средств вычислительной техники, программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, разработка стандартов обмена информацией и т.д.

Организационно-управленческий компонент единого информационного пространства включает создание единых подходов к структурно-функциональному построению управленческой работы в высшем учебном заведении, распределение ответственности, полномочий, обязанностей между административно-управленческим составом ВУЗа, унификация формирования и функционирования информационно-аналитических подразделений и служб образовательного учреждения, кадровое обеспечение автоматизированной информационной технологии (АИТ), построение управления на основе целевых показателей и прочее.

Построение единого информационного пространства высшего учебного заведения с выходом во внешнюю среду обеспечит оптимизацию всех направлений деятельности ВУЗа путем оперативности получаемой информации, на основе которой могут быть приняты оптимальные решения по всем направлениям функционирования высшего учебного заведения.

При этом следует придерживаться двух основных положений, первое из которых предполагает автоматизацию не отдельных участков и направлений образовательной, научной и управленческой деятельностей, а комплекс мероприятий, автоматизированную модель всех функциональных и предметных областей образовательного учреждения. Второе положение связано с динамично развивающейся экономикой страны, которое требует таких же темпов развития и адаптации к инновационным тенденциям организованной автоматизированной информационной системы ВУЗа, возможности предоставить доступ специалистов образовательного учреждения к новейшим прогрессивным достижениям в области образования, науки, техники и технологическим разработкам [2].

В целом информатизация высшего учебного заведения создаст интегрированную среду, которая обеспечит сотрудникам ВУЗа прозрачность, анализируемость, управляемость и оптимизацию использования имеющихся информационных, материальных, финансовых и других ресурсов учреждения. При этом произойдет переход от автоматизированного решения локальных задач к охвату автоматизированной информационной технологией всех уровней и направлений функционирования ВУЗа, что приведет к возможности создания хранилища данных, которое позволит интегрировать решения различных специализированных задач, повысит истинность и актуальность используемой информации, уменьшит совокупные затраты на ее обработку [3].

Информатизация позволит:

-       организовать эффективное взаимодействие с внешними автоматизированными информационными системами;

-       осуществлять эффективный контроль за результатами научных, образовательных и управленческих данных;

-       мониторировать и анализировать процессы, происходящие в ВУЗе и на основе полученных данных принимать оптимальные управленческие решения;

-       осуществлять рейтинги качества функционирования отдельных структурных подразделений, направлений деятельности учреждения, качество учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы;

-       осуществлять международное сотрудничество посредством телекоммуникационной системы образовательного учреждения и т.д.

Основные цели и принципы информатизации образовательного учреждения должны базироваться на организации корпоративной вычислительной сети (КВС), построенной в трехуровневой архитектуре. Все уровни должны быть организованы независимо друг от друга и представлены тремя следующими составляющими: 1 уровень – хранение информации, 2 уровень – обработка информации, 3 уровень – пользователи.

Уровень хранения информации должен поддерживать тождественность данных их соответствие, целостность и непротиворечивость. Организовать хранение образовательных информационных ресурсов целесообразнее всего посредством создания репозитория, с организацией доступа к данным, как посредством внутрисетевых сервисов, так и извне посредством глобальной сети Internet. Это позволит обеспечить учебно-методическими материалами как студентов, так и профессорско-преподавательский состав ВУЗа, а также эффективно организовать дистанционную форму обучения. При этом не следует помещать в репозиторий управленческую информацию, выделив ее обработку в отдельный сегмент информатизации высшего учебного заведения.

Репозиторий образовательного учреждения наиболее целесообразно располагать на базе библиотеки, с возможностью поддержки специалистами информационных ресурсов в актуальном состоянии, контроле правильности использования сервисов хранилища, контроле и обеспечении доступа всех заинтересованных лиц, контроле работоспособности и эффективном функционировании аппаратного и программного обеспечений.

Уровень обработки информации поддерживает эффективное функционирование корпоративной вычислительной сети высшего учебного заведения за счет специализированного системного и прикладного программного обеспечения. Оптимально используемые программные продукты позволят организовать необходимую последовательность процедур обработки данных, осуществлять интеграцию информационных процессов в соответствии с заложенным регламентом образовательного учреждения.

Уровень пользователей предполагает большое количество и разнородность участников информационных процессов. К ним, кроме сотрудников и специалистов образовательного заведения следует отнести и обучающихся, для которых в максимальной степени следует организовать рабочие места в библиотеке, учебно-методическом кабинете, компьютерных классах, оснастив каждое рабочее место специализированными обучающимися программами, выходом в Internet, доступом к внутрисетевым образовательным и научным информационным ресурсам и т.д.

Для сотрудников высшего образовательного учреждения целесообразно организовывать автоматизированные рабочие места (АРМ) в соответствии с возложенными на них обязанностями, которые будут являться эффективным инструментом специалиста для реализации его профессиональных функций. В основу организации автоматизированных рабочих мест должен быть положен принцип комплектации прикладного программного обеспечения из специализированных функциональных программ, с возможностью их адаптации к конкретным условиям высшего учебного заведения и их оперативной модернизации в соответствии с изменившимися требованиями.

Расположение автоматизированных рабочих мест должно соответствовать иерархии управления образовательным учреждением. На верхнем уровне должны располагаться АРМ верхнего звена управления, представленные ректором и проректорским корпусом. При этом АРМ верхнего уровня управления должны обеспечивать выполнение следующих функций:

-       формировать отчетную информацию из корпоративной базы данных в требуемой форме по запросу пользователя или в автоматизированном режиме на/за определенный период времени;

-       обеспечить ректорату диалоговые сервисные средства для повышения скорости и оперативности получения необходимой информации, адаптированной к сложившейся ситуации в образовательном учреждении;

-       организовать взаимодействие с иными источниками информации в пределах высшего учебного заведения и во внешней среде.

Однако автоматизированные рабочие места руководства высшим учебным заведением эффективно функционируют, только если их сервисные приложения охватывают все информационные ресурсы корпоративной базы данных ВУЗа, включая локальные базы данных сотрудников. Поэтому для АРМ ректората необходимо разработать эффективную систему передачи/приема информации со всех рабочих мест сотрудников. В этой связи вполне целесообразно организовать в сегменте ректората систему электронного документооборота с сервисными функциями, включая электронную подпись, отработанную схему движения электронных документов между подразделениями учреждения и т.д.[4]

Автоматизированные рабочие места прочих сотрудников высшего учебного заведения целесообразно организовывать путем расположения на них проблемного прикладного программного обеспечения с оперативными базами данных, имеющих непосредственное отношение к функционированию и специализации профессиональной деятельности работника. Это приведет к оперативности решаемых задач, повышению скорости обработки информации, соблюдения конфиденциальности общевузовских информационных ресурсов.

Для больших объемов информации, включая ретроспективные данные, более рационально организовать автоматизированное хранилище данных (корпоративную базу данных), для использования информационных ресурсов за счет телекоммуникационной системы высшего учебного заведения. При этом, как уже указывалось выше, данное автоматизированное хранилище информации не должно совмещаться с репозиторием, имеющим научное и учебно-методическое направления.

Автоматизированные рабочие места сотрудников ВУЗа должны быть ориентированы на работу в своем сегменте корпоративной вычислительной сети с возможностью выхода в общее корпоративное пространство образовательного учреждения, что и станет основой единого информационного пространства ВУЗа.

Для доступа к данным должны использоваться унифицированные или совместные программные продукты, позволяющие в максимальной степени обеспечить сотрудников общими информационными ресурсами с разграничением по уровням доступа и организацией парольной защиты. Таким образом, информатизация высшего учебного заведения связана, прежде всего, с необходимостью хранения и работы с базами данных разнопрофильных подразделений, которые условно можно разделить на учебно-методический и научный сектор, а также управленческо-экономический сегмент образовательного учреждения.

Для решения поставленных образовательных, методических, научных и управленческих задач необходимо:

-       создать единое информационное пространство высшего учебного заведения путем построения корпоративной вычислительной сети с выходом в Internet;

-       организовать централизованное хранение информационных ресурсов с разграничением их по направлениям деятельности образовательного учреждения;

-       организовать автоматизированные рабочие места специалистов, оснастив их современными средствами вычислительной техники, периферийного и коммуникационного оборудования;

-       организовать мощный информационный центр с серверным оборудованием, обеспечивающим организацию репозитория, корпоративного хранилища данных, высокоскоростной выход в Internet;

-       внедрить современное системное и прикладное программное обеспечение для функционирования аппаратной части информационного центра;

-       внедрить специальные проблемные прикладные программные продукты для решения всего спектра задач высшего учебного заведения, включая, обучающие программы.

Данные преобразования повысят уровень качества образования в высшем учебном заведении, обеспечат переход его на новый уровень развития.


Библиографический список
  1. Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджменте. Учебник / Под ред. И.Я. Лукасевича, Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  2. Коноплева И.А., Коноплева В.С. Использование мультимедийных образовательных инструментов в преподавании экономических дисциплин // Современная педагогика: сетевой журнал. №3 (26) 2015. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3685 (дата обращения 01.10.2015).
  3. Коноплева В.С., Коноплева И.А. Детерминизм образовательных технологий в современной среде обучения // Современные технологии и инновации № 10 (54) 2015. URL http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58171 (дата обращения 30.12.2015).
  4. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное / под ред. И.А. Коноплевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.


Все статьи автора «Коноплева Ирина Аполлоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: