УДК 37.034

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Ворошилова Оксана Сергеевна1, Миронова Мария Николаевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К Минина, студентка 4 курса

Аннотация
Статья посвящена анализу информационного поведения студентов в информационной среде. Описывается важность и необходимость воспитания культуры информационного поведения. Выделены направления процесса воспитания культуры поведения студентов в сетевой среде.

Ключевые слова: информационная культура, информационная среда, информационное общество, информационное поведение


FORMATION OF THE INFORMATION BEHAVIOR OF STUDENTS

Voroshilova Oksana Sergeevna1, Mironova Maria Nikolaevna1
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 4th year student

Abstract
This article analyzes the information behavior of students in the information environment. It describes the importance and necessity of education of culture of information behavior. Obtained direction of the process of education of culture of students behavior in a network environment.

Keywords: information behavior, information culture, information environment, information society


Библиографическая ссылка на статью:
Ворошилова О.С., Миронова М.Н. Формирование информационного поведения у студентов // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6318 (дата обращения: 14.07.2023).

Как известно, 21 век признан веком информационных технологий. Быстрое развитие информационных технологий, глобализация, переход к информационной деятельности, развитие интернет-технологий, сыграли огромную роль в изменении качества жизни людей и обусловили переход к новой ступени в развитии – информационной. Наравне с явными достоинствами информационного столетия в то же время возникли и трудности, которые настойчиво призывают решения. Это – неготовность человека к новейшим для него условиям жизни и деятельности в условиях информационной сферы как технически, так и морально. Особенно важно стоит вопрос обучения культуры информационного поведения у студентов – интеллектуального будущего нашей страны.

За последние десять лет возникло большое количество научных исследований и разработок по вопросу об адаптации студентов в информационном обществе. Рассматриваются информационное мышление, мировоззрение и поведение, а также сетевой этикет; если обобщить вышесказанное, – аспекты, касающиеся информационной культуры человека. Роль человеческого фактора на информационную среду исследовали А. Ершов, А. Соколова, В.Манталова, П.Сорокин.

Формирование информационной культуры и поведения у студентов, которые являются будущим нашей страны важно, поэтому, проблемы формирования информационной компетентности и культуры изучают социологи, педагоги, психологи, философы, такие как В. Сухин, С.Антонов, А.Витухновская.

Активация научного внимания к изучению информационной культуры и отличительным чертам её развития в образовательной сфере, прежде всего, определена условиями нынешнего информационного общества, его нуждами в интеллектуальных, информационно грамотных, нравственных специалистах, способных к слаженному деловому и личностному сосуществованию в относительно новых для них условиях информационного общества [3].

Информационное поведение характеризуется умением разбираться в информационном пространстве, навыками владения информационными технологиями, умением правильно давать оценку и эффективно применять полученную информацию. Умение создавать, распространять и отвечать за продвижение новейших информационных продуктов также лежит в компетенции информационного поведения. Следует отметить, что современный студент ведёт информационный образ жизни, он не может обойтись без сетевого взаимодействия. Сеть Интернет, в частности социальные сети, видеоматериалы, компьютерные игры, для большинства студентов являются основным источником информации. Но, являясь неопытными в силу своего возраста, студенты не обладают знаниями об информационном мире и не имеют социального жизненного опыта [1].

Работники учебно-воспитательной системы ВУЗов способны реализовать задачу воспитания информационного поведения и информационной компетентности.  Информационное поведение можно сравнивать и производить оценку. Изучая и рассматривая разнообразие проявления информационного поведения студентов, имеет смысл выделить для диагностики следующие элементы:

- Самооценка собственного уровня информационной компетентности;

- Знание и соблюдение сетевых норм этикета;

- Уровень культуры общения в сети Интернет.

Диагностировать студентов можно анкетированием, тестированием, а также с помощью наблюдения.

К направлениям процесса воспитания культуры информационного поведения можно отнести:

- эстетическое воспитание;

- воспитание информационного мировоззрения;

- развитие творческих и познавательных способностей с помощью информационных технологий;

- развитие культуры сетевого общения.

Необходимо выделить, что развитие информационного поведения должно быть постоянным, целостным педагогическим процессом с интенсивной двусторонней взаимосвязью. Оно обязано осуществляться с помощью включения студентов в познавательную деятельность. Различного вида практическая познавательная деятельность может развивать общительные возможности, развивать ответственность, терпимость, приветливость и прочие, нравственно ценностные особенности [2].

Обобщая, можно отметить, что информационное поведение является необходимой составляющей общей информационной культуры. Непосредственно оно отвечает за действия личности в информационном пространстве. Поэтому интеллект, информационное мировоззрение, коммуникативные возможности, нравственность и воспитание считаются теми основными импульсами, которые обусловят информационное поведение человека. Эти особенности необходимо развивать у студентов, будущих профессионалов, которым предстоит жить и трудиться в информационном мире. Сформированное информационное поведение расширяет спектр творческих и интеллектуальных способностей, формирует дополнительные условия для самосовершенствования и наращивания знаний, способствует адаптации в социокультурной информационной сфере.


Библиографический список
  1. Кулакова Е.В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения. / Е.В. Кулакова Дис. канд. пед. наук (СПбГУКИ). СПб. 2014.
  2. Минкина В.А., Брежнева В.В. Информационная культура специалиста и проблемы её формирования / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. Современное библиотечно-библиографическое образование: Учебные тетради. Вып. 3.- СПб.: СПбГУКИ, 2015. – С.121-126.
  3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество /П.А.Сорокин. М.: Политиздат, 2012. 543 с.


Все статьи автора «Ворошилова Оксана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: