УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Репринцева Елена Васильевна1, Зюкин Данил Алексеевич2
1ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
2ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, к.э.н., старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
Представлен опыт организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников-бакалавров в Курском государственном медицинском университете, описаны критерии оценки, используемые на разных ее этапах. Дана характеристика тематики, процесса выполнения и практической значимости выпускных квалификационных работ выпускников 2015 и 2016 годов по направлениям подготовки «Экономика» и «Социальная работа».

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа студента, государственная итоговая аттестация, образовательный процесс


ORGANIZATIONAL-METHODICAL ASPECTS OF STATE FINAL CERTIFICATION OF GRADUATES

Reprintseva Elena Vasilievna1, Zyukin Danil Alekseevich2
1Kursk State Medical University, candidate of science of pharmacy, associate professor of the department of economy and management
2Kursk State Medical University, candidate of science of economy, senior lecturer of the department of economy and management

Abstract
There has been presented the experience of organizing and carrying out the state final certification of graduates-bachelors in Kursk state medical University, described the evaluation criteria used at different stages. There has been given the characteristics of the subjects, the process of implementation and practical significance of graduation projects of graduates of 2015 and 2016 in the areas of «Economy» and «Social work».

Keywords: educational process, final qualification work of the student, state final examination


Библиографическая ссылка на статью:
Репринцева Е.В., Зюкин Д.А. Организационно-методические аспекты государственной итоговой аттестации выпускников // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6599 (дата обращения: 01.10.2017).

На заключительном этапе обучения бакалавров должна проводиться государственная итоговая аттестация выпускников (ГИА). Ее целью  является определение уровня теоретической и практической подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач, соответствия их компетенций требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и основных образовательных программ [1].

В Курском государственном медицинском университете (КГМУ) осуществляется подготовка бакалавров по ряду направлений, в том числе 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 39.03.02 «Социальная работа». Содержательной основой ГИА являются ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки. С целью организационно-методического сопровождения ГИА разработаны «Положение о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета», а также программы ГИА выпускников по соответствующим направлениям подготовки [2].

Государственная итоговая аттестация бакалавров в КГМУ предусматривает проведение испытаний следующих видов: государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен представляет собой аттестационное испытание, устанавливающее оценку уровня подготовки выпускника и его компетентности в решении типичных профессиональных задач и проблем. Проводится государственный экзамен по профессионально-ориентированным междисциплинарным ситуационным задачам (кейсам), каждая из которых включает  описание проблемы и задание по ее решению. К ситуационной задаче прилагается 4-5 вопросов, которые позволяют оценить уровень компетентности выпускника, возможность использования его теоретической и практической базы при решении типичных профессиональных задач.

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки, используемые в ходе государственного экзамена бакалавров в 2016г., представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии оценки, используемые в ходе государственного экзамена бакалавров

Оценка в баллах

Содержание ответа

5

отлично

Выпускник отлично ориентируется в теоретических аспектах проблемы, успешно использует теоретические знания для решения профессионально типичной ситуации, умеет делать выводы, разрабатывать и принимать соответствующие управленческие решения, может в полном объеме выполнять все виды профессиональной деятельности

4

хорошо

Выпускник хорошо ориентируется в теоретических аспектах проблемы, умеет использовать теоретические знания для решения профессионально типичной ситуации, испытывает некоторые затруднения при обобщении результатов и разработке соответствующих управленческих решений, может выполнять все виды профессиональной деятельности

3

удовлетворительно

Выпускник имеет определенные теоретические знания по затронутой проблеме, испытывает затруднения при использовании теоретических знания для решения профессионально типичной ситуации и обобщении результатов, не может разработать соответствующее управленческое решение, может выполнять виды профессиональной деятельности не в полном объеме

2

неудовлетворительно

У выпускника отсутствуют системные теоретические  знания по затронутой проблеме, он не может решить профессионально типичную ситуацию, сделать соответствующий вывод и обобщить результаты, не готов к выполнению профессиональных видов деятельности

Следует отметить, что по результатам государственного экзамена все выпускники 2015 и 2016 годов получили положительные оценки. Средний балл составил 4,2 – 4,3.

Наряду с государственным экзаменом в рамках ГИА бакалавров в КГМУ проводится защита выпускной квалификационной работы (ВКР).

ВКР выполняется студентами в период научно-исследовательской преддипломной практики в форме бакалаврской работы, которая представляет собой самостоятельно выполненную обучающимся письменную работу, демонстрирующую уровень готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Процесс выполнения ВКР включает ряд этапов:

1) выбор и утверждение темы ВКР;

2) определение цели и задач ВКР;

3) сбор, обработка и анализ информации;

4) обобщение результатов исследования, разработка предложений по совершенствованию предмета исследования;

5) оформление работы;

6) защита ВКР.

В настоящее время мы имеем опыт выполнения ВКР выпускниками 2015 и 2016 годов по направлениям подготовки «Экономика» и «Социальная работа», ГИА выпускников, обучающихся по направлению «Менеджмент», будет впервые проведена в 2017 году.

Для выполнения ВКР на выпускающих кафедрах социальной работы, экономики и менеджмента разработаны «Методические рекомендации по выполнению и защите ВКР по соответствующим направлениям подготовки». Примерная тематика ВКР разрабатывается выпускающей кафедрой. Темы ВКР выпускников утверждаются на заседании кафедры и деканом факультета.

