УДК 378

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: КАК СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Маркова Светлана Дмитриевна
Вильнюсский университет
кафедра русской филологии

Аннотация
В статье идет речь об интенсификации процесса обучения путем формирования у студентов вузов навыка создания устных и письменных текстов (сообщений, презентаций, рефератов, курсовых и дипломных работ). Схема создания собственных текстов выглядит следующим образом: знакомство с источниками информации, создание структуры и базы, доработка, тезисы, аннотация, ключевые слова, презентация, репетиция, черновик и создание научного текста. Все эти этапы описаны в статье.

Ключевые слова: интенсификация обучения, написание научных работ, создание научного текста, создание структуры и базы


INTENSIFICATION OF LEARNING: HOW TO CREATE THEIR OWN TEXTS

Markova Svetlana Dmitrievna
Vilnius University
Russian Philology Department

Abstract
The article deals with the intensification of the learning process through the formation of students of high schools of skill creation of oral and written texts (messages, presentations, essays, course works and graduate works). Scheme to create their own texts as follows: introduction to sources of information, creation of a structure and framework, completion, abstracts, theses, keywords, presentation, repetition, creation of draft and creation of a scientific text. All these steps are described in the article.

Keywords: creating a structure and framework, intensification of learning, the creation of a scientific text, writing research works


Библиографическая ссылка на статью:
Маркова С.Д. Интенсификация обучения: как создавать собственные тексты // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6287 (дата обращения: 14.07.2023).

Актуальность проблемы

Актуальность совершенствования системы обучения сейчас очевидна. Бурный рост объемов создаваемой человечеством информации  ставит сегодня  задачу значительного повышения эффективности обучения и его интенсификации через работу по алгоритму.

В данной статье под интенсификацией обучения подразумевается создание собственных научных текстов.

Как правило, на начальных этапах работы, по мнению специалиста в области интенсификации обучения В.В.Петрусинского, используются «пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить в подсознание большие массивы информации с ее неполным осмыслением» [1].

«Загружающиеся» таким образом большие объемы информации требуют не только прочтения, но и дальнейшего переосмысления, а часто – и воспроизведения в виде научных работ. То есть дальнейший учебный процесс должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т.е. поэтапное повышение уровня владения информацией в активной деятельности [1].  Следовательно, мы имеем дело с созданием работ и сообщений. А это уже продуктивный вид деятельности, к которому относятся устные сообщения (презентации, доклады, небольшие сообщения) и письменные тексты (статьи, рефераты, научные работы и т.д.).

Интенсификация обучения

Современный учебный процесс с элементами интенсификации – это целая система учебных действий, объединенных последовательностью этапов обучения.

В статье рассматривается схема В.В.Петрусинского и его идея поэтапного обучения. На первых этапах студент «узнает» большие объемы информации, и только потом она воспроизводится и применяется на практике. На мой взгляд, эта цепочка вполне логична, так как намного проще научить студента сначала работать с информацией (информационная стимуляция, репродукция), а только потом – создавать собственные тексты (активизация, импровизация).

Основные компоненты практической реализации идей В.В.Петрусинского в учебном процессе приводятся ниже.

Схема 1. Уровни и этапы усвоения информации при интенсивном обучении (В. В. Петрусинский)

На начальных этапах обучения рассматриваются вопросы мотивации и подготовки нужного психологического состояния для обучения, осуществляется пассивное восприятие учебной информации и конспектирование изучаемых материалов.

А вот уже на этапе активизации ставится цель выхода на «уровень применения». На данном этапе студенты могут, пользуясь ранее составленным конспектом, пересказывать содержание каждой страницы.

Заключительный этап обучения осуществляется на «уровне творчества». Используются технологии «Мозгового штурма» или «Генерации идей» [2].

Автор данной статьи рассматривает процесс интенсификации, учитывая концепцию уровней и этапов усвоения информации В.В.Петрусинского, и добавляет при этом поэтапные алгоритмы работы с информацией по созданию собственных текстов.

Учеба в университете – это постепенный процесс, который начинается информационной стимуляцией (рациональное и динамическое чтение), а заканчивается репродукцией (конспектирование) и активизацией полученной информации через устные сообщения и импровизацию в виде письменных работ.

Создание текстов

Тема создания текстов очень остро стоит в университетской среде, ведь в последнее время, по словам экспертов, резко снизилось их качество. Студенты не умеют писать рефераты, а про курсовые и дипломные работы и говорить не приходится.

Создание текстов подразумевает:

  1. Устные сообщения
  2. Письменные тексты (рефераты, курсовые и дипломные работы)

Здесь тоже важен алгоритм:

  1. Знакомство с источниками информации
  2. Создание структуры и базы
  3. Доработка
  4. Тезисы, аннотация, ключевые слова
  5. Презентация
  6. Репетиция
  7. Черновик
  8. Создание научного текста

Более подробно о каждом этапе[1]:

  1. Знакомство с источниками информации. Для того, чтобы создать текст, нужно «быть в теме». Если мы уже «в теме», то текст создается очень просто (можно перейти сразу к следующему этапу). Если пока темой не владеем (именно такое часто случается, когда студенты выбирают тему реферата или научной работы), то нужно познакомиться с ней. Для этого следует найти необходимую информацию (5-10 источников, к которым относятся все виды устной и письменной информации: книги, статьи, аудио-, видеозаписи и т.д.).
  2. Создание структуры и базы. После ознакомления с источниками информации создается интеллект-карта, на которой в сжатом виде представлены основные положения будущего текста: каждая ветвь – это отдельная тема работы. Если нужно – дополнительно делаются карточки.
  3. Доработка. На данном этапе дорабатываются новые ветви интеллект-карты, которых не было в теоретических источниках информации, но которые будут в нашей работе. Это скорее всего данные эмпирических исследований, определенные результаты и выводы. Для них делается отдельная ветвь или даже несколько ветвей.
  4. Тезисы, аннотация, ключевые слова. На этом этапе подаются заявки на конференции, пишутся тезисы, аннотации, ключевые слова (если мы имеем дело со статьей).
  5. Презентация. Интеллект-карта дает нам четкое видение нашей темы. Этого вполне достаточно, чтобы создать вполне грамотную презентацию в Power-Point.
  6. Репетиция. Для реализации этого этапа следует подготовить диктофон и открыть презентацию. Далее следует включить диктофон и просто комментировать ее. Слайд1 – комментарий1 – слайд2 – комментарий2… Таким образом создается текст будущего сообщения[2]. Если у нас была цель сделать устное сообщение, то на этом мы заканчиваем свою работу, если это лишь промежуточная цель, работаем дальше.
  7. Черновик. После того, как у нас есть запись на диктофоне, ее просто следует расшифровать и набрать текст на компьютере. Так создается черновик будущего научного шедевра. Сразу можно вносить некоторые коррективы: убирать слова-паразиты, изменять структуру предложений и т.д. Этот этап очень хорошо подходит абсолютно всем, особенно тем, у кого есть страх перед чистым листом бумаги. Появляется собственный переосмысленный текст, в котором нет плагиата.
  8. Создание научного текста. На первый взгляд, звучит несколько странно, так как, казалось бы, текст работы уже есть. Но дело в том, что не всегда то, что мы говорим, может стать научной работой. Чаще всего «наговоренное на диктофон» никак не подходит под научный жанр. На этом этапе проводится серьезная работа над текстом: тексту добавляется «научность» (цитаты, мнения экспертов, корректируется стиль повествования и т.д.). Именно на этом этапе первоначальный текст изменяется, иногда до неузнаваемости, «обрастает» огромным количеством научных вставок. Этот этап работы занимает больше всего времени.

Точно также пишутся и рефераты, лишь с небольшим изменением. На этапе знакомства с источниками информации больше времени и внимания уделяется выборке цитат (обычный «copy-paste», если это электронные документы или простое выписывание, если это печатные тексты; все это делается с обязательным указанием выходных данных: автор, название, год, страница, электронный адрес). После создания структуры, «лепим» текст, ориентируясь на эту структуру: Тема1: цитата1 – два пробела – цитата2 – два пробела, Тема2: цитата1 – два пробела – цитата2 – два пробела и т.д. … Так «лепим» страниц 7-10. Два пробела оставляются для личных комментариев и выводов.

А на последнем этапе работы все эти элементы текстов соединяются в один документ. Какие-то части текста перефразируется, какие-то – остаются цитатами с указаниями источников.

Советы по поиску источников информации

Часто студенты сталкиваются с проблемой отбора нужной информации для своего реферата или научной работы.

Где и как искать информацию?

  1. Google. Самый простой способ, если пользоваться им умеючи. Сначала вводить ключевые слова, а лучше словосочетания и фразы. Например, если тема работы «Сохранение русского языка в Литве», то вариант «русский язык» не подходит, так как результаты будут очень общими. Лучше сузить поиск, выделив «русский язык в Литве», «сохранение русского языка за пределами России» или «русский язык вне России», «сохранение родного языка», «проблема сохранения родного языка» и т.д. Google нам дает рефераты, ссылки на какие-то сайты, статьи, книги и т.д. Все это бегло просматривается, особое внимание уделяется структуре каждой работы и списку литературы. Если в нескольких источниках указана одинаковая литература по теме, это записывается. Так создается список основных источников. Часто удается найти целые списки литературы по какой-нибудь теме. Из этих списков мы берем авторов, названия, тексты, которые связаны с нашей темой.
  2. Поиск источников. На этом этапе работы стараемся найти тексты из выбранного списка литературы. Что-то удается скачать в Интернете, на далеко не все. В связи с авторскими правами, издания последних десяти лет не выкладываются в свободном доступе. А зачастую именно они нам и нужны для более полной картины. Следовательно, обращаемся за помощью к библиотекам и электронным каталогам.
  3. Разные языки. Сначала ищем информацию на своем родном языке, а потом – на других языках (язык страны проживания, те языки, которыми Вы владеете). Особое внимание обращается на английскую литературу. Теперь те же самые слова и словосочетания следует вводить на английском языке.

Схема создания научных работ будет выглядеть следующим образом:

Схема 2. Интенсификация процесса обучения путем формировании навыка создания собственных текстов (С. Д. Маркова)

Выводы и рекомендации

Многие студенты, когда приходят в университет, не умеют грамотно создавать собственные тексты (рефераты курсовые и дипломные работы, статьи, сообщения). Этому их обучают на курсах «Методики написания научных работ» или «Академического письма».

Студенту следует доказать, что написание научных работ – это алгоритм. А задача преподавателя – показать, как он работает (прямо во время семинара взять и создать реферат по какой-нибудь теме или подобрать информацию для курсовой работы). Тогда у студента не будет лишнего стресса и мыслей о том, что курсовая работа – это удел избранных. Важно дать понять, что написать научную работу может каждый. И дело как раз в элементарном пошаговом алгоритме, который для многих преподавателей является чем-то очень банальным, для того, чтобы предоставить его студентам.

Студентов надо обучать создавать научные тексты. Алгоритм создания научных текстов следующий: знакомство с источниками информации, создание структуры и базы, доработка, тезисы, аннотация, ключевые слова, презентация, репетиция, черновик, создание научного текста.


[1] Кроме того, автор статьи рекомендует обратиться к видео-курсу Н.Ягодкина [3].

[2] Когда студент «в теме» (то есть не требуется подробного знакомства с источниками информации), то на этапы создания структуры, тезисов, аннотации, ключевых слов, презентации и репетиции уходит 3-4 часа.


Библиографический список
  1. Петрусинский В.В. Интенсивное дистанционное обучение (Акмеологический подход к совершенствованию системы электронного обучения). In: http://intensive.ucoz.ru/art1.htm
  2. Петрусинский В.В. Современные возможности интенсивного обучения на расстоянии. In: http://intensive.ucoz.ru/art1.htm
  3. Ягодкин Н. Технологии обучения и работы с информацией. Видео-курс. Санкт-Петербург, 2014.


Все статьи автора «Маркова Светлана Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: