УДК 372.8

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Шипилова Александра Александровна
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

Аннотация
Статья посвящена применению компьютерного моделирования на уроках русского языка в начальной школе. В связи с модернизацией российского образования и повсеместными внедрением информационных технологий моделирование все чаще используется в процессе обучения в начальной школе. Статья описывает особенности применения моделирования на уроках русского языка.

Ключевые слова: начальная школа, русский язык


COMPUTER SIMULATION ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

Shipilova Alexandra Alexandrovna
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Abstract
The article is devoted to application of computer modeling on the lessons of the Russian language in primary school. In connection with the modernization of Russian education and the widespread introduction of information technology modeling is increasingly used in the learning process in elementary school. This article describes the features of the application simulation on the lessons of the Russian language.

Библиографическая ссылка на статью:
Шипилова А.А. Компьютерное моделирование на уроках русского языка в начальной школе // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5744 (дата обращения: 26.07.2023).

Важным направлением модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих становление образования нового типа, который отвечает всем потребностям развития и саморазвития личности в современном мире.

Начальной школа является фундаментом, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Важно научить младшего школьника за 4 года обучения осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие объемы информации. Способствует этому сочетание традиционных методов обучения и современных информационных компьютерных технологий. Компьютер служит средством для развития ребенка, для формирования у него качественно новых практических знаний и умений.

К психологическим особенностям младших школьников можно отнести их высокую эмоциональность, которая ограничивается учебным процессом на традиционных уроках. Уроки, с использованием компьютерной поддержки, помогают частично разрядить высокую эмоциональную атмосферу и создать благоприятные условия на уроке. Одним из основных видов деятельности младших школьников является игра, поэтому компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи.

Русский язык является одним из сложнейших предметом в школьной программе. На уроках русского языка ученики приобретают большой объем знаний, которые необходимы им и по другим предметам. Очень важно показывать наглядно материал.

Одним из эффективных направлений использования информационных технологий в обучении является компьютерное моделирование. Как вид математического моделирования, компьютерное моделирование может служить мощным средством решения различных учебных задач.

Модель – это формализованное представление объекта или системы, которое, отображает или воспроизводит реальный объект, способно заместить его так, что  изучение модели дает новую информацию об объекте исследования.

Моделирование – это научного исследования, заключающийся в построении и изучении моделей исследуемого объекта.

Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, приближающихся по содержанию к понятиям.

Компьютерное моделирование в научных и практических исследованиях является одним из основных инструментов познания.

Моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления.  Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Для лучшего понимания изучаемого материала используются знаково-символические средства: модели слов, предложения, текста, диалога, различные схемы.

Модели создают  у школьников наглядную основу для изучения объекта (его некий образ), что позволяет подключить к усвоению объекта не только логическое, но и более развитое образное мышление. Это особенно важно для детей с преимущественно развитым правым полушарием, которые усваивают материал в основном за счёт создания таких образов.

Использование в процессе обучения моделей позволяет наглядно продемонстрировать основные характеристики понятий и усвоить их. Опорные модели и схемы способствуют развитию способов деятельности учащихся, т.к. изучение понятий с опорой вызывает необходимость проводить ряд действий с каждым из них.

Приведем примеры компьютерного моделирования на уроках русского языка по теме «Глагол».

Глаголы отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм. Это вызывает определенные трудности у младших школьников при овладении данной частью речи. Поэтому изучение глаголов требует использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении младшими школьниками такой части речи, как глагол.

Работа по теме начинается с повторения о глаголе как части речи. Для этого можно использовать различные тестовые задания. Возможно использование моделей о глаголе (рис.1).

       Рисунок 1. Модель глагола

При изучении и повторении неопределенной формы глагола можно использовать наглядную модель (рис.2):

Рисунок 2. Неопределенная форма глагола

При изучении спряжений глагола, для лучшего запоминания составляется модель (рис.3):

Рисунок 3. Спряжение глагола

Компьютерное моделирование расширяет границы традиционного обучения. Необходимо внедрять его на всех уроках. Это позволит учащимся лучше осваивать учебный материал.


Библиографический список
  1. Горкунова Т.Н. Применение технологии учебного моделирования на уроках русского языка. – Электронный ресурс: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-6054
  2. Гусева Е. Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск: МаГУ, 1999. – 168 с.
  3. Гусева Е. Н. Информатика : учеб. пособие / Е.Н.Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Е.Н. Мовчан, Л.А Савельева. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 216 с.
  4. Гусева Е.Н. Математические основы информатики/ Е.Н. Гусева, И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, С.А. Повитухин, Л.А. Савельева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016.- 234 с.
  5. Гусева Е. Н. Математика и информатика: [электронный ресурс]  учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. –М.: Флинта, 2015– 400 с. –Режим доступа:  lf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Matematika/Matematika-i-informatika-148-103807
  6. Гусева Е.Н. Основы имитационного моделирования экономических процессов: лаб. практикум / Е.Н. Гусева. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 140с.
  7. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.-М.:Глобус. – Волгоград: Панорама, 2009.


Все статьи автора «Шипилова Александра Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: