Стремительное развитие информационной составляющей во всех сферах науки, производства и образования требуют от современного человека не только наличия умственных способностей, личностных качеств (таких как быстрое реагирование на изменения, стрессоустойчивости, инициативности), но и ежедневного обучения новым технологиям. Сегодня «образование на протяжении всей жизни» является ведущей мировой тенденцией. В связи с этим, необходимо развивать новые формы, методы, технологии обучения. В ходе исследования, была выделена технология обучения, позволяющая решать вышеописанные проблемы – технология электронного обучения.
Внедрение электронного обучения в университеты поможет решить проблему отсутствия запаса времени, получить образование людям с ограниченными возможностями, а также проживающим в малых городах и сельских поселениях.
Электронное обучение (e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий [1].
В электронном обучении контроль знаний играет особую роль, но при современном темпе жизни, учащийся не всегда может найти время, чтобы сесть за компьютер и пройти тестирование. Стоит отметить, персональные компьютеры, подключенные к сети кабельного Интернета, значительно снижают эффективность электронного обучения, поскольку использование кабельных физических средств передачи информации ограничивают мобильность самого учащегося [2].
На сегодняшний день технологии мобильных устройств не отстают от технологий персональных компьютеров, а в чем-то превосходят их. Мобильные устройства имеют наиболее разумные цены, чем настольные компьютеры, и, следственно, предполагают собой наименее дорогой способ доступа в Интернет. На наш взгляд, использование мобильных технологий для контроля знаний в электронном обучении было бы эффективным решение проблемы. Однако реализация такого рода мобильных приложений требует наличия методически обоснованных приемов реализации контрольно-измерительных материалов для мобильных устройств.
Контрольно-измерительные материалы – это специально разработанные материалы контроля уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций учащихся, выраженные в количественных и качественных показателях, способные наглядно продемонстрировать степень знаний, умений и владений учащегося [3, с. 286, 4, с. 117].
Несомненными преимуществами использования в электронном обучении мобильных устройств и технологий являются:
-
быстрый доступ к учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;
-
постоянная обратная связь с преподавателем и учебным сообществом;
-
учёт индивидуальных особенностей студента — диагностика проблем, индивидуальный темп обучения и т. д.;
-
повышение мотивации обучаемых за счёт использования знакомых технических средств и виртуального окружения;
-
организация автономного обучения;
-
создание персонализированного профессионально ориентированного обучающего пространства студента;
-
развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни.
Одним из примеров использования мобильных технологий в электронном обучении это учебные приложения, загруженные на мобильное устройство. Мобильное приложение является нетрадиционным и актуальным средством организации самостоятельной работы. Учебное мобильное приложение с функцией проверки знаний позволит учащимся пройти тестирование в любом комфортном для него месте, а преподавателя избавит от рутинной проверки знаний и умений учащихся.
Разработка приложения для проверки знаний, в первую очередь, требует выбора программного средства, реализующего возможности создания мобильных приложений. В ходе анализа существующих приложений была выбрана среда визуального редактирования MIT App Inventor [5]. MIT App Inventor – визуальная среда разработки приложений для мобильных устройств на операционной системе Android [6]. Основным преимуществом MIT App Inventor является то, что при разработке приложений необходимость знаний языков программирования отпадает.
При описании методики разработки контрольно-измерительных материалов для мобильных устройств на ОС Android, мы ориентировались на возможность ее использования другими педагогами-практиками, которые бы хотели самостоятельно создать мобильное приложение для проверки знаний.
В методике было выделено два этапа:
-
этап обучения;
-
этап реализации.
В рамках этапа обучения был разработан спецкурс по созданию мобильных приложений в среде визуальной разработки MIT App Inventor.
Цель спецкурса: научить создавать мобильные приложения на ОС Android в среде визуальной разработки MIT App Inventor.
Задачами спецкурса стали:
-
познакомиться со средой визуальной разработки MIT App Inventor;
-
рассмотреть реализацию основных видов алгоритма в среде визуальной разработки MIT App Inventor;
-
рассмотреть реализацию процедур в среде визуальной разразработки MIT App Inventor;
В рамках обучения будут сформированы следующие знания, умения и навыки. Знания:
-
определение алгоритма, виды алгоритмов;
-
основные компоненты и блоки среды визуального редактирования MIT App Inventor.
Умения:
-
создавать новые проекты в среде визуальной разработки MIT App Inventor;
-
реализовывать алгоритмы в среде визуальной разработки MIT App Inventor;
Навыки:
- создания приложений для мобильных устройств на ОС Android в среде визуальной разработки MIT App Inventor.
Структура курса:
-
Сущность алгоритмов, виды алгоритмов.
-
Знакомство со средой MIT App Inventor.
-
Примеры реализации видов алгоритмов в среде визуальной разработки MIT App Inventor.
В соответствии с видами алгоритмов были разработаны задания с инструкциями по их выполнению в среде визуальной разработки MIT App Inventor, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Примеры заданий на каждый вид алгоритма
№ | Виды | Задания | Используемые компоненты MIT App Inventor |
1 | Линейный алгоритм |
|
Текстовое поле; Кнопка; ТекстВРечь; |
|
Кнопка; Проигрыватель; Медиа-файл; |
||
|
Кнопка; Сканер штрих кода; Надпись; |
||
2 | Разветвляющийся алгоритм |
|
Кнопка; Выбор даты; Надпись; Медиа; Использование Переменных; |
|
Флажок; Экран; Кнопка; TinyDB; |
||
|
Текстовое поле; Кнопка; ТекстВРечь; Надпись |
||
3 | Циклический алгоритм |
|
Кнопка; Проигрыватель; Медиа-файл; |
4 | Процедуры |
Программа для переворачивания введенного текста (пользователь вводит текст и если нажимает на кнопку «Перевернуть и произнести», программа произносит перевернутый введенный текст, а если нажимает на кнопку «Перевернуть и вывести» текст переворачивается и выводится на экран). |
Текстовое поле; Кнопка; ТекстВРечь; Надпись; |
Для этапа реализации были описаны требования к составлению тестовых заданий:
-
в тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора;
-
среднее время ответа на тесовое задние не должно превышать 1,5 минуты;
-
тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность ответа;
-
лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот. При этом количество слов в формулировках тестового задания не должно превышать тринадцати;
-
ни в тексте, ни в ответах не должно быть подсказок, а также заведомо ложных и явно выделяющихся, обособленных ответов [7, с. 147, 8, с. 21].
В соответствии с описанной методикой нами было реализовано мобильное приложение для проверки уровня знаний студентов, изучающих раздел «Технология проектирования электронных курсов» дисциплины «Дистанционные образовательные технологии». Проверка реализована в виде теста, содержащего 10 тестовых заданий следующих видов:
-
задание с несколькими правильными ответами;
-
задания с одним правильным ответом;
-
задания на альтернативный выбор.
При выборе правильного ответа начисляется 1 балл, при неправильном выборе – 0 балов, если в вопросе с несколькими правильными ответами выбраны не все ответы, то начисляется 0 баллов. Максимальное количество балов за правильное прохождение теста 10 баллов. Перед началом тестирования, учащийся должен ввести свои фамилию, имя и отчество. Конечный балл вместе с ФИО хранятся в базе данных Firebase.
При входе в приложение, открывается главный экран, на котором расположено краткое описание теста и поле для ввода фамилии, имя и отчество (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Интерфейс главного экрана приложения
Если пользователь не вводит свои данные, то появляется окно с предупреждением. Интерфейс главного экрана организован с помощью компонентов: изображение, надпись, кнопка, текст, уведомитель, TinyDB. После нажатия на кнопку «Начать тестирование», тег «Балл» обнуляется, если пользователь вводит свои данные, то они сохраняются в тег «ФИО» (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Организация функционала главного экрана
Тестовое задание с одним правильным ответом организовано с помощью компонентов: надпись, список, кнопка (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Тестовое задание с одним правильным ответом
Тестовое задание с несколькими правильными ответами организованно с помощью компонентов: надпись, флажок, кнопка, TinyDB (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Тестовое задание с несколькими правильными ответами
Тестовое задание на альтернативный выбор организованно с помощью компонентов: надпись, список, кнопка (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Тестовое задание на альтернативный выбор
После завершения тестирования, учащемуся выводится результат тестирования в баллах и процентах (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Результат тестирования
Данное приложение будет использовано при организации текущего контроля по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии» среди студентов педагогического образования. Наличие мобильного приложения позволит реализовать функцию самоконтроля, поскольку студенты в любое удобное для них время смогут запустить его со своего мобильного устройства и пройти тестирование. Следует также отметить, что статистика обращения к тестам на мобильных устройствах выше, чем к тестам, размещенным на образовательном портале университета.
Таким образом, разработанная нами методика позволит самостоятельно создавать контрольно-измерительные приложения различных видов для мобильных устройств на ОС Android, использовать их для повышения эффективности контроля обучения как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов (через реализацию самоконтроля).
Библиографический список
- Электронное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hotuser.ru/distanczionnoe-obuchenie/1142–e-learning (дата обращения: 01.10.2016).
- Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография / И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В.Чернова, Л.Ф.Ганиева, К.А.Рубан, В.Н. Макашова / – Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им Г.И.Носова, 2016. – С.97.
- Воронцова, О.Р. Шаги проектирования контрольно-измерительных материалов в рамках формирования компетенций [Текст] / О.Р. Воронцова, Катержина С.Ф. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – №3. – С.305.
- Федченко Е.В. Методика обучения будущих учителей осуществлению компьютерного тестирования с использованием новых информационных технологий / Е.В. Федченко, М.Н. Яковлева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». Москва – Иркутск. – № 2 (9). – 2007. – С.256.
- Визуальная среда редактирования MIT App Inventor [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ai2.appinventor.mit.edu (дата обращения: 30.10.2016).
- Ливенец М.А. Программирование мобильных приложений в MIT App Inventor. Практикум [Электронный ресурс] / М.А. Ливенец, Б.Б Ярмахов. – Режим доступа: http://appinvent.ru/__f/__uroki/AppInventor-Programma-Praktikum.pdf (дата обращения: 02.10.2016).
- Климова Т.Е. Технология конструирования стандартизированных дидактических тестов для оценки качества образования: уч. Пособие / Т.Е. Климова, И. Г. Овчинникова, Е. В. Федченко // Магнитогорск: МаГУ, 2003. – с.147.
- Федченко, Е. В. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерного тестирования в учебном процессе Текст.: автореферат дисс..канд. пед. наук/Е. В. Федченко. Магнитогорск, 2006. – с.21.