УДК 377:614.253.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Сорокман Тамила Васильевна
Буковинский государственный медицинский университет
доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и медицинской генетики

Аннотация
В статье рассматривается решение проблемы формирования милосердия как профессионально значимого качества медсестер, которая лежит в биоэтической ориентации образовательного процесса.

Ключевые слова: милосердие, профессионально значимые качества медицинских сестер


PROFESSIONALLY MEANINGFUL QUALITIES OF FUTURE NURSING IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING

Sorokman Tamila Vasilyevna
Bucovinian State Medical University
MD,PhD, professor of pediatrics and medical genetic

Abstract
The thesis deals with the problems of formation of mercy as professionally significant quality of nurses, which lies in the bioethical orientation of the educational process.

Keywords: mercy, professionally meaningful qualities nursing


Библиографическая ссылка на статью:
Сорокман Т.В. Профессионально значимые качества будущих медицинских сестер в процессе профессиональной подготовки // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/5867 (дата обращения: 07.10.2017).

Основной целью подготовки медицинских сестер в высшей школе было реформирование сестринского дела, стремление изменить систему управления сестринской деятельностью и обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, владеющими современными технологиями, способными на высоком уровне решать поставленные задачи [1,138].

Мировые тенденции развития медицины, кардинальные изменения современной системы здравоохранения и медицинского образования, социальные, экономические, этические, правовые особенности деятельности ее субъектов актуализируют потребность в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов медсестринства с учетом новых требований к качеству и результатам образования младших специалистов сестринского дела [2,114]. Требования к организации обучения и воспитания будущих медицинских сестер в Украине указанные рядом нормативных документов. В частности, решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 13.06.2007 г.. Утверждена «Концепция развития высшего медицинского образования в Украине», которая направлена ​​на обеспечение высококвалифицированной медсестринского помощи населению и поступательного развития медицинского образования на основе евроинтеграции. Полностью согласны с автором исследования [3, 165], в настоящее время важным источником определения современной стратегии профессиональной медсестринского образования является мировой и отечественный опыт подготовки медсестер с целью поиска конструктивных путей оптимизации учебного процесса в медицинских колледжах. Вне поля зрения исследователей остается проблема формирования профессионально значимых качеств будущих младших специалистов сестринского дела в процессе профессиональной подготовки [4, 78]. Актуальность исследования усиливается рядом противоречий, которые возникают между: потребностью общества в высоконравственных молодых специалистах сестринского дела и недостаточным уровнем развития милосердия как интегрального профессионально значимого качества выпускников медицинских колледжей [5, 123]; имеющимся воспитательным потенциалом дисциплин профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа и его недостаточной реализацией в процессе формирования милосердия у младших медицинских сестер; необходимостью внедрения инновационных технологий подготовки медицинских сестер и недостаточным использованием задела современных ученых по решению этой проблемы [6, 22].

«Уникальное призвание медицинской сестры заключается в том, чтобы оказывать отдельному человеку, больному или здоровому, помощь во всем, что способствует здоровью или его восстановлению (либо наступлению безболезненной кончины) и с чем человек мог бы справиться  без посторонней помощи, если бы он был достаточно крепок, целеустремлен или информирован, и делать это таким образом, чтобы помочь ему как можно скорее вновь обрести самостоятельность» [7, 11].

Учитывая архитектуру глобального реформирования современной медсестринского образования, мы рассматриваем милосердия как интегральное многоуровневое личностно и профессионально значимое качество компетентной медицинской сестры, которое проявляется на духовно-эмоциональном и конкретно-практическом уровне. Милосердие является компонентом общекультурной и профессиональной компетентности специалиста, духовно-нравственным ориентиром социального воспитания студентов медицинского колледжа [8, 13]. Нами определены педагогические условия формирования милосердия как интегрального профессионально значимого качества младших специалистов сестринского дела: формирование ценностно-уважительного отношения к субъектам профессионального воздействия средствами биоэтического воспитания, применение технологии контекстного обучения для реализации биоэтической направленности профессиональной подготовки медицинских сестер, осмысление субъектами образовательной деятельности необходимости взаимодействия «от сердца к сердцу» на всех уровнях субсистем профессионального образования.

Для обеспечения первого условия определены критерии отбора знаний по биоэтике: соответствие содержания информации современному состоянию знаний по биоэтике; реализации регуляторной функции при осуществлении этической рефлексии знаний; стимулирование нравственного переживания; соответствие содержания знаний по биоэтике требованиям образовательно-квалификационной характеристики специалистов; эмоциональная и образная насыщенность учебного материала. Выделены три блока знаний по биоэтике для будущих младших специалистов сестринского дела: ответственность человека перед живыми существами; теоретико-методологические основы биоэтики; современные проблемы биомедицинской этики. Первый блок необходим для восприятия субъектности живой природы, формирование ценностно -уважительного отношения ко всем проявлениям жизни, второй – для осознания необходимости использования принципов биоэтики в профессиональной деятельности, третий – для сознательного выбора модели поведения в конкретных ситуациях. В основу разделения информации положены принципы: единства, ограничения, связи нового со старым i старого с новым, координации.

