УДК 372.8

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Авдошина Надежда Николаевна
Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого
студентка 5 курса

Аннотация
Данная статья посвящена организации подготовки старших школьников к олимпиаде по информатике, выявлению форм работы с одаренными детьми, основных правил, используемые при их подготовке.

Ключевые слова: олимпиада по информатике, система подготовки школьников к олимпиаде, школьные олимпиады


THE SYSTEM OF TRAINING HIGH SCHOOL STUDENTS FOR THE OLYMPIAD IN INFORMATICS

Avdoshina Nadezhda Nikolayevna
Tula State Pedagogical University Lev Tolstoy
5th year student

Abstract
This article is dedicated to the training of high school students to the Olympiad in Informatics, revealing forms of work with gifted children, the basic rules used in their preparation.

Keywords: school Olympiad Olympiad in Informatics, system of training students for the Olympics


Библиографическая ссылка на статью:
Авдошина Н.Н. Система подготовки старших школьников к олимпиадам по информатике // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6493 (дата обращения: 12.07.2023).

В настоящее время для учащихся старшего школьного возраста одним из наиболее эффективных средств выявления способностей и уровней одаренности, а также развития интеллектуальных и творческих способностей являются подготовка и участие в предметных олимпиадах. Среди всех школьных предметов можно выделить информатику как наиболее динамичный предмет, т.к. содержание олимпиадных задач по информатике постоянно изменяется.

Как показывает опыт подготовки одаренных детей к олимпиадам по информатике, на занятиях целесообразно применять следующую систему подготовки одаренных детей к участию в олимпиаде (см. рис. 1)

Рисунок 1. Система подготовки учащихся к олимпиаде

Подготовка к олимпиаде будет более эффективной, если данное мероприятие не будет восприниматься как разовое, после завершения которого организация работы заканчивается.

Подготовка должна быть систематической, иначе ожидаемый результат не будет достигнут. Необходимо начинать данную подготовку с начала учебного года, включая:

-     использование элективных курсов для развития творческих способностей детей;

-     разработку индивидуальной программы подготовки к олимпиаде для каждого учащегося;

-     проведение диагностики (например, интеллектуальные соревнования по определенному разделу индивидуального образовательного маршрута);

-     совершенствование и развитие у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении задач;

-     применение учителем всех имеющихся в его распоряжении возможностей: практикумы в лабораториях вузов, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

Основываясь на имеющемся опыте по подготовке одаренных учащихся к олимпиадам, были выявлены основные правила, используемые при подготовке школьников (см. рис. 2).

Рисунок 2. Правила подготовки школьников к участию в олимпиаде

Распространенной формой работы с одаренными учащимися являются факультативные занятия. Данная форма работы позволяет в рамках тематического планирования факультатива работать с талантливыми школьниками, причем строгого ограничения планом нет: всегда можно уделить внимание какой-либо проблеме больше, чем предусмотрено планом, количество часов работы можно также выбирать самостоятельно, учитывая настрой и возможности учащихся.

Для успешной работы с одаренными учащимися необходимо:

-     осознание важности данной работы каждым членом коллектива, усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

-     создание методической системы и предметной подсистемы работы с талантливыми школьниками, осуществление ее постоянного совершенствования;

-     признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;

-     проведение постоянной работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

Очевидно, что в работе с одаренными детьми необходимы индивидуальные формы обучения.

Для оценки освоения материала по подготовке к олимпиадам по информатике и ИКТ следует использовать экспертный лист самооценки учащегося, в котором отображены все основные знания, умения и навыки, которые осваивает учащийся.

Также продуктивно подготовиться к олимпиадам по информатике позволяет индивидуальный план подготовки одаренного ребенка. В нем фиксируются все мероприятия, в которых учащийся принимал участие, сроки данного мероприятия, если мероприятие имеет сайт, то он также отображается в плане, и обязательно указывается отметка о выполнении (результат).

Острой проблемой в рамках означенного направления является проблема перехода от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьников. Одним из решений данной проблемы может быть портфолио, которое является способом фиксирования и накопления достижений учащихся. Основная цель портфолио – это представление отчета по процессу обучения и подготовки школьника, возможность показать значимые образовательные результаты в целом, продемонстрировать индивидуальный прогресса ученика, показать его способности применять на практике приобретенные знания и умения.

Развитие интереса учащихся к такому предмету как информатика не может идти только в рамках содержания изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Разбудить в школьниках активную деятельность можно только через организацию системы, предусматривающей развитие учащихся.


Библиографический список
  1. Беров, В.И. Особенности национальных задач по информатике: Учебное издание./ В.И.Беров, А.В.Лапунов, В.А.Матюхин, А.Е.Пономарев. – Киров, 2000.
  2. Долинский, М.С. Решение сложных и олимпиадных задач по программированию./ М.С.Долинский. – СПб: Питер, 2006.


Все статьи автора «Авдошина Надежда Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: