Как известно, 21 век признан веком информационных технологий. Быстрое развитие информационных технологий, глобализация, переход к информационной деятельности, развитие интернет-технологий, сыграли огромную роль в изменении качества жизни людей и обусловили переход к новой ступени в развитии – информационной. Наравне с явными достоинствами информационного столетия в то же время возникли и трудности, которые настойчиво призывают решения. Это – неготовность человека к новейшим для него условиям жизни и деятельности в условиях информационной сферы как технически, так и морально. Особенно важно стоит вопрос обучения культуры информационного поведения у студентов – интеллектуального будущего нашей страны.
За последние десять лет возникло большое количество научных исследований и разработок по вопросу об адаптации студентов в информационном обществе. Рассматриваются информационное мышление, мировоззрение и поведение, а также сетевой этикет; если обобщить вышесказанное, – аспекты, касающиеся информационной культуры человека. Роль человеческого фактора на информационную среду исследовали А. Ершов, А. Соколова, В.Манталова, П.Сорокин.
Формирование информационной культуры и поведения у студентов, которые являются будущим нашей страны важно, поэтому, проблемы формирования информационной компетентности и культуры изучают социологи, педагоги, психологи, философы, такие как В. Сухин, С.Антонов, А.Витухновская.
Активация научного внимания к изучению информационной культуры и отличительным чертам её развития в образовательной сфере, прежде всего, определена условиями нынешнего информационного общества, его нуждами в интеллектуальных, информационно грамотных, нравственных специалистах, способных к слаженному деловому и личностному сосуществованию в относительно новых для них условиях информационного общества [3].
Информационное поведение характеризуется умением разбираться в информационном пространстве, навыками владения информационными технологиями, умением правильно давать оценку и эффективно применять полученную информацию. Умение создавать, распространять и отвечать за продвижение новейших информационных продуктов также лежит в компетенции информационного поведения. Следует отметить, что современный студент ведёт информационный образ жизни, он не может обойтись без сетевого взаимодействия. Сеть Интернет, в частности социальные сети, видеоматериалы, компьютерные игры, для большинства студентов являются основным источником информации. Но, являясь неопытными в силу своего возраста, студенты не обладают знаниями об информационном мире и не имеют социального жизненного опыта [1].
Работники учебно-воспитательной системы ВУЗов способны реализовать задачу воспитания информационного поведения и информационной компетентности. Информационное поведение можно сравнивать и производить оценку. Изучая и рассматривая разнообразие проявления информационного поведения студентов, имеет смысл выделить для диагностики следующие элементы:
- Самооценка собственного уровня информационной компетентности;
- Знание и соблюдение сетевых норм этикета;
- Уровень культуры общения в сети Интернет.
Диагностировать студентов можно анкетированием, тестированием, а также с помощью наблюдения.
К направлениям процесса воспитания культуры информационного поведения можно отнести:
- эстетическое воспитание;
- воспитание информационного мировоззрения;
- развитие творческих и познавательных способностей с помощью информационных технологий;
- развитие культуры сетевого общения.
Необходимо выделить, что развитие информационного поведения должно быть постоянным, целостным педагогическим процессом с интенсивной двусторонней взаимосвязью. Оно обязано осуществляться с помощью включения студентов в познавательную деятельность. Различного вида практическая познавательная деятельность может развивать общительные возможности, развивать ответственность, терпимость, приветливость и прочие, нравственно ценностные особенности [2].
Обобщая, можно отметить, что информационное поведение является необходимой составляющей общей информационной культуры. Непосредственно оно отвечает за действия личности в информационном пространстве. Поэтому интеллект, информационное мировоззрение, коммуникативные возможности, нравственность и воспитание считаются теми основными импульсами, которые обусловят информационное поведение человека. Эти особенности необходимо развивать у студентов, будущих профессионалов, которым предстоит жить и трудиться в информационном мире. Сформированное информационное поведение расширяет спектр творческих и интеллектуальных способностей, формирует дополнительные условия для самосовершенствования и наращивания знаний, способствует адаптации в социокультурной информационной сфере.
Библиографический список
- Кулакова Е.В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения. / Е.В. Кулакова Дис. канд. пед. наук (СПбГУКИ). СПб. 2014.
- Минкина В.А., Брежнева В.В. Информационная культура специалиста и проблемы её формирования / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. Современное библиотечно-библиографическое образование: Учебные тетради. Вып. 3.- СПб.: СПбГУКИ, 2015. – С.121-126.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество /П.А.Сорокин. М.: Политиздат, 2012. 543 с.