Нами разработана и внедрена в учебный процесс прогностическая модель формирования милосердия у будущих младших специалистов сестринского дела на методологических принципах системологии, синергетики, биоцентризма и гуманизма, системообразующим фактором которой является цель и обоснованные педагогические условия. Модель охватывает целевой, ценностно-смысловой, деятельно-коммуникативный, лечебно-рефлексивный блоки в их взаимосвязи, детерминирует целостность и природосоответствие развития профессионально значимых качеств медицинских сестер.

Изучение состояния проблемы на различных уровнях конструирования содержания профессионального образования медицинских сестер позволило выявить факторы, влияющие на формирование их милосердия (экзогенные, эндогенные). К первым относятся: государство, семья, средства массовой информации, реалии социальной окружающей среды и субъекты, ответственные за формирование милосердия в процессе профессиональной подготовки (преподаватели, кураторы, администрация учебного заведения, работники медицинских учреждений). Ко вторым – этические архетипы как универсальные модели бессознательной психической активности, которые спонтанно определяют мышление человека и его поведение в социуме и природе, особенности ментальности украинского народа, вера и традиции.

Выделены следующие этапы и уровни формирования этих качеств:

а) этапы

-пропедевтически-ценностный;

-когнитивно-аксиологический;

-эмпирико-процессуальный;

-коммуникативно-рефлексивный;

-креативно-деятельностный.

б) уровни

-эмоциональный;

-ответственный;

-ценностный.

Компонентами милосердия как интегрального профессионального качества определены:

-когнитивно-ценностный;

-эмоционально-мотивационный;

-поведенчески-рефлексивный.

Кроме того выделены критерии:

-ценностно-смысловой;

-эмоционально-чувственный;

-конкретно-практический.

Для доказательства эффективности этой методики, реализации педагогических условий и структурно-функциональной модели осуществлено углубленный сравнительный анализ полученных результатов в контрольных и экспериментальных группах с использованием методов математической статистики. На основе сравнительного анализа выяснено, что в экспериментальных группах были получены значимые положительные результаты. Выявлено положительную динамику сформированности милосердного отношения будущих медицинских сестер к пациенту, существенный рост значений по таким показателям, как: доброта, ответственность, эмоциональная отзывчивость, терпимость, забота о людях, сочувствие, сопереживание, альтруизм.

На основе проведенного исследования разработаны и внедрены в практику подготовки младших специалистов сестринского дела методика формирования у студентов милосердного отношения к пациентам, спецкурс «Основы биоэтики» и его учебно-методическое обеспечение (учебная программа, презентации, видеоматериалы, методические разработки форм организации учебно-воспитательной работы). Разработано содержание дополнительной информации биоэтического направления для профессиональной подготовки будущих младших медицинских работников. Теоретические положения и учебно-методические разработки позволяют внести научно обоснованные коррективы в учебные планы и программы подготовки специалистов сестринского дела, расширить содержательное наполнение дисциплин профессиональной подготовки. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебников, пособий, программ.


Библиографический список
  1. Галяутдинова И. Р. Совершенствование методов организации и управления повышения качества профессионального образования медсестер в первичном звене здравоохранения /И. Р. Галяутдинова // Молодой ученый. — 2014. — №5.
  2. Данюк М. И. Особенности изучения  биологии  как общеобразовательного предмета в медицинских колледжах / М. И. Данюк // Проблемы биологии и биологического образования в педагогических вузах: материалы VIII Всероссийской  научно-практической конференции с  международным участием (Новосибирск, 29 – 30 Марта 2013 г.).– Новосибирск, ФГБО ВПО «НГПУ», 2013.
  3. Степанюк А. В. Особливості вивчення курсу «Біоетика» в процесі підготовки  майбутніх  молодших  медичних  працівників /   А. В. Степанюк,  М. І. Данюк // V Національний конгрес з біоетики з міжнародною участю (Київ, 23 – 25 вересня 2013 р.) – Київ, 2013.
  4. Кельжанова М. К. Анализ и совершенствование системы качества медицинской помощи / М. К. Кельжанова, К. К. Косыбаева, Н. К. Турсынбекова // Молодой ученый. — 2014. — №10.
  5. Лапик С. В. Проблемы и новшества высшего сестринского образования (на примере Тюменской области) / С. В.Лапик// Главная медицинская сестра- 2011- № 6.
  6. Морозова В.А. Будущее медсестринского образования в интеграции средней и высшей медицинской школ // Медицинское образование.-2013.-№1.
  7. Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры // Производственный стандарт, Минск: БелМАПО, 2002
  8. Zabalegui A et al (2006). Changes in nursing education in the European Union. – Journal of Nursing Scholarship 38 (2).


Все статьи автора «Cорокман Тамила Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: