Основной целью подготовки медицинских сестер в высшей школе было реформирование сестринского дела, стремление изменить систему управления сестринской деятельностью и обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, владеющими современными технологиями, способными на высоком уровне решать поставленные задачи [1,138].
Мировые тенденции развития медицины, кардинальные изменения современной системы здравоохранения и медицинского образования, социальные, экономические, этические, правовые особенности деятельности ее субъектов актуализируют потребность в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов медсестринства с учетом новых требований к качеству и результатам образования младших специалистов сестринского дела [2,114]. Требования к организации обучения и воспитания будущих медицинских сестер в Украине указанные рядом нормативных документов. В частности, решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 13.06.2007 г.. Утверждена «Концепция развития высшего медицинского образования в Украине», которая направлена на обеспечение высококвалифицированной медсестринского помощи населению и поступательного развития медицинского образования на основе евроинтеграции. Полностью согласны с автором исследования [3, 165], в настоящее время важным источником определения современной стратегии профессиональной медсестринского образования является мировой и отечественный опыт подготовки медсестер с целью поиска конструктивных путей оптимизации учебного процесса в медицинских колледжах. Вне поля зрения исследователей остается проблема формирования профессионально значимых качеств будущих младших специалистов сестринского дела в процессе профессиональной подготовки [4, 78]. Актуальность исследования усиливается рядом противоречий, которые возникают между: потребностью общества в высоконравственных молодых специалистах сестринского дела и недостаточным уровнем развития милосердия как интегрального профессионально значимого качества выпускников медицинских колледжей [5, 123]; имеющимся воспитательным потенциалом дисциплин профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа и его недостаточной реализацией в процессе формирования милосердия у младших медицинских сестер; необходимостью внедрения инновационных технологий подготовки медицинских сестер и недостаточным использованием задела современных ученых по решению этой проблемы [6, 22].
«Уникальное призвание медицинской сестры заключается в том, чтобы оказывать отдельному человеку, больному или здоровому, помощь во всем, что способствует здоровью или его восстановлению (либо наступлению безболезненной кончины) и с чем человек мог бы справиться без посторонней помощи, если бы он был достаточно крепок, целеустремлен или информирован, и делать это таким образом, чтобы помочь ему как можно скорее вновь обрести самостоятельность» [7, 11].
Учитывая архитектуру глобального реформирования современной медсестринского образования, мы рассматриваем милосердия как интегральное многоуровневое личностно и профессионально значимое качество компетентной медицинской сестры, которое проявляется на духовно-эмоциональном и конкретно-практическом уровне. Милосердие является компонентом общекультурной и профессиональной компетентности специалиста, духовно-нравственным ориентиром социального воспитания студентов медицинского колледжа [8, 13]. Нами определены педагогические условия формирования милосердия как интегрального профессионально значимого качества младших специалистов сестринского дела: формирование ценностно-уважительного отношения к субъектам профессионального воздействия средствами биоэтического воспитания, применение технологии контекстного обучения для реализации биоэтической направленности профессиональной подготовки медицинских сестер, осмысление субъектами образовательной деятельности необходимости взаимодействия «от сердца к сердцу» на всех уровнях субсистем профессионального образования.
Для обеспечения первого условия определены критерии отбора знаний по биоэтике: соответствие содержания информации современному состоянию знаний по биоэтике; реализации регуляторной функции при осуществлении этической рефлексии знаний; стимулирование нравственного переживания; соответствие содержания знаний по биоэтике требованиям образовательно-квалификационной характеристики специалистов; эмоциональная и образная насыщенность учебного материала. Выделены три блока знаний по биоэтике для будущих младших специалистов сестринского дела: ответственность человека перед живыми существами; теоретико-методологические основы биоэтики; современные проблемы биомедицинской этики. Первый блок необходим для восприятия субъектности живой природы, формирование ценностно -уважительного отношения ко всем проявлениям жизни, второй – для осознания необходимости использования принципов биоэтики в профессиональной деятельности, третий – для сознательного выбора модели поведения в конкретных ситуациях. В основу разделения информации положены принципы: единства, ограничения, связи нового со старым i старого с новым, координации.
Нами разработана и внедрена в учебный процесс прогностическая модель формирования милосердия у будущих младших специалистов сестринского дела на методологических принципах системологии, синергетики, биоцентризма и гуманизма, системообразующим фактором которой является цель и обоснованные педагогические условия. Модель охватывает целевой, ценностно-смысловой, деятельно-коммуникативный, лечебно-рефлексивный блоки в их взаимосвязи, детерминирует целостность и природосоответствие развития профессионально значимых качеств медицинских сестер.
Изучение состояния проблемы на различных уровнях конструирования содержания профессионального образования медицинских сестер позволило выявить факторы, влияющие на формирование их милосердия (экзогенные, эндогенные). К первым относятся: государство, семья, средства массовой информации, реалии социальной окружающей среды и субъекты, ответственные за формирование милосердия в процессе профессиональной подготовки (преподаватели, кураторы, администрация учебного заведения, работники медицинских учреждений). Ко вторым – этические архетипы как универсальные модели бессознательной психической активности, которые спонтанно определяют мышление человека и его поведение в социуме и природе, особенности ментальности украинского народа, вера и традиции.
Выделены следующие этапы и уровни формирования этих качеств:
а) этапы
-пропедевтически-ценностный;
-когнитивно-аксиологический;
-эмпирико-процессуальный;
-коммуникативно-рефлексивный;
-креативно-деятельностный.
б) уровни
-эмоциональный;
-ответственный;
-ценностный.
Компонентами милосердия как интегрального профессионального качества определены:
-когнитивно-ценностный;
-эмоционально-мотивационный;
-поведенчески-рефлексивный.
Кроме того выделены критерии:
-ценностно-смысловой;
-эмоционально-чувственный;
-конкретно-практический.
Для доказательства эффективности этой методики, реализации педагогических условий и структурно-функциональной модели осуществлено углубленный сравнительный анализ полученных результатов в контрольных и экспериментальных группах с использованием методов математической статистики. На основе сравнительного анализа выяснено, что в экспериментальных группах были получены значимые положительные результаты. Выявлено положительную динамику сформированности милосердного отношения будущих медицинских сестер к пациенту, существенный рост значений по таким показателям, как: доброта, ответственность, эмоциональная отзывчивость, терпимость, забота о людях, сочувствие, сопереживание, альтруизм.
На основе проведенного исследования разработаны и внедрены в практику подготовки младших специалистов сестринского дела методика формирования у студентов милосердного отношения к пациентам, спецкурс «Основы биоэтики» и его учебно-методическое обеспечение (учебная программа, презентации, видеоматериалы, методические разработки форм организации учебно-воспитательной работы). Разработано содержание дополнительной информации биоэтического направления для профессиональной подготовки будущих младших медицинских работников. Теоретические положения и учебно-методические разработки позволяют внести научно обоснованные коррективы в учебные планы и программы подготовки специалистов сестринского дела, расширить содержательное наполнение дисциплин профессиональной подготовки. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебников, пособий, программ.
Библиографический список
- Галяутдинова И. Р. Совершенствование методов организации и управления повышения качества профессионального образования медсестер в первичном звене здравоохранения /И. Р. Галяутдинова // Молодой ученый. — 2014. — №5.
- Данюк М. И. Особенности изучения биологии как общеобразовательного предмета в медицинских колледжах / М. И. Данюк // Проблемы биологии и биологического образования в педагогических вузах: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 29 – 30 Марта 2013 г.).– Новосибирск, ФГБО ВПО «НГПУ», 2013.
- Степанюк А. В. Особливості вивчення курсу «Біоетика» в процесі підготовки майбутніх молодших медичних працівників / А. В. Степанюк, М. І. Данюк // V Національний конгрес з біоетики з міжнародною участю (Київ, 23 – 25 вересня 2013 р.) – Київ, 2013.
- Кельжанова М. К. Анализ и совершенствование системы качества медицинской помощи / М. К. Кельжанова, К. К. Косыбаева, Н. К. Турсынбекова // Молодой ученый. — 2014. — №10.
- Лапик С. В. Проблемы и новшества высшего сестринского образования (на примере Тюменской области) / С. В.Лапик// Главная медицинская сестра- 2011- № 6.
- Морозова В.А. Будущее медсестринского образования в интеграции средней и высшей медицинской школ // Медицинское образование.-2013.-№1.
- Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры // Производственный стандарт, Минск: БелМАПО, 2002
- Zabalegui A et al (2006). Changes in nursing education in the European Union. – Journal of Nursing Scholarship 38 (2).