Исследовательская проблематика ВКР, выполненных в 2015-2016 годах отражает предметно-объектную область, соответствующую направлению подготовки. Для выпускников факультета социальной работы – это социальная работа с молодежью, семьей, лицами с ограниченными возможностями, социальная работа в здравоохранении. В работах выпускников факультета экономики и менеджмента исследуются различные аспекты экономики организаций, в т.ч. организаций здравоохранения: анализ и планирование производственной и финансовой деятельности, кадровый потенциал и мотивация персонала, состояние материально-технического обеспечения и др. В связи с переходом на обучение по «ФГОС ВО 3+» тематика ВКР выпускников 2017 года пересмотрена таким образом, чтобы рассматриваемые в них проблемы соответствовали утвержденным профилям обучения.

Темы выпускных квалификационных работ имеют практическую направленность, ряд работ выполнены по социальным заказам: социальная работы 100%, экономика – 70%. Треть работ представляет результаты многолетних исследований, результаты которых опубликованы в научных журналах, в т.ч. РИНЦ, и докладывались на научно-практических конференциях различного уровня. Практическая значимость результатов проведенных исследований подтверждается актами об использовании предложений.

При выполнении экспериментальной части ВКР для сбора информации используются социологические методы и контент-анализ документов. Выпускники факультета социальной работы применяют алгоритмы социального обследования, технологии эмпирических исследований. Выпускники направления подготовки «Экономика» для обработки результатов исследования используют математические, статистические методы, в том числе корреляционно-регрессионный и факторный анализ, методы маркетинга и менеджмента. Статистическая обработка результатов исследований проводится с использованием ПЭВМ. В работах обязательно присутствуют элементы графоаналитического анализа: таблицы, диаграммы, рисунки, схемы.

Выполненные бакалаврские работы, имеют традиционное построение и состоят из введения; теоретического раздела; аналитического (экспериментального) раздела, включающего описание результатов проведенных выпускником социологических или экономическо-статистических исследований, мероприятия по совершенствованию предмета исследования; выводы; список использованных источников; приложения. Оформление ВКР соответствует ГОСТу.

Тексты ВКР проверяются на объем заимствования. Оригинальность бакалаврских работ, выполненных в 2015 и 2016 годах составляла более 72%. Кроме того, тексты допущенных к защите ВКР размещаются в электронной библиотечной системе КГМУ и доступны для ознакомления.

Защита ВКР проходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии в соответствии с установленными временными режимами выступления и обсуждения содержания работы. Доклады выпускников по содержанию ВКР сопровождаются мультимедийными презентациями.

Оценка ВКР проводится по пятибалльной системе. Для оценки бакалаврских работ члены комиссии используют «Критерии и шкалу оценки выпускной квалификационной работы выпускников по соответствующим направлениям подготовки. Указанные критерии разработаны выпускающими кафедрами и  утверждены проректором по образовательной деятельности и общим вопросам.

Основными являются пять групп критериев: содержание ВКР, обзор литературы, экспериментальная часть, практическая значимость, оформление и защита результатов работы. Критерии и шкала оценки ВКР по направлению подготовки экономика представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Критерии оценки выпускной квалификационной работы по направлению подготовки Экономика

Критерии

Кол-во баллов

Содержание ВКР Актуальность темы

1-3

Новизна исследования

1-2

Полнота исследования нормативно-правовых основ изучаемой проблемы

1-2

Анализ проблемы в России и за рубежом

1-2

Обзор литературы Не менее 50 источников

1

Не менее 90% современных

1

Не менее 10% Интернет – источников

1

Развернутое заключение по обзору литературы

1

Экспериментальная часть Наличие концепции

1

Экономико-статистические расчеты

1-3

Расчеты на ПЭВМ

1

Экономическая эффективность, обоснование результатов

1-3

Оригинальность исследования, авторские разработки

1-4

Практическая значимость Социальный заказ

1

Акт внедрения

1

Участие в конкурсах научных работ

1

Победа в конкурсах научных работ

2

Выступление с докладом в СНО

1

Публикации в журналах ВАК

4

Публикации в журналах, включенных в систему цитирования РИНЦ

2

Публикации в сборниках научных работ, журналах, не включенных в систему РИНЦ

1

Оформление и защита ВКР Оформление в соответствии с ГОСТом

1-3

Изложение доклада

1-3

Ответы на вопросы членов ГЭК

1-4

Оценка за ВКР выставляется в зависимости от набранной суммы баллов по следующему алгоритму:

– отлично – сумма баллов 40 и более;

– хорошо – 30-39 баллов;

- удовлетворительно – 20-29 баллов;

- неудовлетворительно – менее 20 баллов.

Все выпускники в 2015 и 2016 годов успешно защитили ВКР. Средний балл составил на факультете социальной работы в 2015 году 4,3, в 2016 году – 4,5; по направлению подготовки Экономика –  4,5 и 4,0 соответственно. По результатам защиты бакалаврских работ государственная экзаменационная комиссия отмечает достаточно высокий теоретический и практический уровень подготовленности выпускников, самостоятельность и новизну исследований, связное изложение содержания, аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.


Библиографический список
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры” [Электронный ресурс].- Режим доступа: ГАРАНТ.РУ:  http://www.garant.ru/hotlaw/federal/639762/#ixzz4U6lRfozk
  2. Положение о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета», утверждено решением Ученого Совета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России 16.10.2016г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kurskmed.com/up/offinform/pdf/pol_ig.pdf

 



Все статьи автора «Зюкин Данил Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: