УДК 378

К ВОПРОСУ О ЧТЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. ВЛИЯНИЕ ЧТЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Позина Марина Валентиновна
Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани
заведующая сектором библиотеки по обслуживанию территориально удаленных факультетов

Аннотация
В статье рассматривается: проблема развития креативности у студентов педагогического вуза, развития творческого начала у будущих педагогов, чтения литературы, в том числе и той, что предлагает буккроссинг.

Ключевые слова: буккроссинг, книга, креативность, студенты вуза, творческое мышление, чтение, электронная книга


TO THE QUESTION ABOUT READING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY. THE INFLUENCE OF READING ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE QUALITIES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Pozina Marina Valentinovna
Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban
head of the sector of library service geographically remote departments

Abstract
The article discusses: the problem of development of creativity of students, development of creativity of future teachers, read literature, including one that offers bookcrossing.

Keywords: book, bookcrossing, creative thinking., creativity, e-book, reading, students


Библиографическая ссылка на статью:
Позина М.В. К вопросу о чтении студентов педагогического вуза. Влияние чтения на развитие креативных качеств студента педагогического вуза // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6201 (дата обращения: 01.10.2017).

Чтение – вот лучшее учение!» – воскликнул в свое время А. С. Пушкин и был прав. Систематическое чтение книг является одновременно и учением, и увлекательным времяпрепровождением, и способом формирования собственного миропонимания. Мир литературы – это море разнообразной информации, способствующей развитию творческого начала в человеке.

Стремительное развитие электронных средств связи, общедоступность Интернета привели к тому, что молодое поколение (а молодежь всегда отзывчива ко всему новому) стало утрачивать интерес к чтению книг в их традиционном бумажном варианте [3]. Появился растущий спрос на электронные книги и, соответственно, библиотеки стараются этот спрос удовлетворить. Библиотеки, уже не менее полутора десятка лет отмечающие спад интереса к чтению, пытаются противостоять ему, приобретая книги на электронных носителях. Сейчас в каждой вузовской библиотеке помимо бумажных есть и электронные книги. А значит, у студентов есть выбор – что читать и как читать, а у библиотекарей есть возможность наблюдать за предпочтениями своих читателей и оказывать методическую помощь в выборе литературы. Ведь книга как традиционная, так и электронная, по-прежнему служит источником получения знаний и развития личности.

Автор данной статьи (на примере филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани) рассматривает чтение книг как одно из основных средств развития личности студента педагогического вуза. Студент педвуза просто не имеет права быть «среднестатистическим», ведь он – будущий учитель, которому мало быть просто хорошим специалистом. Учитель, не обладающий творческим мышлением и разносторонними знаниями будет неперспективен на рынке труда. Но самое главное, некреативный педагог станет неинтересен своим ученикам, которые тянутся к ярким личностям.

Среди составляющих профессиональной деятельности современного педагога часто называют творческий подход к педагогической деятельности, а именно творческое мышление[6,148]. Развитие творческих способностей невозможно без активного чтения различной литературы.

На протяжении всего периода обучения в педагогическом вузе у сотрудников библиотеки имеется возможность наблюдать за стремлением студентов к чтению, а то что они читают, – не подлежит сомнению. Представляется интересной одна особенность: в прошлые годы художественную литературу читали в основном студенты филологического факультета, в настоящее время отечественную и зарубежную литературу читают студенты всех факультетов вуза.

Сотрудники, занятые обслуживанием читателей, уже не удивляются тому, что студенты, предпочитающие электронные версии учебников традиционным учебным пособиям, с удовольствием берут художественные книги. Наблюдается всплеск интереса к классике: читают «для души» романы Л. Толстого, стихи С. Есенина, А. Блока. На протяжении последних лет особой популярностью пользуются книги таких авторов как Р. Брэдбери, У. Голдинг. Э. Ремарк, Д. Оруэл. И что немаловажно, стремление прочесть книгу Д. Оруэлла «Скотный двор» выражали даже студенты обучающиеся по программе среднего профессионального образования нашего вуза. С завидным постоянством читают студенты книгу «Убить пересмешника» американского писателя К. Ли. А книга «Исповедь маски» японского писателя Ю. Мисимы подвигло студента к чтению труда «Японская драматургия». Все это происходит не потому, что так требуется по-программе. Это необходимость развития, повышения и расширения кругозора, стремление больще узнать о традициях Японии.

Нередко бывает, что читатели-студенты, обращаясь в библиотеку, спрашивают книгу того или автора в традиционном варианте, прочтя до этого ее электронную версию. Свой выбор объясняют тем, что традиционная книга не утомляет зрение, она «уютнее» для чтения, а самое главное — позволяет испытать те эмоции, которые невозможны при чтении с монитора. Приходится сталкиваться с ситуацией, когда на полках библиотеки отсутствует та или иная художественная книга, читатели отказываются от поиска ее электронного варианта через Интернет. Объясняют просто: поиск занимает много времени, не все книги можно найти, не хотим читать компьютерный вариант.

Все это подтверждает тот факт, что спад интереса к чтению в молодежной среде, о котором много пишут в последнее время, отнюдь не так глобален и необратим. Интернет и книги на электронных носителях, хоть и пользуются спросом, но не в состоянии «отменить» традиционную книгу. Предполагаем, что возрождение интереса к чтению у студентов нашего педагогического вуза произошло во многом из-за внедрения в практику библиотеки буккроссинга. Полки свободного книгообмена, на которых выставлены книги «ждущие своих читателей», неизменно популярны у молодых читателей. Многие из них, приходя в библиотеку, сразу обращают свое внимание на книги из буккросинга, а уже потом подходят к стеллажам с библиотечными книгами. Несомненно, что буккроссинг развивает стремление студентов к чтению, помогает их личностному росту. С появлением буккроссинга в библиотеке число читающих студентов возросло. Полки свободного книгообмена никогда не пустуют, постоянно пополняются новой литературой. Студенты находят для себя интересные книги, приносят свои, происходит обмен мнениями, возрастает интерес к чтению. У полок ведется непосредственный обмен мнениями о прочитанном.

Наш вуз — филиал КубГУ и находится в небольшом городе. Многие студенты приехали учиться из отдаленных сел и хуторов края и никогда ранее не видели такого количества разнообразных по тематике, зачастую редких книг, как на полках буккроссинга. В результате проведенного недавно среди студентов анкетирования 74 из 105 студентов ответили, что буккроссинг приобщает к чтению.

Будущие педагоги читают, пусть не всегда регулярно, не все одинаково, но то что читают – это безусловно. Мотивация чтения различна: расширение знаний по предмету, расширение кругозора. В результате – растет потенциал студента, его способность креативно мыслить, находить нестандартные решения в том или ином вопросе. У многих студентов потребность в чтении растет от курса к курсу. Так, зачастую первокурсники не имеют выраженных приоритетов в чтении и нуждаются в совете библиотекаря. Студенты старших курсов, как правило, уже определили свой «круг чтения», имеют собственное мнение о том или ином писателе, уверенно сами находят на полке нужную им книгу. Фонд абонемента библиотеки вуза находится в открытом доступе, что дает прекрасную возможность самостоятельного выбора книг любимых авторов.

Студенты не просто читают, но и с удовольствием беседуют о прочитанном, особенно если это книги по психологии или современная литература. Поступая учиться студенты имеют различный уровень чтения, поэтому важно не упустить их желание читать, которое было заложено в семье и школе.

Важно чтобы студенты ходили в библиотеку и находили нужную литературу.Таким образом мы видим, что чтение студентов филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани носит осознанный характер и является одним из факторов, способствующих креативному развитию личности студентов.


Библиографический список
  1. Жук, Т. С. Опыт составления программы социологического исследования на тему “Чтение в досуге студентов СГПИ” / Т. С. Жук ; науч. рук. Л. П. Федоренко // Общество глазами молодых. 2010 : сб. студ. работ. Вып.9 /отв. ред. Л. П. Федоренко. – Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ,2011. – С. 52–55.
  2. Позина, М. В Волонтёрство и буккроссинг (сравнительный аспект) / М. В. Позина // Библиотечное дело. – 2016. – № 15 (273). – С. 33.
  3. Суняйкина, Т. В. Книга и чтение в судьбе юного поколения России: традиции и инновации / Т. В. Суняйкина // Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем : материалы междунар. науч.-практ. конф., 10–11 апр. 2014. – Курск, 2014. С. 219–221.
  4. Суняйкина, Т. В. Книга и чтение как компонент духовного мира юного поколения современной России / Т. В. Суняйкина // Опыт международных гуманитарных исследований в российском и европейском образовательном пространстве : сб. науч. ст. – Славянск-на-Кубани : ИЦ СГПИ, 2010. – С. 270–272.
  5. Суняйкина, Т. В. Чтение подростков в контексте современной модели книжной культуры / Т. В. Суняйкина // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: сб. науч. тр. VII всерос. науч.-практ. конф., 5 апр. 2014 г. В 2 ч. Ч. 1. – Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2014. – С. 244–246.
  6. Хуторова, А. С. Анализ качества опросника для оценки творческого мышления учителя / А. С. Хуторова, А. А. Маслак // Теория и практика измерения и мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании : материалы ХХIII Всерос. науч.-практ. конф., г. Славянск-на-Кубани, 23–24 июня 2015 г. / под ред.: А. А. Маслака, С. А. Позднякова, Т. С. Анисимовой. – Славянск-на-Кубани : Филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани, 2015. – С. 148–158.


Все статьи автора «Позина Марина Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: