УДК 930.25

ПРОФЕССИЯ ДОКУМЕНТОВЕД В СОВРЕМЕННОМ

Канчурина Наркас Халимовна
Башкирский государственный университет
студентка исторического факультета по специальности "Документоведение и архивоведение"

Аннотация
В статье прослеживается история появления и развития профессии документовед. Анализируются процессы подготовки специалистов в области управления документацией.

Ключевые слова: Башкирский государственный университет, документация, документовед, информационное общество, информационные технологии


PROFESSION OF DOCUMENTOLOGY IN MODERN SOCIETY

Kanchurina Narkas Halimovna
Bashkir State University
Student of Historical Faculty on a speciality of documentology and archival science

Abstract
The article is about the history of the emergence and development of the documentology profession. If analyzes the processes of preparation of experts in the field of document management.

Keywords: Bashkir State University, documentation, documentology, information society, information technology


Библиографическая ссылка на статью:
Канчурина Н.Х. Профессия документовед в современном // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6319 (дата обращения: 27.05.2017).

С развитием информационного общества происходит изменение в профессиональной сфере и создается спрос на ранее непопулярные профессии. Одной из таких является профессия документоведа, которая в современном обществе становится все более важной и востребованной. Данная профессия особенно популярна среди женской половины человечества, но это не означает, что мужчин-документоведов нет.

Историю появления и перспективу развития профессии изучали такие ученые как: Т. В. Кузнецова [1], М. В. Ларин, Н.С.Ларьков, Н. Н. Кушнаренко [2], С. Ю. Кабашов, Г. Н. Швецова-Водка, К. Б. Гельман-Виноградов [3], А.М. Сокова [4]   и другие. История профессии берет начало еще с древних времен. Первыми документоведами принято, по праву, считать писцов. В свое время они занимались переписывание, составлением, регулированием разных документов. Писцы считались образованными людьми и пользовались уважением среди населения. Хотя и история данной профессии не велика, но все, же в дореволюционной России существовали схожие профессии. Особенно мы можем выделить дьяков и подьячих, которые занимались делопроизводством. Постепенно профессия документовед начала складываться из таких смежных профессий как: секретарь, представитель официального лица, помощник руководителя. Что касается роли секретаря в обществе, то ссылаясь на  Табель о рангах,  можем утвердить, что она занимала высокий уровень. Они занимались составлением разных видов документов: докладов царю, отчетов, подготовка журналов и многое другое. В 18 веке был принят акт «Общее учреждение министерств», который с точки зрения нашей профессии является очень важным. Из Акта мы можем узнать о деятельности канцелярий того времени. В начале XIX века происходит реформирование государственного аппарата и в документах, которые определяют порядок и стиль работы центрального аппарата России XIX в., вопросам делопроизводства отводится огромное место.

Профессиональная подготовка документоведов, как и других профессий соответственно, шла неравномерно, претерпевая на своем пути развития различные изменения. Раньше специалистов по данной отрасли выпускали только два вуза нашей  страны. Это Московский государственный историко-архивный институт и Уральский государственный университет, а сейчас их количество достигает  примерно  свыше ста. Во многих учебных заведениях нет отдельного факультета по специальности документоведение. Она функционирует на базе таких факультетов как: исторический, юридический, экономический и т.д. В 2010 г. в головном вузе Республики Башкортостан, на историческом факультете Башкирского государственного университета с учетом анализа рынка труда была начата работа по открытию бакалавриата по направлению «Документоведение и архивоведение» [5]. Данная профессия очень актуальна среди молодежи. На сегодняшний день по данной специальности получают профессиональную подготовку свыше 100 студентов, и их количество увеличивается с каждым годом. Студенты получают образование по данной специальности по следующим предметам: «Документоведение», «Документационное обеспечение управления», «Информатика», «Стилистика и редактирование документов», также «Маркетинг», «Менеджмент» и других наук. Профессиональному документоведу также важны знания с области информационных технологий. И с этой целью студенты получают возможность изучения различных информационных технологий, работать с базами данных, составлять электронные документы и многое другое. Также в рамках обучения студенты подробно изучают и правовые дисциплины (гражданское, трудовое, информационное, административное  и архивное). Студенты Башкирского государственного университета по направлению «документоведение и архивоведение» проходят производственную практику в разных ведомствах, организациях и предприятиях. Базами для практики являются: Администрация Главы Республики Башкортостан, Аппарат Правительства Республики Башкортостан, Министерство образования, Управление Росприроднадзора по Республики Башкортостан, Национальный архив Репсублики Башкортостан и т.д. [6]. В Башкирском государственном университете будущие документоведы-архивисты ведут творческие исследования по таким направлениям, как обеспечение сохранности и использования документального наследия Республики Башкортостан; повышение эффективности документационного обеспечения управленческого труда; применение электронных систем управления документацией и документооборота в учреждениях и т.д. Результаты исследований членов данного кружка опубликованы в некоторых научных журналах и сборниках статей. Особый интерес вызывают опубликованные в г. Москва, Санкт-Петербург, Тамбов и Уфа творческие работы следующих студентов: Хафизовой А. «Право граждан на обращения», Абдуллиной М. «Методы улучшения управления кадровой документации», Гарифуллиной Л., Гафаровой А. «Применение информационных технологий в управлении документацией»,  Магадиевой Р. и Узянбаевой Г. «Профессия документовед: история развития и актуальность», Зиннатуллиной Э. «Электронный документооборот в России в условиях импортозамещения», Фазлетдиновой А. и Растамхановой С. «Криминалистическое исследование письма», Галямовой К. «Проблемы стандартизации терминологического аппарата документационного обеспечения управления», Пыченковой К. «Правовые основы работы с документами по личному составу в архивах РФ», Нурлыгаяновой Ю. «Нормативно-правовое регулирование и материально-техническое обеспечение как факторы развития муниципальных архивов РБ»,  Игнатьевой А., Назаровой Д., Хайрутденовой Д., Шуледченко А. «Автоматизация и информатизация управления документами на современном этапе», Галимовой Э. Султангильдиной Г. «Защита ретроспективной документной информации в архивах» и т.д. [7]. Первый выпуск направления «документоведение и архивоведение состоялся 2015 г. [8],  многие аз которых работают документоведами в различных организациях и предприятиях.

Одним из основных курсов обучения является курс «документоведение». Отцом данной науки принято считать  бельгийского ученого, филолога, документоведа Поля Отле. Он утверждал, что документоведение должно изучать весь спектр документов, заниматься всей полнотой архивной, документальной деятельности, которая касается жизнедеятельности общества. Основные заслуги в постановке вопроса о формировании научной дисциплины принадлежит первому заведующему кафедрой К.Г. Митяеву. Он впервые ввел в научный оборот термин «доументоведение». Однако он рассматривал документоведение как архивоведческую дисциплину и утверждал, что данное научное знание выросло из практических потребностей архивного дела. Документоведение-это наука о документно – коммуникационной деятельности, которая изучает закономерности создания и функционирования документов [9]. Объектом изучения документоведения является – документ, а предметом изучения – составление документа. Следуя   из данного  определения, мы можем сказать, что документовед – это специалист в области документоведения и делопроизводства. В его компетенцию входит составление, оформление деловых бумаг их учет и регистрация. Он контролирует справочно-информационную службу организации. Он по праву является движущей силой организации. Документоведы могут работать в основном в службах ДОУ, управляющими делами в министерствах, в учреждениях, коммерческих компаниях  и т.д. В свою очередь ему выдвигаются такие требования как: знание оргтехники, оперативное мышление, умение составлять документы, умение слажено работать с коллективом, наличие высшего образования  и многое другое. Таким образом, во времена всеобщей информатизации всех сфер нашей жизни профессия документоведа не только не теряет свою важность, а наоборот приобретает все большую актуальность. Мы каждый день сталкиваемся с потоком документированной информации, которую регулирует документовед, что в свою очередь делает данную профессию просто необходимой. Рост информатизации и автоматизации разных областей жизни приводит к увеличению и усложнению документа. Из этого можно сделать вывод о том, что перспективы роста профессии будут очень велики.


Библиографический список
  1. Кузнецова Т.В. «История профессии документоведа в XIX-XX вв.» // Делопроизводство. 2003. № 1. С. 74-77.
  2. Кушнаренко Н.Н. «Документоведение» учебное пособие. Киев.2011. С. 148-149.
  3. Гельман-Виноградов К.Б. «Особая миссия документов» //
    Отечественные архивы. 2009. №6. С. 184-185.
  4. Сокова А.М. «Документоведение и его роль в исторической науке и управленческой деятельности//Делопроизводство.2004.№4.- С. 4-8.
  5. Бурангулов Б.В. «Профессиональная подготовка бакалавров по направлению «документоведение и архивоведение» на историческом факультете Башкирского государственного университета» //Современная педагогика. 2015. № 5. С. 98-101.
  6. Бурангулов Б.В. Высшее образование в условиях информационного общества (на примере реализации образовательного стандарта 46.03.02. «Документоведение и архивоведение» на историческом факультете Башкирского государственного университета) // Модернизация высшего образования в России: опыт истории и векторы развития. Уфа, 2016. С. 139 – 144.
  7. Бурангулов Б.В. Организация учебной и научной деятельности кафедры истории РБ, археологии и этнологии исторического факультета БашГУ в 1991-2015 гг.: традиции и инновации // Актуальные проблемы истории, археологии, этнологии и культуры Башкортостана. Уфа, 2016. С. 66-75.
  8. Бурангулов Б.В. Кафедра истории Республики Башкортостан, археологии и этнологии Башкирского государственного университета – 25 лет интенсивного развития // Новый университет. Серия: актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. № 7-8. С. 4 -10.
  9. Митяев К.Г. «Документоведение, его задачи и перспективы развития» // Вопросы архива. 1964. №2. С. 27–37.


Все статьи автора «Канчурина Наркас Халимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: