УДК 00.004

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Юрьев Алексей Владимирович
Тольяттинский государственный университет
преподаватель кафедры «Городское строительство и хозяйство»

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию и анализу состояния информационных компетенций студентов, обучающихся по программам бакалавриата технических специальностей в высших учебных заведениях. Проведенное исследование позволяет утверждать, что требуется создать условия, в которых участники образовательного процесса будут заинтересованы в формировании и своей оценке информационных компетенций.

Ключевые слова: анализ, бакалавр


ANALYSIS OF THE INFORMATION COMPETENCIES OF BACHELORS TECHNICAL SPECIALTIES

Yuriev Alexey Vladimirovich
Togliatti State University
teacher of "Urban Construction and Management"

Abstract
This article is devoted to the study and analysis of the status of information competence of students enrolled in the undergraduate program of technical specialties in higher educational institutions. The study suggests that the need to create an environment in which the participants of the educational process will be interested in the development and evaluation of their information competencies.

Библиографическая ссылка на статью:
Юрьев А.В. Анализ информационных компетенций бакалавров технических специальностей // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6527 (дата обращения: 06.10.2017).

В современном обществе информация конкурирует по ценности с материальными ресурсами, стремительно увеличивается её объём, а обработка требует специальных знаний умений и навыков – компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения. Начиная с ФГОС 3 и ФГОС 3+, для каждой специальности прописаны необходимые для выпускников компетенции, часть из которых связана с обработкой информации. Способность работать с информацией является обязательным требованием большинства работодателей. По результатам исследования Ахемеджановой Г.В. информационные компетенции являются одной из главных для работодателя[1].

В последнее десятилетие в формировании образовательных стандартов и методик обучения большой акцент приходится на понятие «компетенция» студентов и выпускников. Этот термин трактуются исследователями по-разному и имеет множественные определения в зависимости от контекста. Отчасти именно эта неоднозначность ведет к не восприятию, отторжению со стороны участников  образовательного процесса, недостаточному вниманию к формированию в рамках образовательного процесса.

Отличием является тот факт, что информационные компетенции являются обязательными для выпускников. Об этом говорит и то, что более 90% образовательных стандартов технических специальностей современного бакалавриата содержат информационные компетенции. Процесс обучения невозможен без работы с информацией. Поиск, отбор, преобразование и передача информации являются неотъемлемой частью учебного процесса и, по сути, составляют информационную компетенцию. Инженеры и технические специалисты в современных условиях быстроменяющейся среды и развивающихся технологий, так же не могут эффективно вести профессиональную деятельность без квалифицированной работы с информацией.

Переход на ФГОС ВО поставил перед российскими высшими учебными заведениями сложную задачу, обеспечивающую получение образовательного результата в виде сформированных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Первой частью этой задачи является применение современных образовательных технологий для формирования у обучающихся требуемых компетенций. Второй частью – создание фондов оценочных средств, позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

Как показал анализ  работ таких авторов, как Г.В. Ахметжанова, И.А.Зимняя, А.В Юрьев, и других, несмотря на широкое распространение рассматриваемых понятий в образовательной среде, на данный момент все еще отсутствует однозначная трактовка не только самих понятий «компетенция» и «компетентность», но и их деления на категории и виды [1,2,3] .

Термин информационные компетенции активно используется множеством исследователей в своих работах. Несмотря на это не существует какой-либо общепринятой трактовки этого термина. В информационном пространстве российских исследователей и деятелей высшего образования нет единого понятия термина «информационные компетенции».

Исследователи Л.К. Раицкая, А.Л. Семенов, П.В. Сысоев [4,5,6] информационную компетенцию понимают как знания, умения, навыки и способы деятельности в области информационных технологий, направленные на решение профессиональных задач. То есть акцент делается на использование информационных технологий. У исследователей просматривается сходство в том, что информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами компьютерных технологий. Так, Г.К. Селевко, определяет свойство информационной компетентности совершенным владением информационными технологиями, работой со всеми типами информации» [7]. Г.В Ахметжанова расширяет трактовку информационной компетентности (называемой им ещё и компетентностью ИТ-специалиста) и определяет её, как способность обладать «знаниями, умениями, навыками…» при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами ИКТ, а также уметь  повышать уровень своих знании и опыта в профессиональной сфере[1]. А.В. Юрьев видит информационную компетентность как основу профессиональной компетентности, так как именно она, с одной стороны, обеспечивает реализацию профессиональных знаний, умений и навыков студента, с другой стороны, сама является условием его функционирования[3].

Информационные компетенции понимаются как знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий.

Следует отметить отличие между информационной компетенцией специалистов в области техники и технологии и компетентностью специалистов в области IT.

Анализ ФГОС ВО показал, что в блоке общепрофессиональных компетенций IT специалистов так же встречаются компетенции, определяемые нами как информационные. Блок профессиональных компетенций IT-специалистов содержит другие компетенции, требуемые для решения узкопрофессиональных задач. Информационные компетенции относятся к общепрофессиональным и в равной мере могут использоваться при решении профессиональных задач из любой области.

Для анализа наличия информационных компетенций в образовательных стандартах бакалавриата технических специальностей было рассмотрено 93 ФГОС. Основным критерием отнесения специальности к технической определен приказ Министерства образования и науки РФ за № 1061от 12 сентября 2013 г. [8]. А именно те специальности, которые входят в блоки укрупненных групп – «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Математические и естественные науки».

Каждый образовательный стандарт содержит компетенции, которыми должен обладать выпускник. Они делятся на три типа: общекультурные компетенции, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Анализировались компетенции из общепрофессионального блока. Для ряда специальностей рассматривались общекультурные компетенции в силу отсутствия информационных компетенций в списке общепрофессиональных. Необходимо отметить, что 97,8% (91 ФГОС) рассматриваемых образовательных стандартов содержат компетенции, подходящие под определение информационные компетенции. И только 2,2% рассматриваемых ФГОС не содержат компетенции, формулировки которых могли бы позволить однозначно отнести их к информационным компетенциям. Часто встречающие формулировки информационных компетенций во ФГОС технических специальностей, характеризующиеся способностью:

- «решать стандартные задачи…» профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности встречается 46 раз;

- «осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации…» из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий упоминается 25 раз;

- «понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасность и угрозу», которые возникают или могут возникнуть в этом процессе, с соблюдением требований информационной безопасности встречается 19 раз;

- «использовать основные методы…», определяющие всевозможные способы, подразумевающие получение, хранение, переработку информации и навыки работы с компьютером как со средством управления информацией повторяется 12 раз;

- «использовать навыки работы» с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности включено в ФГОС 11 раз;

- «собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию» по тематике исследования приводится в ФГОС 9 раз;

- «приобретать новые научные и профессиональные знания», используя современные образовательные и информационные технологии и использовать современные информационные технологии, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности встречаются 5 раз;

- «работать» с информацией в глобальных компьютерных сетях 3 раза.

Следует подчеркнуть, что большинство исследователей рассматривают не находят отличия информационные и коммуникационные компетенции, приводят значимость и взаимосвязь данных компетентностей в жизни выпускников вузов. Так, Э.Ф. Морковина [9] отмечает, что информационная и коммуникативная компетентности выполняют интегративную функцию ввиду того, что развитие когнитивной компетентности невозможно без умения работать с информацией, что эта информация необходима в обучении студентов, которое невозможно без вступления в коммуникационные процессы. Это демонстрирует общепрофессиональный характер информационных компетенций. Если рассматривать обучение как профессиональную деятельность обучающегося – студента, то информационные компетенции участвуют в решении профессиональных задач обучения.

Подводя итог, заметим, что каждый автор, рассматривает информационные компетенции ассоциирует их с операциями над информацией, то же прослеживается и в формулировках ФГОС. На основе базовых процессов жизненного цикла информации выделяют следующие операции над информацией: поиск, анализ, отбор, преобразование, хранение, защита и передача. Способность осуществлять эти операции в рамках решения профессиональных задач и определяет информационные компетенции.

Таким образом, изучив и проанализировав теоретические подходы к рассмотрению сущности и структуры информационной компетентности, можно предложить следующее определение информационных компетенций. Информационные компетенции – способность совершать операции с информацией (поиск, анализ, отбор, преобразование, хранение, защита и передача) в рамках профессиональной деятельности, в том числе с использованием средств современных информационных технологий.

Основным выводом является отсутствие единого восприятия понятия компетенция, компетентность, информационные компетенции.

Таким образом перед профессиональным сообществом педагогов стоит задача обсуждения и сравнения традиционных и инновационных способов оценки уровня сформированности компетенций студентов и выпускников. Необходимо создавать инновационную систему оценивания компетенций студентов. Очевидно, разработка информационной формирование является обязательной для включения университета в международное образовательное пространство.

Данный вывод определяет актуальность дальнейшего исследования проблемной ситуации и полезность разработки рекомендаций по повышению уровня сформированности информационных компетенций, а так же создание  системы их оценивания.


Библиографический список
  1. Ахметжанова Г.В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1 (24).
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании //М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – Т. 1. – №. 2. – С. 3.
  3. Юрьев А.В. Недостатки информационной компетентности бакалавров технических специальностей/ А.В. Юрьев // Проблемы современной науки и образования. №29 (71). 2016. – С. 52 – 55.
  4. Раицкая Л. К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования //Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению: Сб. статей. – 2008. – №. 2. – С. 142-150.
  5. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании //М.: Изд-во МИПКРО. – 2000.
  6. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку //Язык и культура. – 2008. – №. 4.
  7. Селевко Г. К. Компетенции и их классификации //Народное образование. – 2004. – №. 4. – С. 139.
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
  9. Морковина Э. Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе //автореферат диссертации канд пед наук. – 2005. – Т. 13. – №. 01.


Все статьи автора «Юрьев Алексей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: