УДК 378.146, 004.4.24

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА ОС ANDROID

Георгиевских Наталья Валерьевна1, Карманова Екатерина Владимировна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент 5 курса
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы электронного обучения и их решение с помощью использования мобильных устройств. Также описана методика реализации контрольно-измерительных материалов для мобильных устройств на ОС Andriod. В соответствии с разработанной методикой было разработано мобильное приложение для контроля знаний в визуальной среде редактирования MIT App Inventor.

Ключевые слова: контрольно-измерительные материалы, методика, мобильные приложения, мобильные устройства, ОС Android, электронное обучение


THE METHODOLOGY OF THE TEST MATERIALS FOR MOBILE DEVICES FOR OS ANDROID

Georgievskikh Natalia Valerevna1, Karmanova Ekaterina Vladimirovna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, associate professor, Department of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
This article discusses the problem of e-learning, and their solution through the use of mobile devices. The article also describes a method of realization of test materials for mobile devices running Andriod. And in accordance with the established methodology we developed a mobile application for the control of knowledge in the visual environment MIT App Inventor editing.

Keywords: e-learning, MIT App Inventor


Библиографическая ссылка на статью:
Георгиевских Н.В., Карманова Е.В. Методические основания разработки контрольно-измерительных материалов для мобильных устройств на ОС Android // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6547 (дата обращения: 12.07.2023).

Стремительное развитие информационной составляющей во всех сферах науки, производства и образования требуют от современного человека не только наличия умственных способностей, личностных качеств (таких как быстрое реагирование на изменения, стрессоустойчивости, инициативности), но и ежедневного обучения новым технологиям. Сегодня «образование на протяжении всей жизни» является ведущей мировой тенденцией. В связи с этим, необходимо развивать новые формы, методы, технологии обучения. В ходе исследования, была выделена технология обучения, позволяющая решать вышеописанные проблемы – технология электронного обучения.

Внедрение электронного обучения в университеты поможет решить проблему отсутствия запаса времени, получить образование людям с ограниченными возможностями, а также проживающим в малых городах и сельских поселениях.

Электронное обучение (e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий [1].

В электронном обучении контроль знаний играет особую роль, но при современном темпе жизни, учащийся не всегда может найти время, чтобы сесть за компьютер и пройти тестирование. Стоит отметить, персональные компьютеры, подключенные к сети кабельного Интернета, значительно снижают эффективность электронного обучения, поскольку использование кабельных физических средств передачи информации ограничивают мобильность самого учащегося [2].

На сегодняшний день технологии мобильных устройств не отстают от технологий персональных компьютеров, а в чем-то превосходят их. Мобильные устройства имеют наиболее разумные цены, чем настольные компьютеры, и, следственно, предполагают собой наименее дорогой способ доступа в Интернет. На наш взгляд, использование мобильных технологий для контроля знаний в электронном обучении было бы эффективным решение проблемы. Однако реализация такого рода мобильных приложений требует наличия методически обоснованных приемов реализации контрольно-измерительных материалов для мобильных устройств.

Контрольно-измерительные материалы – это специально разработанные материалы контроля уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций учащихся, выраженные в количественных и качественных показателях, способные наглядно продемонстрировать степень знаний, умений и владений учащегося [3, с. 286, 4, с. 117].

Несомненными преимуществами использования в электронном обучении мобильных устройств и технологий являются:

  • быстрый доступ к учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;
  • постоянная обратная связь с преподавателем и учебным сообществом;
  • учёт индивидуальных особенностей студента — диагностика проблем, индивидуальный темп обучения и т. д.;
  • повышение мотивации обучаемых за счёт использования знакомых технических средств и виртуального окружения;
  • организация автономного обучения;
  • создание персонализированного профессионально ориентированного обучающего пространства студента;
  • развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни.

Одним из примеров использования мобильных технологий в электронном обучении это учебные приложения, загруженные на мобильное устройство. Мобильное приложение является нетрадиционным и актуальным средством организации самостоятельной работы. Учебное мобильное приложение с функцией проверки знаний позволит учащимся пройти тестирование в любом комфортном для него месте, а преподавателя избавит от рутинной проверки знаний и умений учащихся.

Разработка приложения для проверки знаний, в первую очередь, требует выбора программного средства, реализующего возможности создания мобильных приложений. В ходе анализа существующих приложений была выбрана среда визуального редактирования MIT App Inventor [5]. MIT App Inventor – визуальная среда разработки приложений для мобильных устройств на операционной системе Android [6]. Основным преимуществом MIT App Inventor является то, что при разработке приложений необходимость знаний языков программирования отпадает.

При описании методики разработки контрольно-измерительных материалов для мобильных устройств на ОС Android, мы ориентировались на возможность ее использования другими педагогами-практиками, которые бы хотели самостоятельно создать мобильное приложение для проверки знаний.

В методике было выделено два этапа:

  • этап обучения;
  • этап реализации.

В рамках этапа обучения был разработан спецкурс по созданию мобильных приложений в среде визуальной разработки MIT App Inventor.

Цель спецкурса: научить создавать мобильные приложения на ОС Android в среде визуальной разработки MIT App Inventor.

Задачами спецкурса стали:

  • познакомиться со средой визуальной разработки MIT App Inventor;
  • рассмотреть реализацию основных видов алгоритма в среде визуальной разработки MIT App Inventor;
  • рассмотреть реализацию процедур в среде визуальной разразработки MIT App Inventor;

В рамках обучения будут сформированы следующие знания, умения и навыки. Знания:

  • определение алгоритма, виды алгоритмов;
  • основные компоненты и блоки среды визуального редактирования MIT App Inventor.

Умения:

  • создавать новые проекты в среде визуальной разработки MIT App Inventor;
  • реализовывать алгоритмы в среде визуальной разработки MIT App Inventor;

Навыки:

  • создания приложений для мобильных устройств на ОС Android в среде визуальной разработки MIT App Inventor.

Структура курса:

  1. Сущность алгоритмов, виды алгоритмов.
  2. Знакомство со средой MIT App Inventor.
  3. Примеры реализации видов алгоритмов в среде визуальной разработки MIT App Inventor.

В соответствии с видами алгоритмов были разработаны задания с инструкциями по их выполнению в среде визуальной разработки MIT App Inventor, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Примеры заданий на каждый вид алгоритма

Виды Задания Используемые компоненты MIT App Inventor
1 Линейный алгоритм
  • Программа для произношения введенного текста (пользователь вводит текст в поле и нажимает кнопку «произнести». Приложение произносит введенный текст)
Текстовое поле;
Кнопка;

ТекстВРечь;

  • Программа для проигрывания музыки (после того, как пользователь нажал на кнопку «Воспроизвести», проигрывается заранее загруженная музыка)
Кнопка; Проигрыватель;
Медиа-файл;
  • Программа для сканирования штрих-кода (пользователь нажимает на кнопку «Сканировать», наводит на штрих-код, программа сканирует и выводит результат)
Кнопка;
Сканер штрих кода;

Надпись;

2 Разветвляющийся алгоритм
  • Сколько лет человеку (пользователь вводит дату своего рождение и нажимает подсчитать. Приложение выводит фактический возраст пользователя.)
Кнопка;
Выбор даты;

Надпись;

Медиа;

Использование

Переменных;

  • Тест на темперамент

    (пользователь отвечает на три вопроса, связанные с характеристикой личности, программа подсчитывает полученные баллы за ответы и выводит соответствующий тип темперамента)

Флажок;
Экран;

Кнопка;

TinyDB;

  • Программа для произношения введенного текста (вводит текст сообщение в поле и нажимает кнопку «произнести». Необходимо реализовать проверку: если в поле пусто, то программа произносит «Введите текст», если поле заполнено, то произносится сообщение)
Текстовое поле;
Кнопка;

ТекстВРечь;

Надпись

3 Циклический алгоритм
  • Программа для проигрывания музыки (пользователь вводит в поле число, нажимает на кнопку «Воспроизвести»; музыка проигрывается столько раз, сколько ввел пользователь, либо пока пользователь не нажмет на кнопку «Остановить»)
Кнопка; Проигрыватель;
Медиа-файл;
4 Процедуры

Программа для переворачивания введенного текста (пользователь вводит текст и если нажимает на кнопку «Перевернуть и произнести», программа произносит перевернутый введенный текст, а если нажимает на кнопку «Перевернуть и вывести» текст переворачивается и выводится на экран).

Текстовое поле;
Кнопка;

ТекстВРечь;

Надпись;

Для этапа реализации были описаны требования к составлению тестовых заданий:

  • в тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора;
  • среднее время ответа на тесовое задние не должно превышать 1,5 минуты;
  • тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность ответа;
  • лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот. При этом количество слов в формулировках тестового задания не должно превышать тринадцати;
  • ни в тексте, ни в ответах не должно быть подсказок, а также заведомо ложных и явно выделяющихся, обособленных ответов [7, с. 147, 8, с. 21].

В соответствии с описанной методикой нами было реализовано мобильное приложение для проверки уровня знаний студентов, изучающих раздел «Технология проектирования электронных курсов» дисциплины «Дистанционные образовательные технологии». Проверка реализована в виде теста, содержащего 10 тестовых заданий следующих видов:

  • задание с несколькими правильными ответами;
  • задания с одним правильным ответом;
  • задания на альтернативный выбор.

При выборе правильного ответа начисляется 1 балл, при неправильном выборе – 0 балов, если в вопросе с несколькими правильными ответами выбраны не все ответы, то начисляется 0 баллов. Максимальное количество балов за правильное прохождение теста 10 баллов. Перед началом тестирования, учащийся должен ввести свои фамилию, имя и отчество. Конечный балл вместе с ФИО хранятся в базе данных Firebase.

При входе в приложение, открывается главный экран, на котором расположено краткое описание теста и поле для ввода фамилии, имя и отчество (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Интерфейс главного экрана приложения

Если пользователь не вводит свои данные, то появляется окно с предупреждением. Интерфейс главного экрана организован с помощью компонентов: изображение, надпись, кнопка, текст, уведомитель, TinyDB. После нажатия на кнопку «Начать тестирование», тег «Балл» обнуляется, если пользователь вводит свои данные, то они сохраняются в тег «ФИО» (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Организация функционала главного экрана

Тестовое задание с одним правильным ответом организовано с помощью компонентов: надпись, список, кнопка (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Тестовое задание с одним правильным ответом

Тестовое задание с несколькими правильными ответами организованно с помощью компонентов: надпись, флажок, кнопка, TinyDB (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Тестовое задание с несколькими правильными ответами

Тестовое задание на альтернативный выбор организованно с помощью компонентов: надпись, список, кнопка (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Тестовое задание на альтернативный выбор

После завершения тестирования, учащемуся выводится результат тестирования в баллах и процентах (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Результат тестирования

Данное приложение будет использовано при организации текущего контроля по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии» среди студентов педагогического образования. Наличие мобильного приложения позволит реализовать функцию самоконтроля, поскольку студенты в любое удобное для них время смогут запустить его со своего мобильного устройства и пройти тестирование. Следует также отметить, что статистика обращения к тестам на мобильных устройствах выше, чем к тестам, размещенным на образовательном портале университета.

Таким образом, разработанная нами методика позволит самостоятельно создавать контрольно-измерительные приложения различных видов для мобильных устройств на ОС Android, использовать их для повышения эффективности контроля обучения как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов (через реализацию самоконтроля).


Библиографический список
  1. Электронное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hotuser.ru/distanczionnoe-obuchenie/1142–e-learning (дата обращения: 01.10.2016).
  2. Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография / И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В.Чернова, Л.Ф.Ганиева, К.А.Рубан, В.Н.  Макашова / – Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им Г.И.Носова, 2016. – С.97.
  3. Воронцова, О.Р. Шаги проектирования контрольно-измерительных материалов в рамках формирования компетенций [Текст] / О.Р. Воронцова, Катержина С.Ф. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – №3. – С.305.
  4. Федченко Е.В. Методика обучения будущих учителей осуществлению компьютерного тестирования с использованием новых информационных технологий / Е.В. Федченко, М.Н. Яковлева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». Москва – Иркутск. – № 2 (9). – 2007. – С.256.
  5. Визуальная среда редактирования MIT App Inventor [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ai2.appinventor.mit.edu (дата обращения: 30.10.2016).
  6. Ливенец М.А.  Программирование мобильных приложений в MIT App Inventor. Практикум [Электронный ресурс] / М.А.  Ливенец, Б.Б Ярмахов. – Режим доступа: http://appinvent.ru/__f/__uroki/AppInventor-Programma-Praktikum.pdf (дата обращения: 02.10.2016).
  7. Климова Т.Е.  Технология конструирования стандартизированных дидактических тестов для оценки качества образования: уч. Пособие / Т.Е. Климова, И. Г. Овчинникова, Е. В. Федченко // Магнитогорск: МаГУ, 2003. – с.147.
  8. Федченко, Е. В. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерного тестирования в учебном процессе Текст.: автореферат дисс..канд. пед. наук/Е. В. Федченко. Магнитогорск, 2006. – с.21.


Все статьи автора «Георгиевских Наталья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: