УДК 378

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: КАК РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Маркова Светлана Дмитриевна
Вильнюсский университет
кафедра русской филологии

Аннотация
В статье идет речь об интенсификации процесса обучения путем формирования у студентов навыка эффективной работы с информацией (рациональное чтение и конспектирование), работая по алгоритму. Схема работы с информацией выглядит следующим образом: поиск информации, отбор (рациональное чтение), процесс восприятия текста (динамическое чтение), конспектирование, запоминание и извлечение информации. Все эти этапы описаны в статье.

Ключевые слова: динамическое чтение, запоминание, интенсификация обучения, конспектирование, поиск информации, рациональное чтение, эффективная работа с информацией


INTENSIFICATION OF LEARNING: HOW TO WORK WITH INFORMATION

Markova Svetlana Dmitrievna
Vilnius University
Russian Philology Department

Abstract
The article about the intensification of the learning process through the formation of students' skills to work effectively with information (rational reading and notes), working on the algorithm. The scheme of work with the information as follows: information search, selection (rational reading), the text of the perception process (dynamic reading), note taking, memorizing and information extraction. All these steps are described in the article.

Keywords: dynamic reading, effective work with information, intensification of learning, memorizing, note-taking, rational reading, searching for information


Библиографическая ссылка на статью:
Маркова С.Д. Интенсификация обучения: как работать с информацией // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6283 (дата обращения: 30.05.2017).

Актуальность проблемы

На сегодняшний день навык эффективной работы с информацией является наиболее важным в сфере образования. В научно-образовательной среде необходимо уметь систематизировать полученные знания и конспектировать их. Прежде всего это относится к лекциям и материалу из прочитанных книг.

Как правило, на начальных этапах работы, по мнению специалиста в области интенсификации обучения В.В.Петрусинского, используются «пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить в подсознание большие массивы информации с ее неполным осмыслением» [5]. А это в свою очередь репродуктивный вид деятельности, к которому относятся чтение (как печатных, так и электронных изданий) и прослушивание аудио- и видеозаписей. В контексте же заявленной темы это не что иное, как умение работать с информацией: отбор, прочтение (прослушивание) и конспектирование.

Интенсификация обучения

Современный учебный процесс с элементами интенсификации – это целая система учебных действий, объединенных последовательностью этапов обучения. В данной статье под интенсификацией обучения подразумевается умение работать с информацией.

Автор данной статьи соглашается со схемой В.В.Петрусинского и его идеей поэтапного обучения. Именно поэтому данная схема и ставится на рассмотрение. На первом этапе студент «узнает» большие объемы информации, что довольно важно особенно в университете.

Основные идеи и способы их практической реализации в учебном процессе приводятся ниже.

Сразу стоит сказать, что в данной статье будут рассматриваться только уровни узнавания, воспроизведения и применения. Что по шкале учебной деятельности соответствует информационной стимуляции (скорочтению и динамическому чтению) и репродукции (конспектированию или рациональной работе с текстом). Этап подготовки будет лишь фоном.

Схема 1. Уровни и этапы усвоения информации при интенсивном обучении (В. В. Петрусинский)

На начальном этапе обучения (этапе подготовки к обучению)важно решение главной задачи – создания мотивации и подготовки нужного психологического состояния для обучения. Это психологический настрой на всю познавательную деятельность в целом. Именно этого часто не хватает при обычном процессе обучения.

На первом этапе обучения (этапе информационной стимуляции) осуществляется пассивное восприятие учебной информации через прослушивание лекций, чтение текстов с применением методов скорочтения, просмотр фильмов. Все это обеспечивает этап пассивного усвоения учебной информации. Используется информационное насыщение, когда информация предъявляется в больших объемах без дополнительного условия – обязательного ее осмысления и  осознавания. На данном этапе, по мнению В.В.Петрусинского, это допустимо.

При обучении теоретическим дисциплинам на этапе репродукции предлагается научиться конспектировать изучаемые материалы, т.е. предлагается разложить текст на его составляющие – выделить главное и второстепенное. Конспект строится по четырем разным уровням обобщения. Один из вариантов, когда  на странице текста предлагается выделить цветом ключевые слова, пояснения, расшифровки и т.д. [6].

Так видит проблему интенсификации В.В.Петрусинский. Автор же данной статьи рассматривает процесс интенсификации, опираясь на мнение В.В.Петрусинского и его концепцию уровней и этапов усвоения информации при интенсивном обучении, добавляет поэтапные алгоритмы работы с информацией (в данной статье будет рассматриваться алгоритм по умению работать с информацией).

Умение работать с информацией

На сегодняшний день это один из наиболее важных навыков современного человека. Любой процесс поиска и отбора информации довольно объемен по временным затратам, поэтому и возникла идея дать алгоритм работы.

В упрощенном виде схема работы с информацией выглядит следующим образом:

  1. Поиск информации
  2. Отбор (рациональное чтение)
  3. Процесс восприятия текста (динамическое чтение)
  4. Конспектирование
  5. Запоминание
  6. Извлечение

А сам алгоритм по умению работать с информацией включает в себя 7 этапов работы, последовательно реализуя каждый из которых, любой студент добивается вполне ощутимого результата.

Алгоритм – это:

  1. Выборка
  2. Чтение
  3. Отбор
  4. Интеллект-карта
  5. Карточки
  6. Устное проговаривание
  7. Коррективы

Более подробно о каждом[1]:

  1. Выборка. На этом этапе берутся имеющиеся источники информации, и из них выбирается то, что необходимо для экзамена. Используется метод рационального чтения [2], когда нужно просто отобрать то, что следует читать, а что – нет. Обращается внимание на автора, название, содержание, ключевые слова, таблицы, схемы, графики, иллюстрации, оформление текста, авторский стиль, выводы и заключение.
  2. Чтение. Чтение уже выбранной информации. Используется метод динамического чтения, объединяющего элементы скорочтения [1], [2], [4], ознакомительного и изучающего видов чтения [7, с. 177]. На этом этапе рекомендуется выделять основные мысли (цветовыделителем или простым карандашом – в книге, просто цветом – в электронных документах).
  3. Отбор. Выбор необходимой информации из уже прочитанного текста. Элементы поискового и просмотрового (выборочного) чтения[2] [7, с. 176-177]. Ориентироваться в основном на выделенные места.
  4. Интеллект-карта. После прочтения необходимой информации создается структура или скелет экзамена при помощи интеллект-карты[3]. Записывается вся информация, но предельно кратко, без подробностей, на большой лист бумаги формата А4 или А3. Для начала рекомендуется делать интеллект-карты на каждый источник информации. Если это книга – то интеллект-карта по книге, если статья – то интеллект-карта по статье и т.д. Потом лучше объединять все источники информации в одну карту.
  5. Карточки. Та информация, которая никак не помещается в формат интеллект-карты, выносится на отдельные карточки. Сюда выносятся цитаты, схемы, таблицы, графики, собственные мысли и т.д. Причем на одну карточку – информация одного вида с подробными выходными данными (автор, название, год издания, страница). Таким образом создается база. Формат карточек – чтобы было удобно держать на ладони. Лучше делать картонные карточки или карточки из плотной бумаги.
  6. Устное проговаривание. После того, как готова вся информация, ее нужно разложить на столе: интеллект-карту в центре, а карточки – в зависимости от тем рядом с необходимой ветвью карты (например, рядом с Темой 1 положить и карточки Темы 1). После этого, смотря на карту и карточки, пересказать материал. На этом этапе работы информацию можно записать на диктофон и потом прослушать.
  7.  Коррективы. После проговаривания хорошо видны все тонкости владения материалом и «скользкие» места. Поэтому именно после этого этапа создается окончательная интеллект-карта (уже одна, а не отдельно по каждому источнику). И происходит последняя «репетиция» перед экзаменом.

Схема работы с информацией будет выглядеть следующим образом:

Схема 2. Интенсификация процесса обучения путем формировании навыка эффективной работы с информацией (С. Д. Маркова)

Схема3. Интенсификация процесса обучения путем формировании навыка создания собственных текстов

Выводы и рекомендации

Многие из будущих студентов начинают работать с текстами и информацией еще в школе, но проблема в том, что когда они приходят в университет, то на практике оказывается, что они не умеют этого делать грамотно. Поэтому перед преподавателем университета прежде всего стоит задача – научить работать с информацией (выбрать, прочитать, осмыслить, запомнить и воспроизвести в нужное время). Студент должен понять, что работа с информацией – это алгоритм, поэтому ему нужно показать, как он работает (прямо во время семинара, например, подобрать информацию для курсовой работы).

Но надо учитывать современный мир и восприятие современных студентов, которые привыкли все (как в компьютерной игре) проходить пошагово. Начинать надо с более простого, а именно – с формирования навыка работы с информацией. Многие студенты теряются, когда у них есть огромные возможности поиска (Интернет, книги) и просто не могут выбрать. Поэтому этому нужно учить. В наши дни переизбыток информации, поэтому сегодня ее нужно уметь отбирать и сортировать, прежде чем вдумчиво читать. Алгоритм грамотной работы с информацией следующий: выборка, чтение, отбор, интеллект-карта, карточки, устное проговаривание, коррективы.


[1] Для примера возьмем ситуацию подготовки студента к теоретическому экзамену, для сдачи которого часто требуется несколько источников информации.

[2] Первые три этапа работы включают в себя все виды чтения: скорочтение (рациональное чтение, фоточтение, динамическое чтение), а также просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое виды чтения… Предполагается, что студенты в рамках университетских курсов овладевают этими видами чтения, если же нет, то они могут поинтересоваться этими вопросами самостоятельно.

[3] Интеллект-карта (или диаграмма связей, известная также как карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта) – способ изображения процесса мышления с помощью схем. Реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. Методика разработана психологом Тони Бьюзеном (https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей). Более подробно можно посмотреть на сайте: http://www.mind-map.ru/. Внешний вид: http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232340450.gif [3, с. 143]


Библиографический список
  1. Андреев О. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева. – Москва: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2009. – 319 с.
  2. Karalius A. Kaip greitai ir efektyviai skaityti. In: http://youtube.com/watch?v=PDGQpZziK6g
  3. Маркова С.Д. Как создать собственное учебное пособие по иностранному языку: принципы, технология и рекомендации. Международная конференция «Государственный язык и языки национальных меньшинств в образовательном пространстве», Санкт-Петербург, 26-29 ноября 2014 г. Санкт-Петербург, Златоуст, 2014. С. 140-146. In: http://www.zlat.spb.ru/CatalogImages/File/Konferenciya_Zlatoust_2014-itog.pdf.
  4. Михайлов С. Лучше, чем скорочтение: Как научиться читать быстрее. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 255 с.
  5. Петрусинский В.В. Интенсивное дистанционное обучение (Акмеологический подход к совершенствованию системы электронного обучения). In: http://intensive.ucoz.ru/art1.htm
  6. Петрусинский В.В. Современные возможности интенсивного обучения на расстоянии. In: http://intensive.ucoz.ru/art1.htm
  7. Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного. Санкт-Петербург: Златоуст, 2014. – 336 с.
  8. Ягодкин Н. Технологии обучения и работы с информацией. Видео-курс. Санкт-Петербург, 2014.


Все статьи автора «Маркова Светлана Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: